HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Дмитрий Филиппов

Время наших надежд

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Карина Романова, 12.01.2010
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Сколько я себя помню, Игорь жил в мансарде на Нарвской. Она была для него и домом, и мастерской. Долгое время он писал маслом; я видел его работы… Что-то надломленное жило в каждой картине. И обнаженные женские тела (не фигуры, а именно тела, соблазнительные и возбуждающие), и двоякость трактовки пространства, и картины в картинах, и, наконец, закрученные вверх усики Дали, незримо присутствующие в каждой из его работ. Но это был не плагиат – лишь поиск себя, своего стиля и места.

А потом появился фарфор. Игорь стремительно ворвался в его роспись и обрел себя в ней в полной мере. И сразу возникла тема больного города. Дома с кривыми углами и арками, уходящими в никуда; плывущий по Фонтанке летучий голландец; лицо Творца, собранное как конструктор из гнутых хрущевок, фронтонов, темных окон и шпилей… Это лишь часть образов. Метафизика Петербурга оживала на фарфоре в своей самой явной сути: освобожденная от лишнего и надуманного, пошлого и банального. Игорь писал даже не город – его душу! И видел ее великолепно. И сам фарфор от этого оживал!

Но мне никогда было неясно, ради чего живет он сам. Творческие взлеты обрывались запоем и разгулом сразу после того, как работа сдавалась клиенту на руки. Всегда холостой, с периодичностью пьяненький, с возрастом циничный, – Игорь жил только потому, что ему живется, иных причин на горизонте не намечалось. Порой возникали мимолетные цели практического характера, но и они со временем себя исчерпывали. Отстроить второй этаж на даче, сменить машину, – незначительные кусочки мозаики, что раскрывают нам орнамент, а на месте главного полотна по-прежнему оставалось пустое место.

Он всегда старался убедить меня и окружающих, что пишет без вдохновения, на одном мастерстве. Но делал это без умысла, подспудно. Всегда ворчал в седеющую бороду о том, как достала его эта работа, со вздохом разводил краску и заставлял глаза не блестеть. Может, так оно и было на самом деле; может, и вправду вдохновение его покинуло; или перешло на такую стадию, когда всецело подчиняется мастерству. Я не берусь об этом судить. Но возможно и то, что Игорь просто устал от него. Как устает рыбак от запаха рыбы, но бросить рыбалку уже нет сил. И в этом не было и намека на позу.

Мы ввалились в прихожую шумно и неловко. Я не предупреждал Игоря заранее, в плане случайных компаний он был своим человеком, но под дурную руку мог и выгнать. Но в этот раз не выгнал. В таких визитах был элемент игры, правила которой не оговорены заранее. Мне хотелось похвастаться талантом своего дяди – художника; ему же это не могло не льстить с одной стороны, но с другой – он совершенно не нуждался в чьей-либо похвале. Во-первых, как художник он уже состоялся; во-вторых, в подобной ситуации похвала рассматривалась как элемент вежливости.

На то время Игорь не пил и от портвейна деликатно отказался. Я попросил поставить Jethro Tull . Он усмехнулся:

– Не надоело еще?

– Эта музыка не может надоесть.

– Да уж. Особенно когда каждую ноту наизусть знаешь.

Но Jethro Tull нам поставил. Орлов узнал с первых же звуков.

– «Глупый как пробка»… Знатный альбом. У вас вся фонотека такая?

– Такая и лучше. Говна не держим.

– Значит вы свой человек. Дима много о Вас рассказывал. – Юра зачем-то сделал акцент на местоимении.

– Ну что ж… Приятно слышать. – Игорь снова усмехнулся. – Димуль, если голодные, в холодильнике пошукай чего-нибудь… Вы извиняйте, господа хорошие, мне еще поработать надо, – снова повернулся он к Орлову. – Так что часик тут без меня как-нибудь. – И сел за стол.

Мы сделали бутерброды, пили, ели, в полголоса переговаривались. Орлов рассматривал картины вскользь, но в то же время, как будто вырывал взглядом со стены каждую по отдельности. Глаза его словно фотографировали каждую работу, и уже в своей голове он давал оценку этим фотографиям. Хотя по лицу его ничего нельзя было угадать, но спокойный голос – не слишком, но тише обычного – намекал на нервозность.

Конфликт не родился внезапно. Он нарастал медленно, подчиняясь законам эмоций и ситуаций. Пожалуй, что и предотвратить его не было вариантов. А потом уже не имело смысла что-либо сглаживать.

– Скажите мне, как вы пишите? – спросил Орлов.

Игорь нехотя оторвался от работы.

– В каком смысле?

– Ну… творческий подъем там, настроение…

– Да чушь все это. Надо работать, сажусь и работаю.

– Без вдохновения?

Игорь крякнул.

– По-разному. А вообще, оно на хрен не нужно. Работают руки и голова. Воть. – Он довольно потер руки. – Ну, все, на сегодня хватит.

Юра казался вежливым и обходительным, улыбался, но в глазах все чаще стал появляться этот его жесткий блеск, что придавал ему безумия в споре, что сокрушал все доводы и отзывался в голосе двуручной железной пилой.

– А ты художник? – К моим друзьям Игорь всегда обращался на «ты».

Орлова это слегка покоробило.

– Нет, я музыкант. И в будущем композитор. – Он посмотрел с вызовом.

– А… Ну… Тоже неплохо.

И тут Орлов стал говорить быстрее, возникли жесты и коронные отводы мизинца.

– Я только одного не могу понять, – вы уж объясните. Вот вы художник. Полотна там, фарфор… Это нюансы. Но как можно что-либо создавать без вдохновения? Это душит развитие! Это же… бег на одном месте!

Игорь громко захохотал.

– А я никуда не тороплюсь.

– Но для чего тогда все это? – Орлов закипал.

– Да вот кушать иногда хочется, знаешь ли.

– То есть только продажа?

– Ну а для чего же еще?

– Есть эстетические ценности!

– Стар я для них. – Игорь медленно и со вкусом закурил. – А есть постоянно хочется. Да и любитель я вкусно пообедать. – И довольно похлопал себя по животику. – Да и барышню пригласить в гости иногда хочется.

– То есть… – Орлов помялся. – За деньги? Проститутку?

– Нет, принцессу датскую!

– Но это же пошло! Это… – я впервые видел Юру растерянным.

– Да брось! Дело-то житейское. Ван Гог драл их и не стеснялся.

– Да он… – Юра покраснел и поперхнулся. – Он им картины показывал!

И вот тут Игорь от души захохотал. И для Орлова этот смех стал красной тряпкой. Дело было даже не в сути спора, не в словах – в принципе! Этим смехом разоблачали его наивность, его возраст, гордыню. Его примеривали на глазок, как хороший портной прикидывает размер костюма. А примерка ошибочной оказалась. Костюм висел мешком, брюки волочились по полу, а из-под длинных рукавов торчали только кончики пальцев с нестриженными ногтями.

– Конечно, показывал, конечно. – Игорь продолжал смеяться. – Драл их, а потом показывал. Или художник уже не мужик по-твоему?

И он засмеялся еще громче, еще веселее! А на Юру вдруг стало жалко смотреть. Вся его самоуверенность, вся гордость улетучились, словно и не было их никогда; руки задрожали, а взгляд заметался из стороны в сторону, не в силах отыскать для себя точку опоры. И чтобы скрыть ото всех наворачивающиеся на глаза слезы, он резко отвернулся, замер на мгновение и, чувствуя, что не удержит рвущийся из глаз соленый поток, бросился в прихожую.

– Эй, ты чего? Да что я сказал-то? – Игорь оборвал свой смех.

Орлов не ответил. Он очень быстро обулся, сорвал куртку с вешалки и выбежал вон, оставив дверь нараспашку. Мы неловко засобирались следом.

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!