HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Валерий Крылов

Первое грехопадение, или Почти недетская история

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 4.08.2012
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

И вот иду по дороге, пылю разбитыми ботинками, которые давно «просят каши», а вокруг тихо, пустынно, только свиньи хрюкают в глубоких, не просыхающих за лето кюветах, да у плетней копошатся куры. Вторая половина августа, конец дня, а теплынь такая, какой и в июле не увидишь.       Этим летом мы немного припозднились с покосом и горевали, что не успеем управиться до дождей. Но теперь успеем посуху – это точно. Сегодня мы сгребли и скопнили последнее сено, а назавтра наметили сметать последний стожок. Мама сказала: «Нам, видно, Боженька помогает». Боженьку-то она, пожалуй, к слову помянула, потому как я ни разу не видел, чтобы она молилась или крестилась. В тридцать девятом году, рассказывала она, отец вступил в партию, снял висевшие в переднем углу иконы, завернул в расшитое петухами полотенце и засунул на самое дно сундука. После ухода отца на фронт мама всё же вынула иконы и молила Бога, чтобы миновала Антона Степановича вражья пуля. Не миновала. Пришла похоронка, и мама сняла равнодушных к её молитвам Христа и Богородицу, в сердцах хотела выбросить, но раздумала и положила их на старое место в сундук. Пожалуй, они до сих пор там лежат.

Посёлок наш небольшой – дворов сорок, но вытянут вдоль грейдерной дороги километра на три, с крутыми поворотами и проулками. Из-за болот дорогу прокладывали там, где выше и суше, и петляет эта дорога до самых вырубок. По обеим её сторонам, повторяя изгибы, разбросаны дома и усадьбы. Строились, кому и где как вздумается, лишь бы от воды подальше. И не дома построили – избушки... С первого взгляда видно, что рублены они не на века, а на скорую руку, у некоторых даже углы ровно не опилены, и почти все крыты берёзовым тёсом; тёс этот быстро чернеет и прорастает зелёными разводами мха. А ради чего стараться, если жить в этом домишке от силы пять-шесть лет? Вот вырубят отведённые лесхозом деляны – и посёлку конец. И придётся лесорубам с семьями, с домашним скарбом и животиною в очередной раз переселяться на новые места. За свои пятнадцать лет я сменил, ни много ни мало, три посёлка, подобных этому. 

Из-за поворота показался лесовоз, за ним стелился отяжелевший к вечеру серый шлейф пыли. Пропуская его, я сошёл на обочину, но он притормозил возле меня, и из кабины высунулась кудрявая голова Ромки Васильева – ухажёра Зины. От бровей до подбородка по его скулам протекли грязные дорожки пота: в железной кабине при такой духоте – не сахар.

– Колька! – крикнул он мне. – Передай Зине, что на вечёрку не успею. Пусть не ждёт, хорошо? Обязательно передай!

– Ладно, передам, – сказал я, и гружённый лесом ЗИС-151 с прицепом, обдав меня горячим, смешанным с бензиновой гарью воздухом, продолжил свой путь. Я даже почувствовал, как под ногами прогнулась земля.

Берёзовые хлысты на прицепе, с обрубленными сучьями и ветками, казались неестественно длинными; ободранная стальными тросами кора слезилась соком, а под корой желтела древесина, похожая на голую кость; тонкие вершинки, свисающие с прицепа, раскачивались и пружинили в такт ухабам. Отгуляли берёзки своё, отшумели. Сколько таких уже вывезено из леса, а всё везут и везут…

 

Дорогой я вспомнил, что надо бы зайти к Серёжке Кузьмину, моему однокласснику – это по пути. Дом их стоит на окраине, и отец Серёжки, дядя Зена, знаменитый на всю округу пилоправ, должно быть, наточил мою ножовку. После его заточки, говорят лесорубы, пилы не пилят, а поют. И он никогда никому не отказывает. Тётка Варвара, его жена и мать Серёжки, ворчит другой раз: «Всё ширкаешь, Зиновий, ширкаешь, хоть бы какую копейку в дом». А дядя Зена, высокий сутуловатый мужик с рыжевато-седой щетиной на изрезанных глубокими морщинами щеках, или промолчит, или, не выдержав, скажет: «Побойся Бога, Варвара! Я что, с них последнее рвать буду?». Это верно: двуручные пилы, «лучки», ножовки и топоры несли затачивать те, у кого мужиков в доме не было. Как у нас, например.

Он знал моего отца, до войны они вместе работали и вместе уходили на фронт. Только дядя Зена вернулся домой после тяжёлого ранения (он и сейчас прихрамывает), а отец погиб. Всякий раз, увидев меня, дядя Зена повторяет почти слово в слово: «Ну, ты погляди-ка, ну вылитый Антон! Ну как две капли!». А потом обязательно спросит: «Как там мать, девчата?» – и взъерошит своей тяжёлой клешнястой ладонью мои вихры. В его голосе мне почему-то всегда слышались извинительные нотки: я вот, мол, жив, здоров, а твой отец там остался. А, может, мне это только казалось.

С Серёжкой мы учимся в одном классе и сидим за одной партой. Он старше меня почти на два года, но в четвёртом и пятом оставался на второй год, и я догнал его. Хотя и мне пришлось дважды посидеть во втором: заболел неизвестно откуда взявшейся скарлатиной, пропустил два месяца, и в том году меня в школу больше не пустили.

Одно время мы с Серёжкой крепко дружили, но с начала нынешнего лета встречаться стали реже и реже. За последний год он здорово изменился: ростом вымахал, как на дрожжах, забасил и, посчитав себя совсем взрослым, перестал приходить на наши игрища. И такой вид на себя напускал, будто он знает нечто такое, что нам ещё неведомо. А уж материться стал – ну просто виртуозно! И откуда только нахватался? Хотя при желании нахвататься можно: матерятся в посёлке почти все мужики, не замечая ни женщин, ни ребятишек. Особенно, когда подопьют. А ему и вовсе далеко ходить не надо: тётка Варвара, характером вздорная и сварливая, держащая всю семью в ежовых рукавицах, иной раз так запустит матом, что впору уши затыкать! И на руку очень даже скора. Если при отце Серёжка курил почти в открытую, то при матери – ни-ни. О таких женщинах, как тётка Варвара, в посёлке говорят: гром-баба!

 

Ещё в позапрошлом году Иван Григорьевич, директор школы, случайно прихватил в туалете на улице Серёжку, меня и ещё четверых ребят из других классов с цигарками. Чего греха таить, и я иногда покуривал за компанию с другими. Привёл он нас в школьный зал, именуемый «актовым» (там проводились школьные линейки, зимой – занятия по физкультуре и прочие мероприятия), выстроил вдоль стены и сказал:

– Будете, курильщики мои, стоять, пока родители не придут, Пусть на вас полюбуются, – и, оглядев каждого, как бы запоминая, ушёл в учительскую.

Иван Григорьевич вид имел внушительный. Был он высокого роста, ходил всегда в тёмно-синем полувоенного образца кителе с блестящими пуговицами, в галифе и сапогах. А лицо – такое увидишь, не забудешь: глаза чуть навыкате, нос горбинкой, лоб высокий и просторный, а курчавые чёрные волосы начинались едва ли не с макушки. На фронте он воевал офицером-танкистом, горел в танке, после чего рука его не сгибалась в локте и была всегда прижата к животу. Преподавал он историю и географию и часто рассказывал нам о войне, а когда очень уж просили, приносил показать нам свои ордена и медали. Мы очень уважали его, как уважали каждого фронтовика в посёлке, а единственного из всех офицера – тем более. И потому безропотно принимали от него любые наказания. Впрочем, понапрасну он никого не наказывал.

На каждой перемене школьный зал наполнялся детворой; девчонки хихикали, показывали нам языки, а мальчишки, похоже, завидовали: мы враз стали знаменитыми на всю школу и, в глазах некоторых, выглядели не только жертвами, но и героями. Учителя, проходя мимо, укоризненно покачивали головами.

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!