HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

Экскурсия

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за июль 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2018 года

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.07.2018
Оглавление

5. Где же он?
6. Спора не будет
7. Миг – и рассеялся

Спора не будет


 

 

 

А если кофе ему недостаточно? Если позавтракать не успел? И голод настигнет, где дорого, невкусно и для желудка не всегда безопасно? Я ведь обычно кормлю гостей после. Одним словом, куда? Чтобы недолго и не слишком фастфудно? За водоворотом, внутри всего великое множество: китайское, таиландское, пицца, мясное, кофейное и вегетарианское. Нет. Внутрь не войдём. Не дадим себя кондиционированной прохладою соблазнить – день будет жарким. Хотя: ветерок, с запада, с моря, не сильный, но освежающий. Итак, где же мы кормимся?

Конечно, тоже обжорка. Однако! Одним названием можно досыта накормить. Пожалуйста, голову поднимите, прочтите: Калба Савуа. Перевод? Сытая собака? Прекрасно. Откуда и почему? Точней спросить: в честь кого? В честь его сына, которого звали Бен Калба Савуа: каждый в его дом входящий голодным, словно собака, уходил всегда сытым.

Правда, за качество нынешней еды древний источник ответственности никакой не несёт, так что лучше, если гость сытым прибудет. Да и утреннего прохладного времени жаль.

После этого и начнём. С утверждения главного тезиса. Антитезиса вовсе не будет. Быка за рога. Побывав в городах, увидев великолепные здания, стройные башни, замечательные бульвары и роскошнейшие фонтаны, вы полны ожиданием красоты, новой, может, немного непривычной и терпкой. Не встретите. Не увидите. Отвечаю на вопрос, который вы ещё формулируете: красота и святость несовместимы. К дискуссии не готовьтесь. Спора не будет. Смотрите!

В отличие от Струнного, прочно укорененного и парящего, здание Центральной автобусной станции, у входа в которую кружит водоворот, возвышается и нависает, словно гора, которая на этом месте была изначально, с Сотворения мира. На самом деле это не так. Как и народ, здесь живущий, и Город, на холмах этих стоящий, станция – кочевая, на этом месте недавно, незадолго до Струнного появилась. А прежде была на улице, по которой пойдем, на полдороге от цели, к которой доберемся к полудню. На прежнем месте небольшая проплешина сохранилась: автостоянка, маршрутки и прочее. Когда станция сюда переехала, была низенькой, грязненькой. Автобусов становилось всё больше. Решили никуда не переносить, новую на этом месте построить, временную устроив неподалеку, на половине кладбища, заброшенного людьми и Богом забытого.

Перенесли. Возвели. И открыли. На фасаде часы водрузили: стрелки движутся, время идет. Где идет? В Городе? Грезящем идиллиями и пасторалями, который смирился, что собаки слизывают с его камней кровь? В интерьере автостанции огромные буквы единятся в слова. Те – в древний стих, который, как часы на фасаде, совершенно не нужен. Знающие язык не обращают внимания, ибо привыкли, не знающие думают, что реклама.

Чужому глазу Город кажется вольным, расслабленным, особенно в утренние часы. Но беспечность – лишь панцирь, под которым скрывается страх. Взрыв – панцирь взлетает – страх обнажается: из тьмы вышел – во тьму возвращаешься. Во тьме просишь – тебе не дают, стучишь – не отворяют, ищешь – и не находишь. И смердит алчущим крови зверьем, захлебнувшимся собственным адом, особенно по ночам, когда душно и по стенам скользят силуэты.

Город всегда напряжён, как стальные канаты моста, кажущиеся тонкими парящими струнами, выпевающими слова, огромными буквами начертанные на длинном заборе: «Ты сегодня в небо смотрел?» Белой краской на чем-то бесцветном. Рукой не слишком привычной: буквы прыгают. Может, от радости?

Страх и боль не раз с насиженного места Город выдавливали, и он уходил, тайную часть свою оставляя. Уходил в изгнание, сам себя неся на руках, панцирем от бед, в скитаниях неизбежных, себя охраняя, жизни наваждение переживая. Постоянного пристанища, несмотря на соблазны, никогда не искал. Чувствовал, что зажился – вставал, уходил. Наконец, вернулся и зажил, сам себя возрождая.

Как водится, начал с еды. Даже с крышей над головой можно и подождать, особенно летом, жарким и бесконечным. А еда – это рынок. А рынок – пиршество и веселье. Веселое пиршество – даже во время чумы – красок и запахов. Конечно, хорош бы порядок: ряды калашные и охотные, семантические и стилистические, весело и морозно, громко и ароматно.

Но восток – дело звонкое: красное здесь красней, зеленое зеленей, громкое-звонкое – от края до края. Закричит зазывала – пар изо рта облаком вьется, ширится над рядами. Заверещит – уши заложит, пыль столбом, птица ощипанная вдруг оперится и над рынком взовьется. Нет рядов, всё перемешано: среди овощей, среди лавок зеленщиков вдруг ларь с сыром и коричная лавка, пивной бар на три столика и лавка мясная. Ножи сверкают, пенится пиво, золотятся разрезанные ананасы, а рябчиков нет даже в Охотном, исчезли они – не воротишь.

Любите вы рынок, как люблю его я? Пахнущий издалека жареным мясом, рыбой сырой, сластями тягучими, приторными, сложным сочетанием специй, переспелыми фруктами и потной липкой истомой. Нет, не можете, как я, вы рынок любить. Любить исконную речь с гортанными, которые – учись-не-учись – произносить не научишься. Любить блестящие красные, зеленые, желтые перцы. Любить ванильные, коричные, томные, тёмные запахи – ночные и жаркие, проникающие в кожу и душу, и там навсегда остающиеся.

– Сошёл хозяин с ума! – зазывает потерявший голос хозяин.

– Хозяин рехнулся! – сын вторит отцу.

– Цена упала! Всё дешево! – из последних сил оба шипят.

Нет. Неправильно. По-русски нужно не так.

– Взбесился! Хозяин взбесился!

И блестит в руке нож, танцует и прыгает – ищет кудрявую шею ягнёнка.

Вот и спасение! Город вернулся! Рынок клокочет!

Голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты!

Никто не заглушит, никакая пустыня никогда не поглотит!

До смерти любая боль заживет!

Солнце стало слепить. Зажмурился – достаточно, чтобы в малый миг, в мелкую щелочку видение просочилось. А может, лучше сказать, залетело.

Обычно появлялся он вечером, ещё было светло. Почти не смеркаясь, темнело, набухало ночною прохладой и неясным сумрачным ожиданием: то ли мелькнет и исчезнет, то ли останется, прикоснется к плоти горячей, осушит мокрое и прильнет. Что будет дальше? Отпрянет, словно очнувшись, исчезнет, то ли навсегда, то ли до завтра, когда, словно завесу дня закрывая, возникнет, прикасаясь и осушая. А может, зашуршит, зашумит, заведется, сбросит, загудит, хлопнет окнами, сорвет с веревок белье и проникнет в тайное тайных, в святое святых, в самое желанное из желанных. Отпрянет – вернется, отлетит – возвратится, став безвольным, силу утратив, в вязкое погрузившись, ни на что не способный, цели, его погубившей, достигший. А затем, словно опомнившись, унижения устыдившись, последним усилием оторвется, взлетит, огромные баки, которые лягушками именуют, сметет, их сорное содержимое по ветру понесется – бродячим котам и собакам удовольствие и потеха.

Всегда налетал, вспыхивал грубо, но, сопротивления не встречая, сменял гнев на милость, растекался, в ложбинки вползая, бугорки и складки лаская. И злоба дня переставала довлеть, боль и страх покидали. А когда, уставая, стихал, забивался в углы, посапывая жалобно, по-щенячьи.

Всегда он будет смел и неистов, дерзок и нежен – в одном движении, в едином порыве. Грозовой тучею пронесется – молнии, словно ножи, заблестят, гром загремит, заскрипит, словно скрежет зубовный, ливнем прольется, зелень поникшую оживляя. Засверкает, нальется красками, и радуга благословит игры Города с ветром, чьи неуверенные, бесцельные, пьяные метания, ему безумно желанны.

В темных стеклах очков цвета не потускнели, но успокоились. Водоворот стал вращаться чуть медленней, городской шум слегка приутих. Подумалось: на языке, на котором Город тысячелетия говорит, город и ветер – женского рода, а в переводе оба слова – мужского. А думается почему-то иначе: «город» – в оригинале, «ветер» же – в переводе.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

5. Где же он?
6. Спора не будет
7. Миг – и рассеялся
448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!