Михаил Ковсан
Повесть
На чтение потребуется полтора часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Оглавление 5. Осознав невыносимость бессмертия 6. Острым – пишем, стираем – тупым 7. Одним глазом – своё, другим глазом – чужое Острым – пишем, стираем – тупым
Вернулся поздно – он не спешил. Сосед не спал – дожидался узнать о наработанном за день: он привык с утра до вечера трудиться не уставая. Дожидался, но деликатно молчал, не навязывался – он первым разговор начинал. Но не было сил: слишком много было света сегодня. Прилёг, зажмурил глаза: чернота, неподвижная, мёртвая, оказалась живой, начав сгущаться, мгновение – растёкшейся каплей медузной форму начала обретать, отделяясь краями от белёсого приграничья, наливающегося голубизной, темнеющего, не имеющего формы своей – лишь границы со тьмой, а та превращалась в фон, отражение голубого, сгущающегося изнутри в сапфировость воды из кувшина, не успевшей пролиться, вспышкой мир ослепляющей. Испуганный, с заледеневшим сердцем он встрепенулся, открыл глаза и увидел своё обычное, ежедневное утро, когда в зависимости от погоды он шелестел по сухому песку или по мокрому шлёпал историей своей жизни. Он был последним, младшим, случайным последышем – намного младше братьев-сестёр, неприкаянно трущихся юной влажной кожей о сухую в трещинах старость. Вначале умерла собака. Большая, густошёрстная, старая, ласково домашне родная. Однажды вечером рванула поводок, чего с ней давно, со щенячьего возраста не случалось. Вдалеке, в роще нашёл. Вернулся домой, взял лопату. Там, в роще похоронил. На следующий день за обедом отец задумался – пустая вилка повисла в молчании, которое длилось и после того как, вздрогнув, кусок нагнулся поднять, чего не делал с тех пор, как подросший щенок к обеду стал приходить. Потом умер служивший до седоголовости архивным юношей, никогда не болевший отец. На похороны съехались все братья и сёстры, приехали родственники, соседи сошлись, дом открылся, улицу впуская в себя, улица – дорогу, заканчивающуюся кладбищем и могилой; рядом оставлено место. Когда умерла всегда болевшая мать, могила стала двойной – промежуток стёрли одной широкой плитой. На открытии общего памятника было много народа, но дом остался закрытым, не впускающим улицу, отделившись от кладбища и могилы. Он остался один. Остался один – наступило бесконечье каникул, во время которых звонили и звали – погостить, пообедать. И сейчас он знал: позовут. – Спасибо, – он перебрался за стол, на котором его ожидал прикрытый салфеткой поднос с ужином, на который он опоздал. – Не стоит, вы обо мне всегда помните тоже. Он в случае чего, конечно бы, ужин принёс. Только ни разу не было случая, чтобы тот к еде опоздал, да и выходил крайне редко, почти никогда, а случалось – к еде обязательно возвращался. Спокойный, обычно по утрам он скупо делился словами, подбрасывая их, аккуратно артикулируя, чтоб не обидеть, подбросить в не разгорающийся разговор. Возбуждённый, обычно с первыми звёздами выплёскивал эмоции, как помойное ведро, сам обляпываясь словами из тех языков, с которыми сводила эпоха, не один колодец, из которого ночью вытаскивали ведро с плавающей луной, не один колодец сумевшая отравить. Предмет лунных бесед – так их сосед называл – всегда определялся книгой, лежащей на тумбочке. Терра инкогнита – терра феликс! Это был их пароль, призыв, зачин ритуала, что означало: неизведанная страна – страна счастливая. Начинаем. Но в этот раз так и не начали. Сосед молчал. Встал, подошёл к окну, открыл, впустив в комнату ветерок, который его обласкал, соседа же, притянув к себе, шлёпнув наотмашь, в глубь комнаты отшвырнул. Задумываясь над нынешним неуместным, несуетным бытием, по привычке желая в сеть определений его уловить, он говорил себе, что вплотную окружающее его здешнее человечество делится на две группы по характеру зрения. Опекающие порой до смешных мелочей видят всё здесь и сейчас. Опекаемые здесь и сейчас не видят почти ничего: притопчись слон – и того не заметят. И те и другие смотрят в бинокль. Одни, как положено, вдаль, пророчествуя, тщась углядеть начало в конце. Другие – прошлое к глазам приближая, крошки счастья выуживают, тщась в начале конец углядеть. Кому лучше живётся? Может, об этом знает он, слышащий голоса, которого по-разному называют? Эти зовут одним и тем же именем постоянно. Те – разными, в зависимости от настроения. Но никто никогда не называет истинным именем, хотя были пытавшиеся: одни – отыскать, другие – имя придумать. Тайные последователи Сократа, не ведая о своей высоколобости, придумывали, фантазируя на темы сущности и номинации, шокируя окружающих знанием языков. Тайные последователи Абулафии, не ведая о собственной сопричастности, искали, опуская вниз голову, коленями зажимая – до муторности, до тошноты в мозгах. Но и те и другие, приблизившись, отпрянув в страхе, всё забывали. О двух концах палка: острым – пишем, стираем – тупым. Все они обманывали и обманывались. Искали твердь – хлябь обретали. Выросли, в возраст вошли, забыли – вспомнили, потеряв – обрели. Думали твердь, оказалось, что хлябь. Обознались. Трясина всегда чавкает под ногами. А он, вечный читатель, восходя к блаженным вершинам гурманства, продегустировав вина сложных и тонких букетов, многосоставными соусами изощрив аппетит не голодный, в совершенстве овладев инструментарием познания сложного, тонкого и изящного, он, жаждущий и несытый, ныне сидит на балконе: книга, лупа. Ночью – и настольная лампа.
Вспомним. Если первая модель познания Всевышнего в конечном итоге сводится к «всеимянности» – к Нему может быть отнесено любое данное человеком имя и выражение (даже такое: «Бог умер»), то вторая (четырёхбуквенное) – к единственному, непроизносимому Имени. А теперь об Аврааме, к нему Господь обращается, повелевая уйти в землю, которую укажет ему, обещая сделать его народом великим. Затем Он является праотцу, говоря, что не только ему, но и потомству его будет отдана эта земля, по которой предлагает пройти, вступая, так сказать, во владение. Затем Господь в ответ на то, что нет у Авраама наследника, приоткрывает завесу – наследник родится, и от него произойдёт народ, которому суждено в земле чужой жить четыреста лет и который возвратится в свою (его, Авраама) землю. Господь заключает с Авраамом союз о границах земли, которую его потомству отдаст. Господь говорит с Авраамом, является ему, и Авраам слово Господа принимает на веру, не рассуждая, но повинуясь. Можно поверить в то, во что поверить никак невозможно? Ответ на вопрос – Авраам. Нет нужды добавлять, что во всех тех эпизодах Всевышний четырёхбуквенным именем наречён. Но вскоре появляется и более понятное имя Всевышнего. Именем Владыка неба и земли благословляют Авраама, а затем и он сам клянётся Господом Богом Всевышним, Владыкой неба и земли. Согласитесь, Владыка неба и земли куда понятней сочетания четырёх букв! Авраам получает урок теологии: его, Авраама, путь к Господу – не единственный. Отсюда – банальное: Бог один и един, но пути познания Его многообразны. И ещё одно имя Всевышнего. Изгнанная с сыном и спасённая Его волей Агарь находит свой путь, нарекая Всевышнего «Ты Бог видящий». Рассказ о жизни праотца Авраама – это и теологический семинар, участникам которого недоступен Бог мистического откровения, Бог, четырёхбуквенным Именем наречённый, Бог Авраама. Отсюда – множественность имён, принятая в рамках этого семинара. А ему, Аврааму, которому доступно высшее знание, зачем участвовать в семинаре? Отвечает Господь, называя Себя Аврааму: «Я Бог Всесильный». Знаменательно, новое для Авраама имя Всевышнего появляется в эпизоде дарования нового имени праотцу: был Аврам – стал Авраам. У праотца два имени. Господь явлен Аврааму под Именем и именами, что указывает на два пути постижения: рациональный – через деяния, и мистический – в откровении. Лишь диалогический, двуединый есть путь подлинный, истинный. А те, кто полагает, что возможен только один? Они ошибаются: одни, полагая, что только в деяниях Господа в мире можно отыскать онтологическое доказательство Его бытия, другие – что мистическое откровение самодостаточно для наделённых свободой воли и разумом.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 5. Осознав невыносимость бессмертия 6. Острым – пишем, стираем – тупым 7. Одним глазом – своё, другим глазом – чужое |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|