HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 г.

Художественный смысл

Апокалипсис, ветреная Свобода и постоянный Традиционализм

Обсудить

Критическая статья

 

 

 

Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными словами, на своём примере, примере человека, изменяющего самого себя от состояния без вкуса к состоянию человека со вкусом, мне хочется поднять вкус у своих читателей, если они подозревают себя тоже сколько-то ущербными по части вкуса.

В этих потугах я наткнулся на неведомое мне раньше отличие православия от католичества. «Апокалипсис» не читают в православных церквах.

А всё – от властности, больше властвовавшей вблизи Рима, чем вдали, в Восточной Римской империи, в Византии.

Слова Христа: Богу – Богово, а кесарю – кесарево, – на востоке были восприняты буквальнее, чем на западе. И на западе Церковь восхотела царствовать не только в душах. И в секс больше вмешивалась, и в политику. И это больше угнетало мирян, чем на востоке. В результате на Западе миряне больше Церкви упрямились, а на Востоке они стали более, чем на Западе, богопослушные (аж соответственно самоназвались: Святая Русь).

Соответственно этому на Западе больше понадобилось паству и пугать, и юлить перед нею (ввести Чистилище между Раем и Адом).

Для пугания очень годился «Апокалипсис».

Воспользовались тем, что эта книга не сразу была канонизирована. Кончилось тем, что на Западе её в церквах читают, а на Востоке – нет.

Соответственно – и в искусстве. Сперва на Западе Страшный Суд изображался довольно идиллически – иллюстрацией соответствующего места в Евангелии от Матфея:

« 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Мф. 25).

 

Отделение овец от козлов. Рим. III в. 40.6 x 237.5 см Мрамор.
Отделение овец от козлов. Рим. III в. 40.6 x 237.5 см Мрамор.

 

Страшный Суд. Рельеф саркофага Ажильбера. VII в.

 

Страшный Суд. Рельеф саркофага Ажильбера. VII в.
Страшный Суд. Рельеф саркофага Ажильбера. VII в.

 

Что-то не шибко отличаются левые от правых.

Но чем дальше, тем страшнее.

 

Трирский Апокалипсис. Франция. 800 г.
Трирский Апокалипсис. Франция. 800 г.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 9.08.2018
Миниатюра Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1000 г.
Миниатюра Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1000 г.

 

И тогда мне подумалось, а не тут ли кроется какое-то вековое тяготение России к традиционализму, а Запада – к прогрессу. На Западе так католицизм допёк народ несвободой, что и само допекание приходилось совершенствовать, и когда наконец освободились, то пошли вразнос. А на Святой Руси… полегоньку да помаленьку… Без религиозной войны Реформации против безнравственных католиков… Без этих теперь улётов, наоборот, в извращения как в норму… Тише едешь дальше будешь.

 

 

19 июля 2018 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.08: Художественный смысл. Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин? (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!