HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Индикоплов

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за ноябрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2018 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Лишь несказа́нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения.

Вейдле

 

 

Есть шанс набрести на необычайно трудную задачу и решить её…

 

«Ведь сюжет из знаков не состоит, а состоит из того, к чему эти знаки за пределами языка относятся» (Вейдле. Эмбриология поэзии).

«Ведь не только возможно, но и методически необходимо отличать структуру картины (painting, Gemaelde, tableau) независимо от того, изображает ли она стог сена или Мадонну, от структуры изображения (picture, Bild, image), анализируемого как изображение (т. е. в связи с изображенным)… [а зацикливание на первом]

…ограничивает ссылкой на возможность превращения романа в полунемой, а то и немой фильм или замены повествования – легендарного, житийного, например – серией фресок иконных "клейм", рельефов, миниатюр; при сохранении чего? Того самого (как он [зацикленный] этого не видит?), что словесно языковому [лингвистическому] анализу одинаково недоступно в романе, как и в фильме; в тексте жития, как и в изображениях, заменяющих этот текст» (Там же).

Эти цитаты я намеренно искал, посмотрев на такое изображение

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.11.2018
Обращение Савла. Миниатюра из Христианской Топографии Козьмы Индикоплова. VI в.
Обращение Савла. Миниатюра из Христианской Топографии Козьмы Индикоплова. VI в.
(На репродукции можно почесть надписи по-гречески, например, Ιερουσαλήμ – Иерусалим, слева, Δαμασκό – Дамаск, справа. И можно заметить, что 4 раза изображён один и тот же человек с большими залысинами и нимбом.)

 

и почитав такие слова:

«Возникает психологически парадоксальная ситуация: чтобы лучше воспринять то, зримым представителем чего является изображение, следует отказаться от... самого зрения…

И средневековый зритель, так же как средневековый художник, был настроен на этот умозрительный характер восприятия» (Даниэль. Искусство видеть).

А ведь не верно! Верно: не умозрительный, а духовный характер восприятия.

Расскажу о собственном опыте такого, религиозного, восприятия.

Мне было лет семь. И я был подвержен влиянию религии. Дома исповедовал иудаизм дедушка, а на дворе до меня через пацанов доходило влияние на них верующих православных бабушек, потому что только что американцы взорвали атомные бомбы, и в моей дворовой компании ожидали наступления конца света, причём, начиная именно с нашего городка, и даже с нашего пригорка, что за двором.

А в иудаизме Б-г (его не только по имени называть нельзя, но и писать общее понятие полным словом), – так как в иудаизме Б-г абстрактен. Чтоб крепко-накрепко отвлечь иудеев от идолопоклонства, им запрещено вообще рисовать. И даже смотреть на небо.

Так, что Бог всесилен, я, наверно, почерпнул от деда, а от пацанов – изобразительность (один меня учил технике растушёвки) около религии.

И вот раз во время вспыхивания зарниц (а это зрелище может быть и величественным и ассоциироваться со всесильностью и странностью – почти молния, но без грома) я увидел тот свет, с золотым Богом, по-царски, с золотой короной на голове, сидящим на золотом троне, и с поклоняющимися ему золотыми ангелами. Аж дух захватило.

Я воспринял исключительное величие того, что имеет отношение к Богу. И Он мне явился. Мне до сих пор в памяти мерещится то видение. Вверху и почти до горизонта были чёрно-синие тучи. А на горизонте – как просвет в небе – золотое сияние.

Так то был я, тогда ничего против религии не имевший, и умевший рисовать лучше других (меня даже в школу при Академии художеств брали).

Но хорошо, что я не стал художником. Чую, что я б не ахти каким вышел.

А «Деяния» (одна из священных христианских книг) писал, видно, художник с талантом намного выше. И такие выражаются в своих творениях-озарениях через наоборот, идут путём наибольшего сопротивления. Если такой обуреваем верой в Иисуса Христа… доброго в итоге итогов…

А есть так называемое (Вейдлем) искусство вымысла, совсем не то, что искусство слова…

И вот, что обуреваемый в своём произведении искусства вымысла, к какому персонажу прибегнет? – Если через наоборот, он прибегнет к фанатичному гонителю христианства, чтоб сделать его фанатичным же верующим в Христа. И – поначалу исповедующим иудаизм сделает. Потому что в той религии нет места Богочеловеку. Там единый, абстрактный, вездесущий, но невидимый Б-г. И чувственно понятно, насколько такому верующему противна мысль о Богочеловеке. Вот такой и должен лично пообщаться с умершим, воскресшим и вознёсшимся на небо Христом. Потому художническая душа повествователя «Деяний» от переживания парения к Богу, что невыразимо, при желании это тем не менее выразить прибегает – в искусстве вымысла – к столкновению противоречий: гонитель христиан Савл… вдруг слышит Христа. Но морализаторство в Средневековье надо всем довлело. Автор не мог на том оборвать свой вымысел. (Что теперь, через полтора тысячелетия, было б очень кстати и впечатляло б читателей – их бы охватывал катарсис от такого столкновения.) А тогда… Савл перекрестился, и стал сам проповедовать христианство. (Удовлетворяя велению времени, – технически, так сказать, – это сделано с привлечением чуда. Савл сперва слепнет от потрясения, что Иисус Христос таки Бог {люди действительно слепнут от чрезмерного волнения, я сам знаю случай резкого ухудшения зрения у девушки, брошенной своим любимым}. Когда Савл успокоился – обрёл новое мировоззрением – к нему зрение возвращается.)

И вот произведение из области искусства вымысла в душе родилось (может, как симфония у Моцарта – в один миг, остаётся её только записать). И автор «Деяний» её записывает словами.

 1 Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику

 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

 3 Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

 8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

 9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

 10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

 11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

 12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

 13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

 14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твоё.

 15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми.

 16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё.

 17 Анания пошёл и вошёл в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

 18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

 19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

 20 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

 21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришёл, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

  22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

 23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

 24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

 25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

 26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

 27 Варнава же, взяв его, пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.

 28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса» (Деяния святых апостолов, 9).

А кто-то, через века, это повторяет рисунком в книге Индикоплова.

И вот некто книгу эту читает.

Он, вообще-то, слыхивал об истории, как устроитель Церкви, святой Павел, был когда-то гонителем христиан Савлом. Он становится перед книгой человеком, наподобие меня семилетнего перед зарницами. Внушаемым зрителем картинки. Надписи: «Ιερουσαλήμ», «Δαμασκό» и другие (которые я в репродукции не могу прочесть), а также четырёхкратное повторение человека с большими залысинами и нимбом – наводят его на мысль, что перед ним обращение Савла. И… Как тогда на него подействуют такие знаки, как... [...]

 

 

5 октября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

448 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 11:59 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалка плечики вешалки для верхней одежды. . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!