HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Вот проклятье…

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за январь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2018 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

18+

 

 

 

Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это современной живописи. Так нет. С нею я не подкован, как с живописью, про которую написаны прорывные разборы. Я имею в виду работу Н. Н. Александрова «Стиль модерн».

Лауреат Нобелевской премии по медицине Кандель Александрова явно не читал. И мелет чушь в своей книге «Век самопознания».

 

 

1.

 

«Эмили Браун отметила, что тёмно-синее существо, извивающееся за большим животом женщины и напоминающее древнее морское животное, служит отражением господствовавшего в то время представления о том, что развитие эмбриона повторяет ход человеческой эволюции».

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.01.2018
Климт. Надежда I. 1903.
Климт. Надежда I. 1903.

 

Имеются в виду, наверно, всё-таки существа, а не существо.

Другие пишут в том же русле:

«…картина полна чувственного эротизма, воспевает женственность и является ярким воплощением философской идеи художника о женском начале мира, живописным гимном любви и плоти» («Википедия»).

На изображённое смотреть противно, а не эротизм… Но Кандель хотя бы «текстуально» без натяжек конкретен («тёмно-синее существо»). Всё-таки учёный.

 

 

2.

 

«Климт поместил биологические символы и на картину, изображающую визит Зевса в виде золотого дождя к Данае… золотые капли и чёрные прямоугольники в левой части полотна, символизирующие семя».

 

Климт. Даная. 1907–1908.

 

 

3.

 

Должен признаться читателю, что поводов злиться на Канделя у меня так много, что я в растерянности, оспаривать ли его немедленно при появлении раздражителя в читаемом тексте, или сперва классифицировать. – Нет, я не справлюсь со своей злостью – буду писать, как бог на душу положит.

Моей идеей-фикс является обнаруживать, каким подсознательным идеалом (то есть чем-то обязательно позитивным с некоторой точки зрения, и если подсознательное удаётся критику перевести в своё сознание) был движим художник при создании конкретного произведения путём создания конкретных элементов произведения.

Чем-то подобным движим и Кандель. Более того, название его книги состоит из двух предложений. Второе: «Поиски бессознательного в искусстве и науке с начала XX века до наших дней». Но каким-то странным образом он – пока, по крайней мере – пишет так, что ясно, что он выявляет не бессознательное, а, наоборот, осознаваемое.

Я это могу даже и использовать. Осознаваемое выдаёт Кандель, опираясь на конкретику «текста». А подсознательное (да простится мне привычное мне, но не употребляемое в психологии слово) буду выдавать я. И опираться я буду не только на конкретику текста, не замеченную Канделем, но ещё и на общие рассуждения об истории духа на рубеже XIX и XX веков в Западной Европе.

А там и тогда было засилье серости из-за перехода центра революционности в Россию. Высокие идеалы себя изжили. Развился натурализм-безыдеалье. Даже самые бедные и голодные (импрессионисты) всё равно принимали действительность – абы какую. Ну так от нетерпимости к этому одни ударились в, так сказать, сверхвверх (в символизм), а другие – в субвниз (в ницшеанство).

Это второе мне повезло понять как такую крайнюю альтернативу действительности, –  иномирие, –  которое аж похоже на иномирие христианства и символизма, но… принципиально недостижимо, только помыслить можно, да и то каким-то кривым, что ли, образом (Вневременность, Апричинность…). – Эти Абсолюты (позитивные!) в таком, абсолютном, качестве оказываются не только редкостью, но и подсознательны.

(Что не доказуемо, но вероятно.)

И только резкость неприятия действительности остаётся осознаваемой (так оно, неприятие, и не позитивно как раз, а негативно).

И – пожалуйста (если вам двух предыдущих мерзких репродукций мало):

 

Климт. Женщина в кресле. Ок. 1913 г.

 

Тут мерзки только пальцы. Но я не из-за них обращаю внимание, а из-за текста (опять):

«Вот что писал Альберт Элсен:

Его натурщица не позирует… в искусственных декорациях… вынужденная не замечать зрителей. Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлечённым ею не как поэтическим образом, а как женщиной».

Так если этот Элсен прав, то перед нами не произведение искусства. Для меня. Принявшего определение неприкладного искусства Атанса Натева: непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного отношении человека с целью совершенствования человечества.

Нарушена непринуждённость (если верить Элсену, повторяю): рисунок призван вызывать половое возбуждение. И получается уже не испытание, а жизнь. Ну, разве что, всё-таки это произведение графическое, то есть с сильной условностью (нет иллюзорности «как живое»), и поэтому принуждения, как в жизни, всё-таки нет. Но человек молодой – не как я, 80-летний – возбудится-таки (если верить Элсену). И тогда это – произведение прикладного искусства (призванного усиливать знаемые эмоции, здесь – полового возбуждения). – Так я и против восхваления прикладного искусства тоже. Я, повторяю, – за неприкладное (со следами подсознательного идеала). И данное – из-за силы и осознанности – неприкладным никак не сочтёшь. – То есть «фэ», пока не будет общепризнано, что неприкладное ценнее, чем прикладное.

И Браун, и Кандель, и Элсен манифестируют позитив побуждений художника:

«Глубокое понимание художником женской сексуальности… эротичность обнажённого тела… особое внимание наслаждению… интерес к биологии… Климт предлагает зрителю задуматься о размножении и развитии человека в свете эволюционных представлений… бесстрашно погружались в мир инстинктов… познать себя… новые представления о человеческой психике… В графических работах Климт изображал наслаждение, которое женщина может получить от партнёра (партнёрши) и самостимуляции. Тем самым он обогатил западное искусство новым взглядом на женскую сексуальность… правдивое изображение эротики… позы, подсказанные художником, или позы, которые должны были ему понравиться… большинству его современников и это было в новинку… выражение растущего осознания сексуальной самодостаточности женщины…».

Но это, по-моему, как бы хорошая мина при плохой игре. Мина перед самим собой. Самообман.

Мне вспомнился фильм Салтыкова «Председатель» (1964). Измученный борьбой с догматиком эмгэбэшником, всесильным в послевоенное время, всё же верит, но уже не в партию, а в то, что, мол, несмотря ни на какую усталость (а послевоенные колхозники работали адски) Манька всё-таки пробуждает желание в Ваньке, и он идёт к ней.

Позитив побуждений на стыке XIX и XX веков в Западной Европе мог быть только подсознательным и только у несчастных, бедных и туго признаваемых импрессионистов. Они доходили до воспевания просто существования… того материала, из которого творили: самих линий, если это графика.

 

 

 

 

 

 

Роден. Эротические рисунки.

 

Причём самообман присутствовал и тут:

«Роден научился рисовать, не сводя глаз с натурщицы, в то время как другие переводили взгляд с модели на рисунок и обратно, рисуя, в сущности, по памяти» (Кандель).

Если Кандель это написал от имени Родена, а тот так и говорил, то говорил он о точности, а получалась – каша линий, их как бы самостоятельная жизнь. Что и восторгало Родена, подсознательно исповедующего торжество любого существования.

Самообман же Климта, творящего в стиле модерн, состоял в том, что для него на самом деле позитива в Этом мире не было. Отрицал он всё. И радикально. Говоря (если он говорил) все те позитивности, какие я выписал о нём у Канделя.

И есть у меня доказательство. Самое маленькое – в последней здесь его репродукции (я подчеркнул те слова выше): мерзкие пальцы. Это пальцы скелета, а не женщины.

И тут вступает вышеупомянутый Н. Н. Александров: неживое нарисовано, как и у импрессионистов, живым (складки платья в рисунке «Женщина в кресле»), а живое нарисовано мёртвым.

Посмотрите на трупные пятна на теле Данаи, на то же в «Надежде» и на синий оттенок лица в той же «Надежде».

Я не зря писал с большой буквы Этот мир. Идеал Климта – не Этот мир. Иномирие. Отличающееся от христианского и символистского. Те – благие какие-то: бестелесное Царство Божие, облачное Нечто… И они в принципе считаются достижимыми. А ницшеанское – нет. Над Добром и Злом. И помыслить о нём едва ли возможно. Тем более позитивное чувство – иметь ТАКОЕ за высшее.

Это, правда, я уже выразился, словно осознан идеал. Но осознать ТАКОЕ можно только критику, а не творцу. (И слава богу, а то б творение сразу стало иллюстрацией, а не чем-то художественным. Уж не знаю, как, но мы бы почувствовали. И не смогли б воздать Климту хвалу – за умение выразить невыразимое.) И… такой особый, с позволения сказать, критик, я, по-моему, имею право Климта хвалить, хоть непосредственно глядя на его вещи испытываешь гадливость. (Потому Канделю, знающему про гадливость, и понадобилось столько позитивной патоки вылить по поводу модерна.)

 

 

Надо признаться. Я подгонял факты, если говорить об этом самыми плохими словами. Не все эротические рисунки Родена со множеством разбредающихся линий.

 

 

Не всюду в рисунках у Климта пальцы выдадут, что они скелет.

 

Климт. Сидящая обнаженная с руками за головой. 1913 г.

 

Можно ли мне простить? – Я думаю, можно. Есть понятие «нехарактерное». – Вот я нехарактерное и отсеял.

 

 

7 января 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Вешалки для шарфов цена: купить вешалки для шарфов. . Крепеж иномарки каталог автомобильного Крепежа. . Список лучших букмекерских контор в России
Поддержите «Новую Литературу»!