HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Риск

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за апрель 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.04.2019
Иллюстрация. Название: «Ворона на снежной ветке» (1890–1900). Автор: Ватанабэ Сэйтей (1851–1918). Источник: http://itd3.mycdn.me/image?id=858865303261&t=20&plc=WEB&tkn=*KJlUPT1e4qxHLT7u7t7AKevQ1b8

 

 

 

Я обожаю социологию духовной жизни как ключ к пониманию произведений неприкладного искусства. Есть, конечно, риск впасть в вульгаризацию. Но…

Берём Японию… 17-е столетие. Время становления централизованного государства.

«…конфуцианство к XVII в. заняло в Японии место господствующей идеологии. В эпоху Токугава (1600–1670), т. е. в эпоху централизованного феодального государства, оно являлось средством закрепления в общественном сознании социального неравенства, орудием укоренения в умах и сердцах японцев спокойного отношения к несвободе, к личной зависимости как естественному порядку, результату выполнения «воли неба».

Соответственно поэзия принялась шуткой изливать переполнявшую душу энергию.

 

Вернулась зима? –

Куда ни посмотришь, красные

Сливы носов.

 

Летние ливни.

В кои-то веки лягушка в колодце

Побывает на море.

 

Должны были быть недовольные таким положением? – Должны. – Какое у них с необходимостью возникло состояние духа? Оно даже не возникло, а теплилось с прежнего времени, где тоже кому-то было плохо.

«В Японии получили распространение две тенденции буддийской мысли, указывавшие два пути спасения сущности человека. Первая предполагала личностную самореализацию посредством вовлечённости индивидуума в социальную жизнь и подчинения всех его интересов интересам общества. Вторая, напротив, призывала к бегству от социальных уз как неистинных и культивировала идеал отшельничества…

Суть второй тенденции состоит в признании индивидуального пути спасения: освобождение достигается лишь посредством обособления усилий собственного духа, каждый идёт к истине своим путём. Отсюда крайние формы индивидуализма, например, в дзэн-буддизме, который начал распространяться в Японии с XIII в., придя из Китая. Но и в дзэн-буддизме, несмотря на настойчивое культивирование индивидуального пути спасения, человек рассматривается как органическая часть универсума; ратуя за освобождение индивида от пут социальной жизни, дзэн-буддизм всячески подчёркивает неотделимость человека от природы» (Там же).

Вот Мацуо Басё, бедный, болезненный, не умеющий преуспевать, приобрётший отвращение к государственной службе, и пришёл к удовлетворению в отшельничестве и в жизни, и в поэзии.

«Несмотря на то, что всю жизнь он страдал от нищеты, Басё, как истинный философ-буддист, почти не уделял внимания этому обстоятельству» («Википедия»).

Это – в жизни.

А вот – в поэзии – идеал и приём:

«…человек не просто пассивен, но сознательно выбирает путь ухода от суетливой жизни, уединяясь в своей скромной обители. Отрешение от материального мира помогает на пути к просветлению, к обретению истинной, простой, жизни. Отсюда возникновение идеала «бедности», поскольку излишние материальные заботы способны лишь отвлечь от состояния умиротворённой печали и помешать видеть окружающий мир в его изначальной красоте. Отсюда и минимализм…» («Википедия»).

 

На голой ветке

Ворон сидит одиноко…

Осенний вечер.

 

_ / _ / _

/ _ _ / _ _ / _

_ / _ / _

 

Хорей первой и третьей строчки, дактиль второй. Перелом ритма. – Ассоциация: ветка корявая. Голая и корявая – «Отрешение от материального мира». Объектов – три: ветка, ворон и фон, серое от туч (осень) небо. Строк тоже три. Цветов два: тёмно-тёмно серый ворон (не чёрный из-за воздушной влажной перспективы) и тёмно-серый (осенний, значит, дождливый вечер). – Образ «бедности». «Одинокий ворон – это сила, сила духа… Одинокий, гордый, а главное – не побеждённый жизнью…» (Александров).  – Образ «умиротворённой печали». Серость цветовой ассоциации – сюда же, к печали. Возвращение хорея в третьей строчке – тоже: к умиротворению. Потом красив сам минимализм – ценность чего-то, близкого к нирване, к бесчувствию. В этом позитив, присущий идеалу в принципе.

В этой связи хочется поспорить с Дмитрием Быковым (он, похоже, что ни напишет – всё невпопад):

«Я должен сейчас буду сказать довольно парадоксальную и, конечно, навлекающую на меня всякие громы вещь, но дело в том, что островная культура или, во всяком случае, культура, близко граничащая с морем, со стихиями, с горами, с лавинами, она по определению очень смертоцентрична, как заметил когда-то Гребенщиков: «Японская культура построена вокруг идеи смерти, потому что вся Япония построена на идее предела». Там куда ни шагнёшь, обязательно или извержение вулкана, или море, она вся зажата вот так. И Скандинавия тоже, скандинавская культура наряду с японской самая депрессивная, самая безвыходная».

Нирвана и бесчувствие это всё же про смерть. Какая уж тут депрессия, когда умиротворение.

 

Старый пруд!

Прыгнула лягушка.

Всплеск воды.

 

И красота, красота. Можно, кажется, анализировать бесконечное число элементов трёхстишия, и синтез анализа будет один и тот же, словами выразимый только приблизительно, хоть и определённо. – Абы что, а – прелесть, грусть, одиночество, воля.

Такое могло образоваться только при вмешательстве чего-то колоссального: бога – для верующих, или подсознания – для атеистов. То есть налицо искомые мною всюду и всегда следы подсознательного идеала. Хоть странно называть подсознательным то, что именуется дзен-буддизмом и известно сотни веков.

Но вот пишут: «В 1680-е годы Басё, под влиянием дзэн-буддизма, использовал в творчестве принцип «озарения» («Википедия»).

То есть до него этого не было. Он его открыл.

Сам я, интерпретатор, применяю слово «озарение» для... [...]

 

 

4 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки для шапок цена. Выгодная цена на вешалка. . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!