HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Экскурсия

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за июль 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2018 года

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.07.2018
Оглавление

18. Вам бы тесней сойтись с Городом
19. Нет, не будем о грустном
20. Вы будете смеяться

Нет, не будем о грустном


 

 

 

Ещё не разросшийся по окрестностям Город лепился на самой низкой в этой точке земного пространства горе. Одна выше другой горы её-и-его окружали, то ли радостно за растущим следя, то ли тщательно наблюдая, может, завидуя, а может быть, ожидая: когда подрастёт, он к ним потянется. На самой высокой из гор ещё бы колесо обозрения водрузить. Вот были бы виды! А доходы! Что бы ваш подросток сказал?

Горы были указателем горя и мира. Когда приходили враги, когда Город они осаждали, все деревья на окрестных горах вырубали: жечь костры – готовить еду и греться, строить осадные башни и ладить тараны. Исчезали враги, приходившие по душу Города, – горы лысыми оставались. Чем больше времени от врага до врага – слишком долго без них не бывало – тем выше, гуще и зеленее горы растительностью покрывались. А в самые замечательные, редкие, на десятилетия без войн времена, на горах появлялись сады, рощи олив и виноградники. Вырубали давильни, из которых масло сочилось, и давильни, в которых лоза в сок для вина превращалась.

Не раз разрушенный, изувеченный, разграбленный, в руинах лежащий, оскверненный, врагом испоганенный, безнадежно упрямо преодолевал искушение Город – горе на самой низкой оставив горе, перебраться на одну из тех, что повыше: ему врагов лучше видно, им осаждать тяжелее. Горы повыше его зазывали, иноземными сладкозвучными сиренами пели. И каждый раз, когда искушение одолевало, в последний момент облако появлялось, окутывало, пеленало, знак подавало, утешало его собственной гармонией согласных и гласных, в которые в трудные миги своего бытия он вчитывался и вслушивался.

Слушайте: звук изысканной флейты, для царевны звучащей, которой вторит пастушья свирель, за ними – царская арфа звуками густыми, словно вино, еще слугой на пиру водой не разбавленное. Музыка верхушки Струнного моста достигает. Плохо слышно? Конечно. Какая толща времен, какие огромные океанские воды, только вообразите! А на дне звуки – подводная лодка желтеет. Так получается, все живем там, желтеем, стареем. We all live in a yellow submarine, Yellow submarine, yellow submarine.

Собак, кошек, призраков и шакалов, тем более, гадов Город не терпит. Они на ближних горах, возвышающихся над Городом, во множестве обитают, за стены заветные проскользнуть не осмеливаясь. Только самые отчаянные из призраков на это решаются, хотя редко кому из них возвратиться назад удается. Большинство пропадает: одни в прежний образ свой возвращаются, другие – таких большинство – превращаются в камни, призрачность навеки утратив. Каменотесы таких камней избегают: те при обработке странно трещат, по-человечьи стонут или скулят по-собачьи. Ничего не поделаешь, по внешнему виду окаменевший призрак узнать невозможно. А потом, когда столько работы проделано, выбрасывать жалко. Мастера ценят свой труд, да и ценятся сами немало. Метят камни особенным знаком, по которому мастера узнают. А бывает, на недостроенном здании или стене кто-то из мастеров пару слов вырубает: мол, жаль, не достроили.

В отличие от млекопитающих и холоднокровных, птицы, пчелы и бабочки летают, жужжат, порхают над Городом. Самые смелые крылатые ночуют на крышах, забираясь во всевозможные щели, в кронах кипарисов селятся и поют, пока не жарко и когда зной вечерами спадает. Пчелы жилища находят в местах неожиданных, любопытству людей недоступных. Бабочки, крылышкуя, Город окрашивают цветным быстролетным скольжением – долго взгляду за ним не поспеть: миг – пронеслось. Прожив до глубокой старости прекрасную жизнь, они стремительно во времени исчезают. В мирные, не слишком тревожные времена обитатели Города наслаждаются пением птиц, игриво от пчел уклоняются, а бабочками восхищаются. Такие времена наступают нечасто, потому ценят их чрезвычайно.

Скотопригоньевск-или-Мордасов, мечущийся между западом и востоком в поисках места на карте, – город для жизни, какая ни есть. Чего только в нем не бывает. Даже законные жены девственные и хромые. Рядом обитель – если невмоготу, от случившейся жизни спасение. Для правителя же вариантов немного, лишь два, офицерский или душеспасительный: пуля или, доживая, молиться.

В вечно дрейфующем от востока к закату и тотчас обратно Скотопригоньевске-или-Мордасове, в самое себя погрязающем, многоуважаемый Ф.М., согласитесь, всё иначе, чем в Городе. В нынешние времена естественно улыбаться он разучился, а приклеивать улыбку, увы, еще не умеет. Пчел-бабочек здесь не увидишь, из птиц – воробьи да вороны, которых птицами не почитают, сказывают, государь-батюшка по воронам стрелял. А они, издеваясь, картавили: «И ты, государь?! Все одним – чёрным – миром вы мазаны!» Зато кошек, собак, призраков хоть отбавляй. В каждом доме их изобильно.

Сквозь плотно закрытые ставни свет стеариновой свечи догорающей, а то и лучины. Самовар-семь-потов, летом на лавочке семачки. Вечная вонь протухшей капусты. Жалкое мяуканье, тихий лай. Затхлой водой из старой бочки время сочится. Кому, как не вам, ведомо, что там происходит, какие страсти в паучьих баньках кипят, какие фантазии юные умы будоражат. Страстями-фантазиями их временное пребывание на поверхности хляби земной вы, милостивый государь, оправдываете? Так они в вашем оправдании, даже вашем, совершенно ведь не нуждаются. В этих домишках, по-вашему, тайное тайных, как в Городе святое святых? А вы тенью мимо конфектных домишек скользите, в щели ставень заглядываете, выуживаете, подмечаете. Видели, как семипудовая купчиха насмерть Алешу русоволосого в красном углу под иконами удушила под юбками своими смердящими?

Вы сейчас здесь, а там – тень, застывшая на снегу. Топчет ее, не стесняясь, каждый прохожий. Вагоновожатый пройдет, по-трамвайному звякнет и тоже ступит сумняшесь ничтоже. А вместо здешних шакалов – там у вас, пожалуйте, волки. Особенно зимой: голодно – на окраинах городских курятники разоряют. Как они, утопая в вековечной грязи, снежком припорошенной, лапы скользят, расползаются, несчастные добираются, оставляя меты жизни своей на снегу, чутко твердую почву в земной хляби нащупывая? А то воют, жалуясь на судьбу, городским собакам, сытым и не кусачим, лижущим руку кормящую, больше-не-волки завидуют. Черт с ним, что ошейник и на цепи. Зато какое-нибудь облезшее не надо высматривать, поджидать. У вас в семье кошка, собака? А у папеньки с маменькой? В сельце понятно, что были, только вы там, по-моему, не живали.

А здесь, бывало, год за годом неленивый враг приходил – на горах и трава вырасти не успевала. Обнаженные, горы летом изнывали от зноя, до основания высыхая, зимой – до основания вымокали, в окружающие долины сползая. Таким образом, судьбу самой низкой горы и Города на ней разделяли. Сочувствовали ей, ненавидели? Бог весть, слов горы не знают. Да и не всяким словом можно Городу угодить, редкому доверяет.

Город, слышавший и запомнивший слово пророков, презирает жонглирующих словами: шипя, вверх летят факелы и, рассыпаясь искрами, в темноте исчезают. Падают в руки жонглера, скованного цепью вопросов, на которые нет ответа, падают, чтобы, рассыпавшись блесками, снова взлететь или на землю упасть – ему безразлично.

Вот, подойдем к одному из жонглеров, ловко счастьем торгующему, обойдем его – у нас счастье свое, не покупное. Отсюда всё видно прекрасно, и самая низкая, и горы вокруг, теперь их застроили, между зданиями прожилки, ухоженно зеленеющие.

Присмотрелись? Увидели? Дальше пойдем. Как куда? Вслед за облаком. Как сказал философ один – нет, его вы не знаете, не можете знать – смысл облаку уподобив: он-оно должен-должно идти впереди бытия. Осталось определить, какое там облако впереди, перистое, кучевое? Может, еще есть какие? Не знаете? Ну, вот, допустим, жизнь положу, чтоб узнать. Эврика! Нашлась Эвридика! Только сценарий оставшейся жизни сядешь ты сочинять… Нет, не будем о грустном.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

18. Вам бы тесней сойтись с Городом
19. Нет, не будем о грустном
20. Вы будете смеяться
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!