HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Марина Климашевич

История в разговорах

Обсудить

Рассказ

 

Я часто слышу в последнее время недовольные высказывания своих друзей и знакомых в адрес того, чем они занимаются. Что всё их расстроило, что работа – это рутина, ничего стоящего и ценного… В эти моменты мне всегда вспоминается одна история, правильнее сказать – несколько разговоров, случившихся в одно время. Их объединяет нечто витающее в воздухе и имеющее непосредственное отношение к мыслям о работе.

 

На чтение потребуется полчаса | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.07.2014
Оглавление

1. История 1
2. История 2
3. История 3

История 2


 

 

 

С мыслями о необычном человеке, который своей жизнью владел сам – хотелось верить, – я вышла из такси и направилась в аэропорт. Посадка подходила к концу, и мои мысли быстро переключились на прохождение всевозможных пунктов контроля. Отпустило меня только когда я, сидя в кресле, падала в сон.

– Алло. Здравствуйте. Это ваш таксист, я вас встречаю из аэропорта. Вы уже приземлились?

– Да. – Я держала телефон зажатым между щекой и плечом, пытаясь не поддаться всеобщему движению к закрытому выходу, дабы спасти тех несчастных, которые были у него.

– Только что. А вы где стоите?

«Вот же быстро звонят. Не успеешь вызвать такси, а оно уже тут», – поймала я себя на недовольстве, теперь уже быстрым столичным сервисом… Не бывает в жизни совершенства, чтобы мир ловил твоё настроение и действовал согласно ему.

– Я на подъезде. – Голос в трубке был ровный, как будто механический. – Вы можете, как выйдете из самолёта, мне позвонить?

– Хорошо. – Наконец открыли двери, и все двинулись вперёд. – А где мы встретимся? Я не очень хорошо ориентируюсь в аэропорту, – уже на ходу суетилась я узнать.

– У третьего подъезда, я к нему подъеду, а вы выходите.

 

Я вышла, спустилась по тёплому коридору, прошла пункты контроля и начала искать выход под номером три. Он оказался ближайшим. И это меня порадовало. Уж очень хотелось быстрее домой. Мысль о моём недавнем спутнике мелькала в дымке забвения, хотя сознание ещё пыталось за неё ухватиться как за интересную задачку, теряющуюся в беготне времени.

Я вышла на улицу и набрала таксиста.

– Алло. Вы где?

– Я заехал в аэропорт, в плотном движении еду по направлению к вам.

– Я вас не вижу.

– Вы у знака дорожного перехода?

– Да.

– Я перестраиваюсь к вам.

Я села в такси, пристегнулась. «Быстро и чётко», – успела проскользнуть мысль.

 

Мы выехали. Белые огоньки фар, дружно выстроившиеся в ряд на встречной полосе, салютовали, что я вернулась в Москву.

– Вот это пробка!

– Здесь всегда так в пятницу и субботу, когда крупные чартерные рейсы возвращаются из Таиланда, Египта.

– Отдыхающие, – с ностальгией сказала я, вспоминая, когда последний раз сама отдыхала.

– Да. Хорошо, что я вас здесь недалеко ждал, подъехал заранее, а то бы ехал полчаса, – радовался он за свою прозорливость.

Угловатая фигура, неестественно сидевшая в кресле, стремление делать всё правильно, скорость, которую он не превышал… В противоположность предыдущему таксисту этот скорее меня отталкивал. Хотя, может быть, это была всего лишь усталость. «Посплю до дома», – подумала я.

 

– Хороший сегодня день. Пассажиры все хорошие. Не буйные, – начал говорить таксист в тот момент, когда я уже почти закрыла глаза.

Я молчала.

– Правда, сегодня один мужчина был, килограмм триста, наверное. Он, бедный, вжался здесь, коленки на уровне груди были. Я рядом с ним себя прям карликом чувствовал. – Таксист улыбнулся, краем глаза посмотрев на меня.

То ли он пытался завязать дружелюбный разговор, то ли просто не мог ехать молча. Вторая перспектива меня пугала.

Я продолжала хранить молчание. Но после небольшой паузы он продолжил.

– Сейчас ещё такой период, заболевают все. Клиенты хотят, чтобы их в больницу быстрее отвезли. В таких случаях вероятность, конечно, заразиться есть. А болеть нельзя. Болеешь, деньги не зарабатываешь. Можно, конечно, больным ездить. Но тогда, когда болеешь, сонливость появляется.

Тема денег – не самая интересная, но здесь она меня поразила, правильнее сказать – меня поразила их первичность по отношению к здоровью. Человек должен либо сильно нуждаться, либо… мне не пришла другая идея в голову.

 

По радио стали рассказывать новости про дипломатов.

– Я тут недавно слышал, один человек рассказывал, как за последний год побывал в десяти странах. В восемь стран за счёт своей компании и в двух сам. У него даже интервью брали. – Он помолчал немного, но продолжил: – Спрашивают, как же он так путешествует, не устаёт ли…

На секунду таксист посмотрел на дорогу так, как будто там перед ним в тумане растворились горизонты новых стран.

– За счёт компании ездит и хвастается…– как-то недобро вернулся он.

То ли зависть, то ли злость – что было в его словах? Вежливое лицо каменным изваянием смотрело строго на дорогу.

– Дипломатом, конечно, хорошо работать, – рассуждал он. – Хотя, наверное, это тоже не совсем так, как хочется. Ты же не сам выбираешь, а куда тебя отправят. В одни и те же места, наверное, ездишь…

Пауза.

 

– Хорошо ещё курьером у дипломата работать, – вдруг нашёлся он, – которые доставляют корреспонденцию из страны в страну. Хорошая работа. Ездишь и страны заодно смотришь… Помолчал, подумал, – хотя тоже, наверное, в одни и те же места ездишь.

– А дипломатом хуже, чем курьером? – его выбор показался мне стремлением избегать трудности. И да, я поняла, что поспать мне вряд ли удастся.

– Для меня – да. С бумагами не люблю возиться, – спокойно ответил таксист.

– Что тогда курьером не пойдёте?

– Там с образованием, наверное, нужно… – смутился вдруг он.

Я не стала спрашивать, что ему мешает получить образование. Рассуждения были похожи на те, которыми любят занимать своё время люди, вечно недовольные жизнью, но при этом не пытающиеся её изменить. И из-за этого – полные зависти к другим, которые живут иначе.

 

У него зазвонил телефон. Он ответил по hands free: «Алло. Я на работе. С клиентом. Нет, ещё буду работать. Поздно. Да, пока…»

– Весь день на ногах с пяти утра, а они только и знают, «сколько наколымил». Ничего больше спросить не могут.

Я не сразу поняла, что он закончил говорить.

– Семья? – поинтересовалась я.

– Нет, товарищ, с которым снимаем квартиру.

Мы ехали вдоль сугробов и лесов, за окном было серо, но горели огни на дороге. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя уютно и счастливо. Москва – город огней. Они одно из главных её преимуществ. Уставший, ты садишься в машину, на мокрой дороге свет фонарей разбивается в миллионы переливающихся жёлтых искр. Кажется, ты попал в волшебство: всё блестит, играет. Усталость сменяет улыбка. Мягко уголки губ поднимаются, отвечая тому, что за окном.

 

– Слякотно на улице. Хочу, чтоб мороз ударил, заработать можно больше будет,– раздался голос моего собеседника.

Глядя на дорогу, я подумала, что действительно скоро огоньки мокрых капель сменит вьюжная белизна. И хотелось было продолжить свою сказочную дремоту, но меркантильность таксиста как гвоздь воткнулась в пласт моего сознания.

– Когда на улице мороз, люди не торгуются, всем побыстрей машину поймать хочется. Тогда можно подороже цены называть, всё равно согласятся.

Сконцентрированность на деньгах коробила меня. Открыто рассуждать на тему, как на другом человеке можно нажиться – звучало слишком цинично сейчас. Я постаралась переключить разговор в более романтичное русло.

– Вы ёлку уже нарядили?

– Нет. Я её никогда не наряжаю, – всё так же спокойно, вежливо отвечал таксист. – Я всегда на Новый год работаю. Ставки в новогоднюю ночь самые большие, денег можно заработать много.

 

Наверное, даже таксист почувствовал, что денежная тема убивает мой интерес, потому что дальше он добавил:

– Я в этом году искусственную купил для кошки. Живую нельзя, она поранится. А так меня нет, она хоть с ёлкой поиграет.

– У вас кошка есть? – повернулась я к нему в первый раз за нашу беседу.

– Да, сиамская. Она маленькая ещё, игручая. Я с ней играю, когда дома. А меня нет – ей скучно. – Помолчал и добавил: – Она со мной спит даже, так успевает соскучиться.

«Спит с кошкой – ещё не всё потеряно», – улыбнулась я про себя.

– А Новый год я не люблю.

– Почему? – искренне удивилась я.

– На Новый год все напиваются, а я не пью. – Пауза. – Я, когда напиваюсь, совсем добрый становлюсь.

Что-что, а такого ответа я меньше всего ожидала. «Что же плохого быть добрым?» – вертелось у меня в голове и, видимо, отражалось на лице. Таксист продолжил:

– Добрым становлюсь, все деньги раздаю, проигрываю много. Я как выпью – меня на эти автоматы тянет, я там могу все деньги оставить.

Понятно. Опять деньги. В эту секунду мне показалось, что даже сильная нужда не может оправдать такой зацикленности на деньгах.

– Хорошо, сейчас запретили все казино и автоматы эти, а то раньше совсем беда была. Поэтому и не пью. Лучше работать. – Пауза. – Я потом отдыхать еду в Антарктиду. Поэтому деньги тратить никак нельзя.

Что-то лопнуло в воздухе как шар. Или это в моих мыслях?

 

– Антарктида?! Зачем? – задала я самый очевидный и глупый вопрос.

– Поеду на пингвинов смотреть. Не видел их. Хочу посмотреть, – просто и естественно прозвучал ответ. Так, как будто речь шла о посещении зоопарка.

– А в зоопарке?

– Нет, в неволе видел, конечно. Но вживую на воле – нет. Интересно же.

«Интересно посмотреть пингвинов на воле?.. Конечно, интересно. Но Антарктида?!» – собеседник переставал быть банальным.

– Я еду туристом. Сейчас закрывают Антарктиду для туристов. Надо успеть посмотреть. Что вы так удивляетесь? – улыбнулся таксист, косясь краем глаза на меня.

– Нет, ничего. Просто это достаточно необычно, – смутилась я своему явно неприкрытому удивлению.

– Я в прошлом году в кругосветном путешествии был. Сам всё организовал: билеты, отели, маршруты.

 

Мои глаза еще расширились от удивления. Не знаю, чему я больше удивлялась: тому ли, что этот человек в принципе путешествует, тому ли, что он сам всё организовывает или масштабу его путешествий.

– Вы так хорошо знаете английский?

– Нет. Не очень, – второй раз смутился таксист.

– Как же вы всё организуете?

– Сейчас переводчики очень хорошие. Загоняешь русский текст, а он тебе английский вариант выдаёт.

– А в других странах как общаетесь?

– На уровне школьной программы я английский знаю, хватает.

Я не понимала. Человек, достаточно неглупый, раз умудряется организовывать такие сложные поездки, и достаточно целеустремленный, раз опять же может задумать и организовать такие сложные необычные путешествия, – не учится. Обучение – проторенный путь, который привёл бы его в любые страны легко, курьером ли, дипломатом…

 

– Как же вы решились на такое масштабное путешествие?

– Услышал по радио, в передаче говорили про какого-то путешественника, что он посетил самое труднодоступное место в мире – острова Питкэрн, до которого никто больше не добирался. Я подумал: почему он добрался, а я не могу?

Он говорил спокойно, ровно, как всегда до этого.

– Посмотрел по карте, это оказалось в южной части Тихого океана. Когда планировал, понял, что дешевле было с пересадкой в Париже, потом в Лос-Анджелесе, потом уже на острова. А обратно, я посмотрел, что уже полмира по одной стороне пролетел, решил обратно по-другому добираться. Так и получилось, что шар обогнул.

– А где вы жили там?

– У семьи у одной. Я дом бронировал, его владельцы – семья, прекрасные люди. – Он впал в раздумье. – С Антарктидой так не получается, через турагентство пришлось. Она закрыта для самостоятельного путешествия.

– А почему важно самому, не через агентство?

– Важно, что смог сам.

Человек, который боится учиться, и тут преодолевает такие трудности. Я не могла его понять.

 

– Сложно было? Это ж, наверное, дорого?

Таксист улыбнулся глазами, косясь на меня, дескать, вот, понимаете, зачем деньги нужны.

– Триста тысяч накопил, триста тысяч кредит взял, сейчас отдаю. Но это шестьдесят дней я путешествовал.

– Шестьдесят дней?! – удивилась я, не умеющая отдыхать больше недели.

– Я целый год работаю без выходных, – защищал он свой длительный отдых.

– Но такие деньги на отдых…– не могла я всё принять услышанный факт.

– А на что мне их копить, мне много не надо, я не притязательный. – Спокойствие его голоса снова заполнило машину.

– И много вы путешествуете?

– Путешествую с две тысячи шестого, но такое масштабное было только в прошлом году. Моя мечта – все страны мира посетить.

– Зачем?

– Побывать там, где никто не бывал. Побываю во всех странах – занесут в книгу рекордов Гиннеса. Никто не смог, а я смог.

– А потом, когда все посетите, что делать будете?

– Потом я уж старый буду. – Первый раз за нашу беседу он действительно улыбнулся.

В эту секунду мой собеседник, наверное, думал, что успеть все страны за всю жизнь посетить сама по себе всеобъемлющая задача. А, то, что стран в мире сто девяносто шесть, и каждый год их число увеличивается, конечно, я не сообразила в тот момент.

 

– Потом буду ездить туда, где понравилось больше всего, – улыбнулся он ещё раз.

Посмотрев на него в этот момент, первый раз за поездку я задалась вопросом, сколько ему лет.

– У меня больше миллиона фотографий, – продолжал таксист на другой волне. – Друзья говорят: сайт свой открой, а у меня времени нет. Я же вот в двенадцать заканчиваю, в пять уже завтра встану. И так каждый день.

«Не жизнь, а ад. Как же так можно жить…»

– Как вам сами путешествия? – мы уже почти подъехали к моему дому.

– Больше всего остров понравился. Я там день рожденья праздновал. Они мне с утра цветов нарезали, всю веранду ими уставили. Happy birthday на английском пели. Интересно так. – Он задумался.

– Про работу все спрашивают. И что им далось всем? Какая разница, кем я работаю!

Снова я встретила человека, который не любит свою профессию.

– Может, останетесь там, найдёте другую работу…

 

Усталость навалилась с тройной силой. Не любить работу. Не жить буквально (какая же жизнь, если спать по пять часов и остальное время работать на нелюбимой работе?!). Копить. Всё, чтобы позволить себе путешествия в другие страны… Странная сила стремления, подчиняющая себе всю жизнь.

– Останусь, если встречу там свою половину, – ответил он на мои слова

– А с кем вы ездите? – я поняла, что думала о путешествии как о совместном.

– Один.

– И как одному?

– Скучно, конечно, но ничего.

– А с друзьями?

– Нет, у них другое, им это неинтересно, – как-то отмахнувшись, ответил он. Я вспомнила его недавний разговор по телефону, когда «кому-то» были интересны только деньги, которые он заработал.

– С родными?

– А я детдомовский. Никто не переживает. Никто не ждёт… Приехали.

– Можно чек?

 

Нет близких, родных. Самое близкое существо – кошка. Детский дом. Отсутствие поддержки. Нет друзей. Наверное, сложно найти интересующихся путешествием к пингвинам среди его окружения… Большая мечта как способ вырваться из жизни. Ясное, чистое стремление.

Я смотрела на него, не отрываясь, пока он заполнял чек.

– Давайте я вам фото покажу, пока заполнять буду?

Молча кивнула. Он включил слайд-шоу на бортовом компьютере. Я сидела и сквозь пелену подступающих слёз наблюдала, как одна картинка безумной красоты сменяла другую.

– Вот, а вы спрашиваете, зачем ездить. Красиво ведь.

 

 

 


Оглавление

1. История 1
2. История 2
3. История 3
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!