HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Александр Фролов

Хроника глобального бреда

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 24.10.2007
Оглавление

27. Книга вторая. Часть первая. 3.
28. Книга вторая. Часть первая. 4.
29. Книга вторая. Часть первая. 5.

Книга вторая. Часть первая. 4.


 

 

Не успели закурить, как в лагерь повалил рабочий люд – пешими колоннами и на машинах; с ними прибывали и бойцы охраны, сразу проходившие в убежище, возле которого сидели Орлов и его товарищи. На часах Александра была половина восьмого вечера.

– Поздненько прибывают… – обратил внимание своих друзей Леха. – С утра до вечера «пашут».

Те молча смотрели на входивших в помещение. Одежда на чужих солдатах была потрепанная и самая разнообразная: большей частью камуфляж, но попадались на глаза и старинное пехотное х/б, и танкистские комбинезоны, и даже части гражданского «гарнитура»: у кого брюки на подтяжках, у кого пиджак или свитер с нарукавной повязкой «Конвойн. рота». Кто был обут в сапоги, кто в ботинки на шнуровке.

– Чисто «партизаны»! – усмехнулся Хорьков.

– Да… служба у них видно не сахар, – поддержал Александр. – И странно, что так много охраны: мародеры похоже дают им «жару».

Появились, наконец, два офицера и прапорщик; Орлов обратился к ним, представил себя и соратников, показал документы. Усталый пожилой майор посмотрел на каждого исподлобья, сказал:

– У вас два варианта: хотите «балду гонять» – в роту конвоя, хотите жрать нормально – на работу. Выбирайте…

Друзья переглянулись, и Александр ответил за всех:

– Мы лучше работать будем.

– Вот и отлично, а то много у нас тут «косарей» всяких. Идите распределяться к начальнику работ вон в ту палатку.

Ребята забрали документы и пошли туда, куда указал майор. Встретивший их грузный темноволосый подполковник несказанно обрадовался, узнав, что Павел инженер.

– Строитель?.. А может, механик?.. – сразу спросил он.

– Нет, электронщик.

– А-а, жаль!.. Электронщики сейчас не нужны – строители нужны. А впрочем, в управлении связи, я слышал, есть вакансия; сегодня в радиосеансе выясню это, и мы вас устроим, будьте спокойны.

Он записал данные Галстяна и велел ему идти отдыхать, пообещав вызвать позже. Павел отошел в сторону и стал ждать остальных.

– Вот с вами что делать, товарищи?.. – задумчиво произнес подполковник. – Хорькова мы возьмем водителем на «ЗИЛ», классных водителей не хватает. А вам, товарищ сержант, придется ехать в медотдел Управления кадров Московского округа: у нас тут санроты нет.

– А нельзя ли нам работать всем вместе? – спросил Орлов.

– Конечно, можно! Только, знаете ли, работа у нас неквалифицированная – люди заняты на расчистке завалов. Это ручками все, ручками!.. Паек, правда, хороший; решайте сами.

Друзья замялись, обдумывая предложение – расставаться никому не хотелось. Наконец Орлов спросил:

– Если мы все пойдем на расчистку, то где будем жить?..

Подполковник заметно оживился и затараторил:

– Здесь, у нас! В пятом убежище живут рабочие-мужчины, вот с ними и будете. А Хорькова, может быть, отпустите водителем? Он тоже с вами будет жить... Ну, вот и хорошо! Вы не удивляйтесь, что я с вами так разговариваю относительно – как его?… этого… устава: мы все уже давно отвыкли от войны, погоны носим только по обязанности; фактически и вы, и мы уже все гражданские люди. Армия одно время так сильно разложилась, стала такой обузой, что от нее поспешили избавиться. Да, да! У нас даже вооруженные бунты были, и многие солдаты убежали от возмездия к мародерам – теперь шляются вокруг лагеря и грабят. Здесь надо ухо держать востро!..

Стало ясно, что подполковник – совершенно штатский человек, надевший военную форму лишь по воле необходимости. Он бы еще говорил и говорил, но Орлов оборвал его:

– Куда нам явиться?..

– Я сейчас все объясню и выдам вам необходимые бумаги.

Спустя четверть часа друзья с огромным облегчением покинули палатку словоохотливого подполковника и направились в пятое убежище. Лешка всю дорогу хохотал над хозяином палатки и приговаривал:

– Во, клоун, а?.. Во, клоун!

На одном из ордеров Орлов вслух прочел подпись: подполковник Рабинович М.Б. Тогда заржали уже все – своеобразность поведения чиновника сразу объяснилась его природной принадлежностью к темпераментной нации.

В назначенном убежище, которое почти ничем не отличалось от солдатского, они быстро получили у завхоза одеяла, подушки, умывальные и бритвенные принадлежности. Только заняли свои места на нарах, как прозвучала команда сбора на ужин. В палатку-столовую шли не строем, а в произвольном порядке, что приятно удивило ребят; таких столовых было около дюжины, и можно было поужинать в любой из них.

Стоя в короткой очереди на получение пищи, просмотрели выданные им бумаги и обнаружили в них стопку талонов на питание.

– Живем, мужики! – радостно констатировал Леха. – Щас бы сто грамм еще, а?..

– Зачем здесь талоны? – недоумевал Павлик.

– А ты присмотрись: охранникам еды дают меньше, а рабочим больше, – подсказал Александр. – Наверное, у них талоны разные.

Ужин был весьма неплох: наваристый борщ, макароны по-флотски, компот из сухофруктов. Огорчало то, что мясным компонентом везде являлась тушенка, но где же теперь найдешь свежую говядину?.. Зато хлеб был отменный: пышный и душистый – настоящий пшеничный хлеб, по которому так соскучились… Хорьков остался очень доволен:

– Ребята… все путем! Я согласен за такую «хавку» работать.

Товарищи поддержали его.

После ужина пошли к умывальникам, хорошо обмылись, побрились и сели покурить возле своего убежища рядом с другими его обитателями. Какой-то работяга в черной аккуратной спецовке с опозданием сообщил им:

– Вон же душ есть! Что вы там-то не мылись?

Парни дружно повернули головы в ту сторону, куда он показал, и Орлов поблагодарил:

– Спасибо… Только прибыли, еще не знаем ничего.

– Откуда вы?

– Из Тулы, зимовали там.

– Прятались?

Леха просто взорвался:

– Ты че!.. До последнего бились, к своим не успели уйти. Ты сам-то воевал?..

– Успокойся! Мне еще под Воронежем кишки выпустили, чудом жив остался, – охладил его пыл незнакомец. – Спасибо врачам, выходили – комиссованный я.

– Ну ладно, если так... Только ты думай другой раз, что говоришь-то! – не хотел униматься «бывалый фронтовик» Лешка.

– Ну, хорош!.. все. Меня Николай зовут, Харитонов, – завершил перепалку его оппонент.

Познакомились. Оказалось, что Николай будет их бригадиром; Александр спросил его:

– Как там, на расчистке?

– Нормально… жить можно. Завтра сами все увидите!

Побросав окурки в мусорницу, пошли спать. Дрыхли так, что хоть из пушки стреляй – не разбудишь. Сильно устали…

Часы Орлова показывали как будто бы праздничную дату: первое января (по-нынешнему – июля). Вроде отмечать надо, но какой же Новый Год летом?..

 

Утром Лешку подняли раньше, и он пошел принимать машину. Друзья его встали вместе с остальными, в семь утра; умывшись и позавтракав, к восьми уселись в грузовики и поехали на объект.

Орлов поинтересовался у бригадира, почему они едут на машине, а вчерашняя колонна шла пешком. Тот пояснил, что объект той колонны недалеко – они чистят железную дорогу в сторону Москвы у поселка Домодедово; им же нужно ехать в сам город, за кольцевую дорогу. Их бригада расчищает Каширское шоссе и почти дошла до самой станции метро «Каширская»; через неделю, возможно, достигнут пересечения с Варшавским шоссе. Орлов недоуменно спросил Николая:

– Неужели скоро метро заработает?..

– Да что ты! Там завалов уйма, еще много лет не запустят.

– А в центре ты был?

– Нет. В центр не скоро попадем: чистят от периферии вглубь города.

– Кремль-то целый?

– Говорят, что целый… с вертолета фотографировали. Все кругом обрушилось, а ему хоть бы что. Нам туда сейчас не попасть.

– А где правительство помещается?

– У них свои бункеры где-то за городом – там все чики-пуки!..

Когда подъезжали к городской черте, по пути видели много зданий, сохранившихся во вполне приличном состоянии среди разрушений, зато в микрорайоне Орехово-Борисово многоэтажная застройка вся лежала «в стельку» – уцелели лишь немногие малоэтажные дома. Харитонов опять пояснял:

– Видишь, будто башня торчит?.. Это бывший магазин «Белград». Вон там метро «Орехово», а тут – «Домодедовская».

Орлов смотрел, куда Николай показывал рукой, и видел копошащихся на развалинах людей. Понимал, что это рабочие расчищают завалы.

Проехали Борисовский пруд и выехали на набережную реки Москва – талая вода бурлила в ее русле.

– Неужто лед сошел? – спросил Александр.

– Не-ет! Метров на пять вглубь стоит. Это сверху слуда бежит, вот и кажется, что река вскрылась, – ответил бригадир.

Наконец прибыли на место.

– Вот наши – здесь и работать будем, – объявил Николай. – А там вон метро «Каширская».

Орлов и Галстян спрыгнули с машины, пошли вместе с другими рабочими к строительному вагончику; из него вышел прораб и выдал бригадирам листки с дневным заданием. Увидев Павла и Александра, он спросил у Харитонова:

– Это твои?.. пополнение? Отлично! – люди позарез нужны. Ну, ты не спрашивал, у тебя в чертежах кто-нибудь соображает? Мне грамотный парень край, как нужен.

– Вон с тем поговори: капитан, инженер. Подойдет, может?

Они подозвали Галстяна, и прораб увел его в вагончик.

– Ну что, пошли, товарищи?.. Разбирай инструмент! – распорядился бригадир.

Люди взяли лопаты, ломы, носилки, сваленные кучей у вагончика, и двинулись к завалам. Александр попал в напарники к молодому парню, Валерке Походееву; они вместе стали нагружать битым кирпичом и мусором носилки и транспортировать от места расчистки к общей куче метрах в тридцати, где автопогрузчик поднимал все в кузова самосвалов. С других участков собранное носили в эту же кучу.

Работа была не очень тяжелая, позволявшая в любое время устроить перекур. Валерка нет-нет, да заговорщически подмигивал Орлову:

– Устал?.. Падай, посмолим.

Александр спотыкался от неожиданности, и пытался оправдываться:

– Да не устал я! Че курить-то без конца?

– Ну, пойдем воды попьем...

Шли пить воду, хотя жары на улице не было.

– Ох, и «шланг» ты, Валерка! – выговаривал Орлов напарнику. – Придет время, тебе и помереть лень будет.

Походей заливисто ржал и охотно соглашался.

 

Работу начали в девять утра, а около часа дня уже привезли обед. – Ну неплохо! – отметил про себя Александр. – Так, и правда, можно работать.

Давали борщ, сваренный с сушеным мясом, перловую кашу с тушенкой, по четыре куска свежего хлеба, и опять компот. Порции были небольшими, но для сытости этого вполне хватило. Валерка норовил получить добавку, но повариха сразу шуганула его от кухни и чуть не трахнула огромным черпаком по башке, заревев как пожарная сирена:

– А-а... это опять ты, кобель рыжий! Сгинь, нечистый – мне две бригады еще кормить.

Походеев бросил алюминиевую чашку в бак с грязной посудой и, чертыхнувшись, подошел к Орлову.

– Хороша зараза, да?.. «буфера» засек? Я б не отказался! Да она с Васькой-водилой «шурымурится» – видишь, вон бугай идет?.. Пристроились тут к «халявке», а рабочий класс вкалывай! – тарахтел он как пулемет, стараясь сгладить неважное впечатление о себе, сложившееся у случайного свидетеля его позорного фиаско с поварихой.

Перекурив, Валерка изобразил озабоченность на лице и с видимым беспокойством произнес:

– Сашка… я заболел!

– Что случилось? Понос, что ли?.. – удивился Орлов.

– Не-ет! Что-то работать захотелось – пойти поспать, может пройдет? – весело ответил тот и, звонко захохотав, завалился на кучу досок.

На дровяном штабеле Походей прохлаждался бы, наверное, до конца смены, с упоением ковыряясь грязным пальцем в своем необъятном носу, но совестливый Орлов поднял его через четверть часа и коленкой в зад подвигнул к новым трудовым свершениям.

К семи вечера работу закончили, и погрузились на машины.

– По закону – чрезвычайное положение у нас, – пояснил Валерка. – Десятичасовой рабочий день, отдыхать потом будем.

Снова ехали мимо развалин. При взгляде на них становилось тоскливо: и Орлов, и Галстян много раз были в столице и видели ее цветущей; теперь все было в прошлом. Александр спросил:

– Паша, разобрался ты там?

– В чертежах?.. Конечно! Ничего сложного: инженерные рисунки-кроки, схемы коммуникаций. Ты бы тоже все понял.

– Да вряд ли. Ты «технарь», тебе и карты в руки.

Приехав в лагерь, сполоснулись в душе и пошли на ужин. В столовой встретили Леху: он вернулся с работы раньше них.

– Ну как, Леш? – спросил Орлов.

– Нормально!.. Двести верст намотал: четыре раза на объекты ездил. Движок путем тянет.

– Рабочих возил?

– Ага.

– А днем что делал?

– Меня подполкан наш припахал, по объектам нарезали.

– Рабинович?

– Ага.

– Ну как он, ниче мужик?..

– Да ниче, вроде! Балабонит тока без конца – все уши прожужжал.

Все засмеялись, представив разговорчивого подполковника. Александр приблизился к Хорькову и шепнул ему на ухо:

– Возможность будет, найди наши мешки с продуктами и спрячь куда-нибудь.

– Я уже забрал все, я ж на колесах! Заховал в одно место.

– О це гарно…

– Дуже гарно!

Оба захохотали. Орлов еще шепнул Лешке:

– Постарайся разузнать у шефа, где располагаются общие склады питания; только ненавязчиво, аккуратно – нам это может пригодиться. Про оружие он вряд ли скажет, да и подозрительны такие вопросы; поэтому не рискуй, успеется еще.

– Понял.

После ужина лежали на травке, отдыхая. Павел спросил Орлова:

– Ты почему про склады выясняешь? Я слышал, как ты Лешке о них говорил.

– А кто знает, Паша, что дальше будет?.. Всегда полезно обладать кое-какой информацией о своем положении – ты же в курсе, как мародеры везде бесчинствуют. Случись что, куда мы побежим? К себе в Тулу?.. Там долго не продержишься. А что потом? Куда еще идти?.. Я не один здесь – я и о вас думаю.

– Да, ты прав… лучше заранее подстраховаться.

– Вот и я о том. Я уже научен: отступал!.. Ну, пошли спать.

– Пошли.

 

 


Оглавление

27. Книга вторая. Часть первая. 3.
28. Книга вторая. Часть первая. 4.
29. Книга вторая. Часть первая. 5.
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!