HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

Кара-н-тин 2

Обсудить

Повесть

 

Лирическая хроника мора

 

 

Купить в журнале за июль 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2020 года

 

На чтение потребуется 1 час | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.07.2020
Оглавление

1. * * *
2. Ничего, кроме жизни
3. Тогда в ком?

Ничего, кроме жизни


 

 

 

Снилось ему: кто-то гонится, бежит за ним, догоняет. Он оглядывается – кто гонится, рассмотреть, до боли щурит глаза – распознать, и не видит. Нет сил бежать – надо остановиться, лицом к лицу с бегущим столкнуться – сразиться, победить или погибнуть. Но как сразиться с тем, кого не видишь, не слышишь?

Озноб. Как узнал, что за ним кто-то гонится? Откуда он знает, как и о чём говорил Заратустра? Зачем это знать? Чтобы бежать? Чтобы пот лицо заливал? Чтобы невозможно было остановиться и отдышаться? Или это вопросы бегут за ним, за пересохшее горло хватают?

Проснувшись, от кошмарного сна отряхнувшись, он читал Фукидида.

«Столь свирепой чумы и такой смертности людей, насколько помнится, не было ещё нигде. Дело в том, что врачи были бессильны: первое время они лечили, не зная характера болезни, и чаще всего умирали сами, чем более входили в соприкосновение с больными; да и вообще всякое человеческое искусство было бессильно против болезни. Сколько люди ни молились в храмах, сколько ни обращались к оракулам и тому подобным средствам, всё было бесполезно; наконец, одолеваемые бедствием, люди оставили и это».

«Все обряды, какие соблюдались раньше при погребении, были попраны, и каждый совер­шал похороны, как мог. Многие, раньше уже похоронившие немало своих, прибегли к непристойным похоронам за отсутствием необходимых принадлежностей для погребения: одни клали своего покойника на чужой костёр и поджигали его прежде, чем появлялись те, которыми костёр был сложен; иные бросали принесённого покойника сверху на костёр, в то время как сожигался на нём другой труп, и затем удалялись».

Попробовал тогдашние Афины представить. Закрыл глаза. Замкнул слух. Кромешная тьма. Тотальная тишина. Афины не возникали. Не смог увидеть ни живых, ни умирающих. Не смог услышать крики больных, хрипы агонизирующих, сходящих с ума крысиные взвизги. Слишком хорошо видел те Афины, в которых несколько раз побывал.

Отложил Фукидида. И без афинской чумы слишком тоскливо.

Что происходило? Что происходит? Вот-вот, ему подумалось, пити-пити-пити и ти-ти, как князь Андрей, вдруг услышишь, и тогда уже не отвязаться от этих в душу проникающих звуков, тогда никак от страшной музыки не отделаться.

Бывает, кто-то со временем своим совпадает. Случается, как он, из него выпадает. Написано на роду, от личной воли никак не зависит. Плыви хоть быстро, хоть медленно, за аквариумные стенки не выплывешь.

Это не я, это со мной.

Липкой водицей с запахом хлорки по ковчегу страх растекался, в щели страх проникал, заползал страх под двери, а куда не мог просочиться, болотным паром зелёным настойчиво пробирался. Ни тряпками, ни сквозняками, ни молитвами – избавиться от него было ничем не возможно. Вездесущий, радиации был подобен. Закрадывался в ноздри, в кожу влипал, в глаза заползал, в уши прокрадывался. Язычнейшие из язычников не священным деревьям и не священному праху, но страшнейшему страху молились, жертвы ему приносили из стройнейших юношей и красивейших дев.

Все взаперти по углам. А бывало, в открытое окно забросив удочку, ловил он слова и словечки из разноязыкой речи: обитатели ковчега ведут беседу громче обычного: возраст, шум волн, грохот во времени и пространстве разнообразных событий.

Ковчег плывёт. Не отмываемый, не вышибаемый дух слежавшейся заплесневевшей тоски вездесуще с каждым днём в ковчеге сгущается. Вокруг, везде, над и под – бездонность, безбрежность. А внутри – тоска, страх, пустота.

Ковчег плывёт по обочине мироздания, вдали от пассажирских, товарных и прочих путей.

Ковчег плывёт, за собой оставляя зло не наказанным, добро не восторжествовавшим. Днище ковчега ракушками обросло, словно атлантидовым прошлым – днище каждого из ковчежцев, из которых, как улей из сотов, он в единую громаду слагается.

Ковчег плывёт над прежними, из жизни прошлой, почти чужой, городами, полями и всем остальным, что прожито и полузабыто, стало достоянием памяти и владением мифа.

С незапамятных времён – заложник взбунтовавшихся вод – плавал ковчег, в будущее не заглядывая, понимая: слишком стар и огромен, чтобы у берега, в камышах принцесса его отыскала, младенца спасла себе на радость, народу своему на погибель.

Вначале вселенная – он объездил полмира, жаль, до Австралии не добрался – до одной страны сократилась. Он её не раз пересёк с севера на юг и с запада на восток, по её тысячелетиям путешествуя. Затем страна, как река, обмелела до города, в редком закоулке которого не побывал, кривые улочки, переулки и тупики парадности предпочитая. В последнее время на небольшом островке очутился, его, опираясь на палку, облазил вдоволь и вдоль: поперёк была небольшая полоска, от когдатошнего холма сохранившаяся, поросшая кустарником, сквозь который и без палки даже лет двадцать назад было ему не пробраться. И вот теперь – квадратные метры, которых, считай-не-считай, больше не будет, правда, пейзаж почти безграничный. Вглядываясь в него, последнее время всё чаще думал он о себе в пассивном залоге, типа, чёрт его дернул.

Заброшенность. Забытость. Забвенность.

Заброшенность – это за шкаф: выбросить жалко, авось пригодится. Забытость – это на вокзале под лавкой: свёрток с одеждой, в чемодан не уместившейся.

Забвенность – сложней: старых (отнюдь не старинных!) кладби́щ запустение.

А там, за стенами ковчега цвета мокрого дерева почерневшего, тусклых снов и сбивчивой музыки, там, в жизни иной у него было всё или почти всё, что может пожелать человек.

Здесь, в сплетении теней, у него не было ничего.

Ничего, кроме жизни.

Этого было достаточно.

И этот ковчег встраивался в предыдущий, новым смыслом его наполняя, прежний собой замещая, как новые верования и новые праздники – старые. Встраивался и растворялся, как малые и не слишком удачливые народы растворялись в удачливых и больших.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. * * *
2. Ничего, кроме жизни
3. Тогда в ком?
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!