HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Лачин

Главный редактор НЛ Игорь Якушко: о литературе и писателях, о будущем журнала, о себе

Обсудить

Интервью

На чтение потребуется 50 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.10.2014
Оглавление

5. Литинститут и цензура
6. Православие, мат, Москва и москвичи
7. Любимые писатели

Православие, мат, Москва и москвичи


 

 

 

Лачин:

 

Порою раздаются голоса, что не православный – не русский. Считаете ли вы православие неотъемлемой частью русского национального самосознания? И является ли принятие Россией именно православия (а не, скажем, католицизма) благодеянием для народа? Или однозначного ответа на этот вопрос нет? Если нет, то нет у вас лично или точный ответ вообще вряд ли возможен?

 

Игорь Якушко:

 

Я бы не стал прислушиваться к этим голосам: они принадлежат либо дуракам, либо провокаторам. Гораздо корректнее для определения русскости было бы взять язык, на котором думает и общается человек. Его отношение к единству русской земли и культуры. Миролюбие. Понимание справедливости. Готовность к самопожертвованию. Степень принятия коллективизма. Инертность, своеволие, отношение к предкам, педагогические воззрения. В общем, много чего следует принять во внимание, прежде чем говорить о вероисповедании. Это во-первых. А во-вторых, люди ведь делятся не только на православных, католиков и протестантов. Бывают ещё мусульмане, буддисты, иудаисты. А ещё есть совершенно особая категория: если те верят в то, что Бог есть, то эти верят в то, что Бога нет. Не говоря уже о приверженцах всяческих промежуточных философий.

А принятие Россией именно православия, если иметь в виду крещение Руси, является для народа благодеянием в той же мере, в какой было последовавшее за этим объединение русских земель в обще государство. Хорошо это или плохо? Да, наверное, хорошо, раз мы, русские, до сих пор есть, и не только есть, а – о-го-го, какие! Впрочем, я вполне допускаю, что на месте православия объединительной силой могла бы выступить и другая религия. Но Владимир Святославич выбрал именно православие. Значит, были у него на то причины. С тех пор прошла уже тысяча лет, и я думаю, было бы странно, если бы православие не стало частью русского национального самосознания. Стало, стало, хотим мы этого или нет. Однако это не мешает быть русским любому, кто говорит и думает по-русски и разделяет хотя бы перечисленные мной только что ценности, не включая православное вероисповедание.

В этом смысле меня раздражает подловатый термин «русскоязычный» в отношении национального вопроса. Такое ощущение, что он придуман для того, чтобы по политическим мотивам избегать слова, имеющего тут истинное значение – русский. Поэтому я настаиваю, что когда вы слышите о дискриминации «русскоязычных» где-либо – в Прибалтике, на Украине, на Кавказе – знайте, вас пытаются ввести в заблуждение, рассказывая о бедах каких-то там «русскоязычных». Нет никаких «русскоязычных», это наших бьют.

 

 

Лачин:

 

Имеет ли нецензурная лексика право на существование в литературе? Печатать ли её целиком, или с отточиями, пропущенными буквами, или заменять слова многоточиями, или лучше вообще не печатать?

 

Игорь Якушко:

 

Мы уже с вами как-то касались этого вопроса, и я могу лишь повторить сказанное однажды: печатать нужно то и так, что и как не стыдно показать своим детям. Теперь скажу, может быть, чуть более подробно. Когда я учился на филологическом факультете родного института, профессор русского языка предупредил нас на одной из лекций: «Мы с вами специалисты, и нас не должно смущать никакое из существующих в языке явлений. Брань, арго и мат присутствуют в нашем языке, и мы будем изучать их как специалисты. И нечего тут смущаться. А то будете потом говорить, что Пеньковский на лекциях матом ругался». С тех пор я отношусь к мату спокойно, и даже самая распоследняя грязь в печатном виде меня не смущает. Но вот что интересно. Знаете, что отличает интеллигента от обычного человека? Это, кажется, анекдот такой был, но очень точно там показана суть вопроса. Если в присутствии интеллигента ругаются матом, то он краснеет. Так вот, доктор филологических наук, пушкинист, педагог-просветитель Александр Борисович Пеньковский был интеллигентом. На своих лекциях по русскому мату он не произнёс ни одного грубого слова.

Понимаете, Лачин, у всех нас – и у меня, и у вас, и у всех дорогих нам с вами людей, и у всех, кого мы не любим тоже, у всех имеются в животе кишки. Нам ведь об этом хорошо известно, не правда ли? Однако обнимая любимую женщину, беседуя друг с другом об умных вещах, протягивая руку для знакомства, мы не держим этого факта в голове. И уж тем более не рисуем себе картин, с ним связанных. Для этого есть специалисты, целыми днями копающиеся в малоприятном, причём, для нашего же блага. И о кишках мы вспоминаем только тогда, когда, как говорится, приспичит. Точно так же и с матом: без него можно обойтись всегда, даже несмотря на то, что он есть в этом мире. И тот, кто опасается пойти против художественной правды, лишая своего литературного героя возможности смачно выругаться в критической ситуации, вынуждает себя вслед за этим присыпать матерком и авторскую речь, а в конечном итоге уже не может обойтись без толики дерьмеца даже в самой безобидной тематике. Меняется сам образ мыслей, а вместе с ним искажается и личность. А ради чего, спрашивается? Вот почему матерщина в литературном произведении напоминает мне болезненное пристрастие к физиологии. Например, описывает некий автор общение двух люмпенов и использованием нецензурной лексики, и вдруг незаметно переходит к описанию тошнотворных физиологических подробностей их организмов, скрытых под слоем одежды и плоти. Для чего? А просто не может по-другому. И это его беда как автора, и моя проблема как редактора.

Если нам в журнале приходится публиковать текст с нецензурной лексикой, то мы уже несколько лет не печатаем её целиком, а заменяем отточиями некоторые буквы в слове, так, чтобы было понятно, какое слово употребил автор. Отказывать в публикации исключительно из-за мата приходится редко. Это надо быть своеобразным гурманом, чтобы создавать подобные произведения. Тоже ведь явление! Впрочем, на поверку всегда малоинтересное.

 

 

Лачин:

 

Как вам кажется Москва? Является ли она средоточием наиболее умных и образованных россиян? В частности, в литературном отношении? Отличаются ли москвичи в целом от остальной страны, и если да, то в лучшую или худшую сторону? Или однозначно об этом сказать нельзя?

 

Игорь Якушко:

 

Мне в Москве неуютно. Слишком она громадная, слишком мелким в таких масштабах кажется человек. Хотя, не спорю, полюбоваться есть чем, и кажется, всей жизни не хватит, чтобы обойти все её музеи, интересные места, посмотреть виды, забраться куда-нибудь. Даже чисто статистически, при такой плотности и таком количестве населения Москва была бы сосредоточием. Но ведь это ещё и столица, и туда стремятся очень многие из тех, кто чувствует в себе силы забраться как можно выше. Поэтому однозначно можно сказать, что да, и средоточием ума и образованности является, и в литературном отношении в том числе.

Другой вопрос, что и низости там довольно – больше, чем в любом другом русском городе. Всего много, слишком много всего. И москвичи, естественно, отличаются от остального народа, причём заметно. Из окружающих городов их, по-моему, нигде не любят – наверное, за то, что в большинстве своём они «умеют жить», то есть устраиваться в жизни, знают себе цену, зазнаются. Впрочем, в Москве настолько высокая конкуренция между людьми, такая активная жизнь, что, наверное, они во многом имеют на это право, имеют право быть другими и осознавать это. Да и можно ли им не быть другими, если они постоянно живут в страхе, что полстраны сейчас вот приедет к ним и отнимет у них их вкусную и жирную часть столичного пирога?

Но с другой стороны, москвичи ведь, они носители той оригинальной русской интеллигентности, которую нечасто встретишь в других городах. Есть в них что-то такое… бардовское, что ли. Такая неизбывная светлая печаль во всём, романтичность такая и устойчивость, уверенность в своей правоте... Впрочем, всех под одну гребёнку всё равно не причешешь. Москвичи потомственные и москвичи в первом поколении, например – это совершенно разные люди. Бедные и богатые москвичи отличаются друг от друга куда сильнее, чем, например, бедные и богатые владимирцы. Ну и так далее.

В конечном итоге, всё это ведь от личного опыта зависит. С кем встретишься, с кем сдружишься, с кем рассоришься. Так что всё это очень расплывчатая тема для разговора.

 

 

 


Оглавление

5. Литинститут и цензура
6. Православие, мат, Москва и москвичи
7. Любимые писатели
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!