HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Лачин

Аплодирующий Яго

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: , 30.06.2008
Иллюстрация.  Автор: Эпель Катя.  Название: "Ревность".  Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/3/615/picture/3/21167.html

 

 

 

соч. 23

 

 

А хотелось бы мне, с позволения вашего, написать такой вот рассказ. Приезжает гастролирующая труппа актеров в провинциальный театр, встречают их с честью. Будем ставить «Отелло». Побледневшие лица, перешепт. Как, вы не знаете? Здесь нельзя ставить «Отелло». Темная история связана с нашим театром. Как играют эту пьесу, непонятное исступление находит на актера-ревнивца, он уже не играет, он действует всерьез, и когда пальцы его обвивают шею Дездемоны, актрисе приходится умереть непритворно. Очнувшись, актер-убийца в ужасе, отпрянув, оборачивается в зал – и вот тогда с пустовавшего ранее места встает человек-призрак в старинном костюме и беззвучно аплодирует. Костюм испанского покроя. Яго был испанец.

Три раза повторялось подобное, и вот уже сотню с лишним лет здесь не ставят венецианского мавра.

Ну что ж, репертуар сбираются сменить. Только вот негодует девушка, мечтавшая сыграть Дездемону, негодует на главу труппы, он же – несостоявшийся Отелло, он же – ее любовник, не по расчету, по страсти. Жалкая, видно, у нас любовь, коль не совладать с собой боишься. Как мечталось сыграть эту роль! Да неужто – задушишь меня? Я готова рискнуть.

Город кипит, бурлит – ставят ревнивого мавра. Билеты рвут из рук. Отпадает проблема пустующих кресел, что облюбовывает призрак – негде ему будет сесть.

Только дело не только ведь в этом – примечает за собою О. (будем именовать так для краткости игравшего венецианского негра), примечает он в ужасе за собою приступы ревности, и все сильнее, и по ничтожным причинам, чего за ним не водилося раньше. Вот оно, вот оно что – начался уже поединок. И уходя с репетиций, лихорадочно штудирует Шекспира. Что-то есть в этой пьесе, нечто скрытое, но самое главное, что ускользает от всех, хоть он и нащупывает вроде.

Ложи кипят, бурлят – премьера исторьи печального негра. Зал набит битком. Между тем О. глядит в щелку занавеса, в четвертый ряд, где сидит градоначальник. С ужасом глядит, потому что соседнее место пустует. Поясняет шепотом директор: жена мэра приболела, хотя, возможно, придет. Так посадите кого-нибудь! Невозможно, место зарезервировано. И вот видит О., только он, и более никто – человек в черном с головы до пят, по-кошачьи гибкий и бесшумный, проходит меж рядами неспешно; перчатки снимая, разваливается в кресле вальяжно. Смотрит на актера. И улыбается. Директор встревожен: актер явно не в себе, смотрит в пустоту и бледнеет, трепещет. Тяжкое предчувствие его охватывает; я отменю спектакль! кричит он, вам же плохо! Только вот лицо у актера меняется, надменным становится, с вызовом. Я сыграю, будь оно проклято! Я сыграю.

Зала затаила дыханье, зала дрожит в ожиданьи: чудно играет Отелло! и что-то будет в конце? И что греха таить, не скроем самого гадкого – многие желают умерщвления злосчастной. Так оно интересней. Незримый Яго действует на всех.

Между тем обуреваем О. противоположными чувствами. Черная ярость мало-помалу овладевает им, не театральная, не гневливого негра к жене, но реальная, живого О. к своей возлюбленной; все обиды и подозренья последних лет оживают, поднимаются волной. И сам же, осознавая все это, в смятении тщится себя побороть. Только и это еще не все – краем сознанья отрываясь от роли, лихорадочней прежнего – думает он о Шекспире, вскапывает пьесу вглубь, и нежданным озареньем вдруг до главного дорвавшись – едва не кричит на сцене. Диким волевым усильем выйдя из роли, целует страстно супругу Яго. И потрясая зрителей криком – уже отнюдь не беззвучным – метнувшийся на сцену человек пронзает его шпагой.

Невероятно не только появление и бесследное исчезновение пришельца – невероятна реальность нанесенного им удара: актер истекает кровью. И умирая, задыхается от радости, он кричит потрясенной толпе: я понял! я постиг эту пьесу! Она не в том, совсем не в том, что мавр Дездемону ревновал. Ревнивец – это Яго. Ведь разбросаны в тексте намеки, и слова самого испанца о том, как подозревался им каждый. Отелло вознегодовал после многочисленных «улик», предъявленных коварным «другом». Яго же улики не нужны. Он безумен. Но в сочетании с железной выдержкой. Кстати, психология его – женская. Его гнев обращен на соперников, не на жену. Это я решил использовать. На сей раз выдержка ему изменила. Прилюдной измены не стерпел. Я поборол его, слышите?!

Актер умирает. Дездемона спасена.

Вот такой мне бы хотелось написать рассказ. Хотелось, потому что писать его я не буду. Вот вы напишите. Да да, пишите, и что там рассказ, раздуйте его в целую повесть, описывайте внешность – директор, например, маленький, толстый, лысый, в больших роговых очках, постоянно потеет – описывайте природу, да хоть вид из окна, одежду, интерьеры, мебель, ну да что попадя, заодно спишите половину «Отелло», ничего, не плагиат, характер сюжета дозволяет – нет, всю пьесу не надо, будет перебор. Главное, чтоб страниц было побольше, ведь деньги платят за количество их, а не за качество. Только я вас прошу, не забудьте, уж подчеркните как-нибудь еще одну мысль, я не поспел высказать: что каждый раз, как зачинаем мы любовный роман, то проходит меж рядами, что в театре «Вселенная», человек в черном с головы до пят, по-кошачьи гибкий и бесшумный, устраивается в пустующем кресле (а всегда таковое находится). Глядит на нас. И улыбается.

Да, конечно, можно улизнуть перед поднятием занавеса. Но, может быть, мы придумаем что-нибудь по ходу пьесы? И, в щелку занавеса глядя, я кричу своему рассудку, как мой актер на директора: я сыграю, будь оно проклято! Я сыграю.

 

 

 

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Список лучших букмекерских контор в России
Поддержите «Новую Литературу»!