HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Это новизна наблюдения или нет?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за апрель 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова:

«Штраус объяснил Иванову, что «вначале был образ», а Библия – это лишь его словесное описание. Этот первичный образ он и стал рисовать».

Мифический.

Так я что-то не читывал конкретных примеров сравнения писания Штрауса с деяниями Иванова.  – Продолжу начатое (начало тут).

Штраус.

Отрицательный факт казни Христа и сопутствовавших действий «...приходилось истолковывать так, чтобы они утратили свой отрицательный характер и по возможности обратились в устои веры, чтобы их отрицательная ценность превратилась в ценность положительную, и клеймо позора обратилось в знак почётного отличия».

Если показать, что Христос был поко́рен наказаниям, как «это было предсказано Исаией в изречении, которое истолковывалось в мессианском смысле: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (50:6) [то] Иисус тем самым показал, что он есть тот, кем не хотели признать его ослеплённые враги» (Там же).

Пожалуйста, Иванов так и рисует.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 15.04.2020

 

По рядом с собой положенной снятой одежде понятно, что снял Он её сам. Никто Его не связывал перед побоями. Он сам взялся за кольцо, вделанное в стену, чтоб палачам было удобнее Его бить.

«Что даже первый ученик Иисуса малодушно от него отрёкся, это опорочивало только самого ученика и обнаруживало слабость человеческой натуры, и в этом горько раскаивался впоследствии сам малодушный ученик; однако это отречение свидетельствовало также о высшем естестве и достоинстве Иисуса, ибо он сам предсказал это отречение, и предсказание его исполнилось в точности» (Там же).

 

Иванов. Выход с тайной вечери.
Иванов. Выход с тайной вечери.

 

Образ предсказания дан в каком-то повторении цвета накидок Иисуса и Петра.

Поэтическая красота (искусство слова в пику искусству вымысла) предсказания, как-то скрадывающая позор самого впоследствии почитаемого апостола, Петра, Штраусом порицается:

«В рассказе Марка поэтическая фантазия рельефно проявилась в замечании о том, что прежде, чем петух пропоёт в эту ночь дважды, Пётр отречётся от Иисуса трижды. Это сопоставление однократного пения петуха с троекратным отречением Петра – крайне неудачный вымысел и не заслуживает более подробного рассмотрения».

А Иванов со Штраусом не согласился и обеспечил красоту цветовым контрастом плащей Иисуса и Петра со всем остальным. И – перед нами воплощённое в цвете волшебство предсказания.

Штраус:

«В легендах той эпохи грядущее несчастье или бедствие часто предвещалось тем, что замкнутые двери внезапно раскрывались сами собою».

Пожалуйста.

 

Иванов. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие.
Иванов. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие.

 

Причём от солнечного затмения (явления естественного) Иванов отказался: тень отбрасывают ворота, мужчина и две женщины слева.

Штраус:

«Матфей здесь сообщает как о том, что увидели у гроба обе Марии, так и о том, что произошло там перед их приходом, а именно "сделалось великое землетрясение" и сошёл ангел с небес, как молния сверкающий, и отвалил камень от гроба, а стражники при гробе устрашились и стали как мёртвые. Это последнее обстоятельство Матфей отмечает, очевидно, с той целью, чтобы показать, как и почему устранилось сопротивление стражников, о которых упоминает лишь Матфей и ничего не сообщают прочие евангелисты».

Пожалуйста.

 

Иванов. Ангел отваливает камень от двери гроба.
Иванов. Ангел отваливает камень от двери гроба.

 

Даже более чем как мёртвые. Их вообще трудно увидеть. Если б не согнутая в колене нога одного воина, остальные повергнутые казались бы почвой.

Штраус:

«Если мы ещё ближе всмотримся в отношение цитат Юстина к отдельным нашим евангелиям (за исключением четвёртого), то увидим, что они более всего согласуются с Евангелием от Матфея… Но иногда замечается также сходство с Лукой… При этом он пытается согласовать обоих евангелистов по таким пунктам, по которым они между собой расходятся. Например, со слов Луки он сообщает, что ангел Гавриил предрёк Марии её беременность, и затем со слов Матфея, ничего не сообщающего об этом предсказании, повествует о том, как Иосиф усомнился в своей обручённой невесте и только в сновидении был наставлен на путь истины».

Что у Иванова об этом?

 

Иванов. Ангел отваливает камень от двери гроба.

 

Но лучше – без тени от света Господня.

 

Иванов. Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).
Иванов. Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).

 

Сомнения Иосифа изображены горестной позой его на полу, схватившегося за лысую  голову. Так, пожалуй, и заснуть невозможно. Или это момент его просыпания от озарения во сне: увеличенный живот Марии на кровати сияет, как солнце, по мановению правой руки Гавриила. – Чудо!

Штраус:

«Праотцы еврейского народа тоже были пастухами и среди стад своих получали откровения свыше. Первому Спасителю народа иудейского, Моисею, ангел Господень явился в то время, когда тот пас стада своего тестя Иефрона, или Иофора (Исх. 3:1), а предка Мессии, Давида, Бог призвал из овечьего загона, близ Вифлеема, чтобы пасти избранный народ Божий (Пс. 77:70; 1 Цар. 16:11), точно так же и греко-римская легенда повествует о своих героях Кире и Ромуле, что они росли и жили среди пастухов. Вот почему в данном случае первого извещения о рождестве младенца – Мессии были удостоены убогие и кроткие пастухи в поле, а не фарисеи и книжники и не жестоковыйный царь Ирод в столичном городе Иерусалиме».

Пастухи в поле, так пастухи в поле…

 

Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа.
Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа.

 

Почти нет в этом чуда? – Читаем дальше про свет великий:

«Ангел является пастухам ночью, и "слава Господня осияла их"; эта деталь основана на следующем представлении: по словам Исаии (9:2), народ, блуждающий ныне во тьме, увидит свет великий, и "на живущих в стране тени смертной свет воссияет". Это пророчество отнесли к Мессии-Иисусу как Матфей (4:16), так и Лука, повествующий о детстве Иисуса (2:32); он есть "Восток свыше", свет, просвещающий во тьме (Ин. 1:5), а потому ассоциация идей приводила к той ночной сцене, которая нарисована Лукой. Ангел, явившийся пастухам и осиявший их светом славы Господней, возвещает им, что в городе Давидовом родился Спаситель, который есть Христос-Мессия, и он подтверждает истину своего благовестия указанием на то, что, вернувшись в город, они найдут в яслях спелёнутого младенца. Так и пророк Исаия (7:14) подал царю Ахазу "знак", заявив, что некий не родившийся ещё младенец при рождении своём получит имя, означающее радость, да и вообще еврейская легенда любит подтверждать истину пророчеств, божественное происхождение заповедей или высокое призвание угодников Божиих исполнением второстепенных, лишь на ближайшее будущее рассчитанных прорицаний (например, 1 Цар. 3:34; Мф. 21:5; Деян. 10:5-17). Когда ангел досказал свое благовестие, явившееся с ним бесчисленное воинство небесное стало славить хором Бога, а пастухи затем идут в город…".

И этот поход изобразил Иванов.

 

Иванов. Славословие пастухов.
Иванов. Славословие пастухов.

 

Воинство небесное – это, наверно, то, что мы видим на эскизе в ночном небе над городом.

Кроме эскиза «Выход с тайной вечери», всюду чего больше: иллюстрации слов Библии или изовымысла? – Я боюсь, иллюстрации слов. Что не красит художника. Спасает его только адресация к своим, тоже глубоко верующим людям.

Хотя светящийся живот – это что-то.

Но красоты цвета и рисунка Иванов явно избегает. – Почему?.. В эскизе «Выход с тайной вечери» исключение… – Это из-за духовидности? Не должно быть материального удовольствия? Или просто не всюду получалось совместить

 

Иванов. Тайная вечеря.
Иванов. Тайная вечеря.

 

Чтоб доказать, что тут все 12 апостолов и Иисус, я преобразовал эту картинку, увеличив контрастность и обведя тонкими белыми дугами макушки (всмотритесь – увидите).

 

 

А вот текст Штрауса, подводящий к духовидности, правда, одного только Иисуса:

«Последователи Иисуса не могли представить себе своего убиенного Мессию простым заурядным мертвецом или нереальным бесплотным призраком, поэтому у них сложилась вера в то, что он воскрес и вознесён был к Богу на небеса, а на почве такого верования создавалось у них представление об Иисусе, воскресшем и вознесённом на небеса, как о существе, которое по достоинству своему по меньшей мере равно прочим небожителям, то есть ангелам, или даже превосходит их, так как сам Бог даровал ему "всякую власть на небе и на земле" (Мф. 28:18). Но Иисус не мог быть равен им, если бытие его началось лишь с момента человеческого рождения, тогда как ангелы появились уже в момент сотворения Вселенной; чтобы сравняться с ними в этом отношении, он должен был существовать уже до момента своего человеческого рождения, а в момент рождения он как личность не появился впервые, а только сошёл на землю, или перешёл от прежней сверхчувствительной формы бытия к земной форме существования…

…Наименование Иисуса "началом создания Божия" (Апок. 3:14) стоит на рубеже именно такого идеального и реального воззрения, к которому приводили также некоторые черты моисеевой истории сотворения Вселенной. Как известно, в первой книге Моисея имеются два рассказа о сотворении человека. В одном (1:27) говорится: "И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Во втором (2:7) говорится, что Бог Иегова слепил человека мужа из праха и вдунул ему дыхание жизни и затем сотворил ему жену из ребра его. Этот двойной рассказ навёл новейших критиков на мысль о том, что первая книга Моисея составлялась из нескольких различных записей, а иудейских мыслителей он натолкнул на следующее открытие: если в одном рассказе говорится, что человек сотворён по образу и подобию Божию, а в другом, что он сотворён из праха, то, значит, в первом случае речь идёт о человеке сверхчувственном, небесном, а во втором – о чувственном, земном».

Иванов, желая рисовать миф, духовное, попробовал в таком, крайне одухотворённом, виде нарисовать и вариант «Тайной вечери».

Нематериальность всех, а не только одного Иисуса, означала, что в этой сцене предлагается людям не новая вера, а её символ (об этом и более материальном варианте «Тайной вечери» см. тут). Художник искал, какой вариант доходчивей об этом говорит.

Другая причина создания Ивановым двух вариантов – варианты сцены в Гефсиманском саду.

По Штраусу первые 3 апостола (Матфей, Лука и Марк) унизили Иисуса, показали его в слабости – молящим Отца о миновании мук. Что заметил 4-й евангелист, Иоанн, и дал легенду, которая «более продуманна и планомерна»:

«…его [4-го евангелиста] Иисусу надлежало явиться на поле брани уже во всеоружии самообладания и мужества».

 

Иванов. Молитва в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Иванов. Молитва в Гефсиманском саду (Моление о чаше).

 

Иванов. Христос в Гефсиманском саду.
Иванов. Христос в Гефсиманском саду.

 

Остаётся только вспомнить о своей идее-фикс, что художественно только то, что... [...]

 

 

8 апреля 2020 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Купить вешалки для верхней одежды в Москве. Хозтовары хранение одежды и обуви вешалки. . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!