HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Павел Иванов

Смерть Вани Гоги

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 15.05.2007
Иллюстрация. Автор: sergtomas. Название: Ожидание.

Ваню хорошо знала не только наша улица, но и весь город. Да и не знать его было невозможно. Длинный, нескладный, с засунутым за пояс пустым рукавом (каким образом он умудрился потерять свою правую руку, неизвестно), с самого раннего утра околачивался он на рынке, где у него было постоянное место, предлагая людям свой специфический товар – небольшие картинки со всевозможными сюжетами, написанные акварельными красками.

Здесь были и сельские пейзажи, и различные натюрморты, и портреты с томными красавицами, возлежащими на персидских коврах в соблазнительных позах. В общем, товар был на все вкусы. Цена каждой картинки, независимо от ее содержания, была одинакова и равнялась примерно стоимости бутылки водки.

Громкий хриплый голос Вани Гоги легко перекрывал шум толпы, зазывая покупателей. Надо отметить, что товар этот имел успех у определенной части рыночной публики и расходился довольно быстро.

До одиннадцати часов Ваня Гога успевал сбыть его большую часть, собирал остатки в старый дерматиновый чемодан и покидал рынок с чувством выполненного долга. Уже через полчаса он восседал за продуктовым магазином номер семь, в глубине небольшого дворика, где обычно хранилась порожняя тара, за импровизированным столиком, сооруженным из той же тары и застеленным старыми газетами, во главе компании приятелей. На столике стояли бутылки с водкой в окружении нехитрого закуся.

Текла между стопками неторопливая и обстоятельная мужская беседа за жизнь и за политику. Мужики вдумчиво, между опрокинутыми стопками, перемывали косточки иностранным президентам и членам родного правительства, решали, что они предприняли бы в том или ином случае, будь на их месте, матюкали заграницу, олигархов и, как ни удивительно, говорили за искусство. Ваню Гогу все уважали и за искусство говорили только лишь потому, что этого хотел он.

А уважали его за то, что пил он всегда за свои, за кровные, и других угощал щедро, не скупясь. За то, что употреблял исключительно сорокоградусную и до бормотухи никогда не опускался. И кличка «Ваня Гога» родилась именно здесь, за этим самым импровизированным столиком, в дворике за седьмым продуктовым магазином. Кто и когда ее выдумал, и после какой по счету выпитой бутылки, уже никто не помнит. Может, он сам ее и выдумал, но причина для этого у него была самая что ни на есть прямая.

Ваня Гога часто, добро выпив, рассказывал мужикам одну и ту же историю про то, как жил когда-то в стародавние времена далеко за границей некто великий по имени Ван Гог. И что жизнь его как две капли воды была похожа на его, Ванину жизнь. Только у того Гоги не было уха, а у Вани нет правой руки. А в остальном все совершено одинаково. Тот тоже рисовал картины, так же пил с горя, потому что не признавали его, так же жестоко и не раз был обманут бабами и только после смерти, наконец, все его поняли, оценили и признали гением человечества. И картины его сейчас идут нарасхват по всему свету и стоят миллионы долларов.

Мужики эту истории уже знали наизусть, но все равно каждый раз молча и внимательно выслушивали ее до конца, уважительно кивая головами и не забывая время от времени тяпнуть в память о страдальце дармовой водки. Они уже знали – раз Ваня начал рассказывать о Гоге, значит, посиделки подходят к концу.

Пили обычно много. Но удивительно, что под конец застолья Ваня всегда начинал вдруг трезветь, наливался хмурой решительностью, молча поднимался и, выписывая ногами восьмерки, отправлялся домой, в частный сектор, творить для истории. Он действительно по вечерам что-то делал возле огромного фанерного щита в единственной пустой комнате своего покосившегося домишки. Но чем он там занимался, что творил на этом фанерном листе, никто никогда не видел. Если и выпадало кому-нибудь случайно забрести к Ване в гости, этот щит моментально завешивался им большим куском мешковины.

История эта со щитом тянулась долго, лет пять, а может, и больше. И не протекай рядом с Ваниным домом неширокий ручей, по которому бежала зловонная жидкость с близлежащего кожзавода, тайна этого щита могла бы быть нераскрыта еще много лет.

Ходили слухи, что действительно когда-то учился Ваня Гога на художника и даже числился в талантах. И все. На этом все слухи обрывались. Словно и не жил он в этом доме, на этой улице и в этом городе всю свою жизнь. Как Ваня стал тем, кем был сейчас, каким образом потерял руку, был ли когда-нибудь женат, есть ли у него дети, никто не знал. При всей своей простоте и общительности оставался Ваня Гога для окружающих весьма загадочной личностью.

Если уж по правде, то любопытных соседок-кумушек интересовали не столько белые пятна в Ваниной биографии, сколько его ежедневные доходы от продажи картинок и на что Ваня их тратит. Им не давало спокойно жить осознание того, сколько бутылок водки каждый день выпивалось им вместе с приятелями в дворике за магазином номер семь! А Гога зарабатывал действительно много. И среди соседок было немало желающих как-то прибрать к рукам Ваню и сделать из него образцово-показательного семьянина. И попытки предпринимались, но безуспешно. На женский род Ваня Гога не реагировал совершенно.

Работал он обычно по понедельникам, когда городской рынок был закрыт. И во время работы не пил. Точнее, выпивал лишь одну бутылку водки, растягивая ее на целый рабочий день. В народе понедельник не любят, называют тяжелым. А для приятелей Гоги этот день был вообще черным. Они хмуро сидели на излюбленном месте за магазином, молча плевали на высохшую землю и крутили в прокуренных пальцах самое дешевое курево. А Ваня творил! Как он говорил сам, на потребу рынка. Творил быстро и много, чтобы товара хватило на всю неделю. Поскольку клиентуру свою Ваня изучил хорошо, то и лишнего ничего не рисовал. Набор сюжетов для картинок был у него всегда один и тот же. Единственная рука автоматически выводила пейзажики с рекой и одиноким рыбаком на пологом берегу, лесные полянки и опушки, веселых зайчиков под кустиком и прочее, то, что, по его мнению, может нравиться человеку простому и без запросов.

Так вот и творил Ваня Гога, день – на потребу рынка, а в остальные дни, по вечерам, после посиделок с мужиками за седьмым магазином – для собственной мировой славы. А между ним и этой мировой славой как раз и протекал тот самый злополучный и зловонный ручей с кожзавода, потому что именно через него, по узкому мосточку без перил, приходилось переходить каждый вечер Гоге, чтобы попасть к себе с посиделок домой. И именно этот-то ручей и не дал Ване в один из воскресных вечеров доказать человечеству, что он тоже что-то стоит, и что не зря он сравнивает себя с тем историческим мужиком по имени Ван Гог, которого все признали после смерти гением.

Возвращался Ваня Гога домой, стал переходить через мосток, потерял равновесие и свалился в ручей. Ничего бы не случилось, глубины-то в том ручье – чуть больше, чем по колено, но держал Ваня в единственной своей руке ту самую бутылку водки, которую он всегда приберегал для себя на рабочий понедельник. И не смог он психологически выпустить ее в зловонную жидкость, чтобы опереться и встать на ноги. Так и держал ее над собой, пока не захлебнулся. Помочь ему не успели. А бутылку эту злосчастную немного погодя распили мужики за упокой его души.

Ваню отнесли в дом, вызвали милицию, на этом все и закончилось. Похоронили его за государственный счет, наследников у Вани не нашлось. Да и наследства-то никакого не осталось. Разве что тот самый фанерный лист, на котором он творил для мировой истории. Когда стянули с листа мешковину, то увидели, что он совершенно чистый.

Скоро про Ваню Гогу все забыли. Кроме тех мужиков-приятелей, с которыми он проводил время в дворике за седьмым продуктовым магазином. Те долго еще вспоминали с грустью о его доброй душе, о дармовой выпивке, и при случае пропускали стаканчик в его память. И хоть по-прежнему любили поговорить за политику, поматерить заграницу и олигархов, но искусство уже больше никогда не вспоминали.

441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт
Поддержите «Новую Литературу»!