Михаил Ковсан
Повесть
На чтение потребуется 2 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Слушая говор колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое…
(И.С. Тургенев).
Ночью нас никто не встретит, Мы простимся на мосту.
(Народная песня).
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна…
(А. Блок. Незнакомка).
Оглавление 8. Где купить уши? 9. В полукаморке мечтать о каморке 10. Слава богу, что не вернулся В полукаморке мечтать о каморке
О чём в полукаморке мечтать?
Это в комнате, где на стене портрет мальчика с зайцем, мечтать можно о девочке в окне дома напротив, вместо которого подъёмный кран крестит небо над взорванным монастырским собором с фресками обнажёнными, в которые зимой снежки мальчишки швыряют.
В полукаморке не о девочке и не о столице мечтать. В полукаморке вспоминать о садике, который примыкал к домику деревянному странному и старинному уничтоженному, на месте которого кран. Вместе исчезли девочка, дом и тот садик, в котором в эпоху уходящих зубов деревце посадил. В полукаморке мечтать о каморке, откуда нехотя тени уходят, медленно очертанья теряя, над которой, смущая, воображение возгоняя, розовея на солнце, лысеет гора, а на самой вершине её стоит паренек розовощёкий парной колокольцевый молодцеватый. В полкаморки пространство течение времени, движенье эпох искажает. Что за чем?! Воскресенье за субботой или же суббота за воскресеньем? Голгофа за воскресением или же воскресение за Голгофой? У кого спросить? Кто не даст мне ответа? Или, плюнув на всё, сходить поглядеть на Голгофу. Как-никак панорама полсвета объехала. Что, в самом деле, полтинника жалко, или сколько входной билет нынче стоит, увы, уже без гимназической скидки. Отменили скидку. Потому что гимназии упразднили. В углу, там, где трубы, загрохотало. Вот это и очень действительно и чрезвычайно разумно. В бельэтаже, на первом или же на втором – вариантов немного, всё жильцы новые, неизвестные – кто-то посетил эрмитаж, как некогда жеманно выражалась наша кухарка. Где она? Кому нынче стряпает? Из чего? Всё у них на втором постоянно чадит, подгорает, на всю Европу воняет. Но что мне Европа. Свой нос к телу намного ближе, чем эта старушка, страдающая от изобилия совершенно постыдного, старушка, по которой призраки бродят. И они и она поразительно благоразумны. Благоразумие, нет спору, прекрасно, но мне, увы, ненавистно. Меня всё более отвлечённые вопросы волнуют. К примеру, кто победит в поединке камня с Сизифом? Всё больше желания странные одолевают. Например. Хорошо бы устроить пир во время чумы. С чумой проблем нет. С пиром – проблема. Да и с кем пировать? С моей вечной спутницей крысой с непредсказуемыми прихотливыми изменениями восприятия мира? Однако надо признать, мои мозги, манией величия набухая, в полукаморке скисают. Молока ведь нет. А что-то должно скисать непременно. И дверь входная визжит. Скрипят кожаные одежды жильцов. Дни длятся неисчислимою темью. Глаголы времена растеряли и перепутали. И перед самым концом, задыхаясь, спросит поэт: на какую букву легче дышать? И сам же ответит: на «и». Что прекраснее лилии? Вот рецепт лёгкой смерти: в бесконечно длящейся аллитерации, утопающей в ассонансе. А это рецепт смерти тяжёлой. После полуночи и до рассвета по лестнице наверх подкованный топот сапог. И, как рассветет, перед тем, как проснуться, тот же топот, слегка семенящий, вниз, чтобы, воздух свежий впустив, грохочущей дверью взорваться. Пока не спрашиваю: за что? Спрашиваю лишь: это разумно? Ведь не пророчества мне, слово услышав, здесь сочинять. Не апокалипсис в волнах могучих услышав, записывать на мертвенно бледном пергаменте, коже бедных животных, закланных ради вечного слова. Не пастырские послания отсюда мне слать. Если так, было б понятно. Мне? Не пророку! Не Иоанну! Не пастырю! Упаси боже, гордыня меня не заела! За что?! В этом узком пространстве жуткая вонь меня донимает. Заставляет вспоминать изысканность ароматов иного времени и пространства другого. Откуда здесь такая несносная вонь? Может, дом на кладбище выстроен? Или на скотомогильнике? Или ещё на чём жутко смердящем? Кто рискнул вторгнуться в пространство гиблое, дом в нем построить, липовые деревья вокруг насадить? Кто? Кто? Ко-ко-ко! Некто! Никто! Это кричал безголовый петух, мечущийся по двору с оторванной головой подмышкой, черной и мокрой от пота. Мелькнуло лицо, свое в нем узнал, да и петух оказался не птицей, обречённой домашней, но мною, от вони страдающим и размышляющим: если всё в мире не вечно, то не вечна и вонь. Но кто-то, застенчиво извиняясь, вкрадчиво замечал, что это ошибка, что сам мир, конечно, не вечен, ведь и солнце рано ли, поздно, как ни печально, всё же потухнет, но вонь переживет даже солнце. Ответ повлёк утверждение: подобное пространство столь не разумно, что осязаемо действительным быть не может никак. Потому и бесконечное время, из недействительного пространства проистекающее, не разумно и не действительно. И, коль скоро я в нем нахожусь, то я сам не разумен и не действителен. Нет меня, а что наблюдаю, вовсе не я, а призрак, морок, видение временем униженного, эпохою уничтоженного человека. Но и призраки смертны. Не будет меня – не будет и призрака. Мне его жаль. Всю жизнь мы с призраком вместе. Привыкли. Потому его пытаюсь спасти. Воспоминаниями и фантазиями. Впрочем, между ними особой разницы нет. И то и другое – неприступный, над окрестностью на высокой горе в недоступное небо уносящийся замок. Стены крепки. Ров полон водой. Мосты подняты. Ворота могучи. Воспоминания суть болото: засасывают. Покинуть дом, провинциальный, давно в землю накрепко вросший, ради на сваях скворечника, столично реющего над болотом, чтобы в полукаморку вернуться? Над кем ещё так ядовито подслеповатая судьба посмеялась?
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 8. Где купить уши? 9. В полукаморке мечтать о каморке 10. Слава богу, что не вернулся |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|