HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Цитаты и классики

"Алхимия слова" Парандовского

Обсудить

Заметки на полях

 

Купить в журнале за декабрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2015 года

 

По книге: Парандовский Ян. Алхимия слова. М., Изд-во «Правда», 1990.

 

Комментарии и замечания Владимира Соколова

 

На чтение потребуется 3 часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 4.01.2016
Оглавление

6. Писатель и общество
7. Справочные сведения об авторах


Справочные сведения об авторах


 

 

(приведённые в издании книги Парандовского)

 

 

 

БАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788–1824), английский поэт-романтик; член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812–18), «восточных поэмах (в т. ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах – «мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» (1813–15) – острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби – «космического пессимизма»).

 

БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (1799–1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830–31), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834–35), «Цезарь Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (1837–43), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака – грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества. Творческий метод Бальзака многократно и успешно изучался разными исследователями. На русском языке это прекрасно делал Грифцов. О природе творческого таланта писателя писал также Моруа.

 

БОДЛЕР (Baudelaire) Шарль (1821–67), французский поэт. Участник Революции 1848. Предшественник французского символизма. В сборнике «Цветы зла» (1857) анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. Художественно-критические труды (т. н. отчёты о салонах, 1845 и 1846; сборник «Романтическое искусство», издание 1868).

 

БРАУНИНГ Роберт (1812–89), английский поэт. Ввёл в английскую поэзию жанр монолога-исповеди; углублённый психологизм, этическая проблематика в сборнике «Действующие лица» (1864) и др., романах в стихах (в т. ч. «Кольцо и книга», т. 1–4, (1868-69), драмах. Писал заумно, так что на трезвую голову и не разберёшь, а на пьяную – все кошки серы и все стихи гениальны.

 

ВАЛЕРИ Поль (1871–1945), французский поэт. Основные темы философской лирики («Юная Парка», «Морское кладбище», «Очарования») – размышления о бессилии разума адекватно воспринять реальность и о природе творчества. Эссе о С. Малларме, Ш. Бодлере и др. Философические (в форме дневниковых записей) «Тетради» (т. 1–29, 1894–1945; изданы 1957–61). Очень много и серьёзно размышлял о природе творчества, особенно поэтического. На русском языке основательный сборник его мыслей вышел в 1976 году.

 

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744–1803), немецкий философ, критик, эстетик. В 1764-69 пастор в Риге, с 1776 – в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И. В. Гёте. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.

 

ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне – 22 марта 1832, Веймар), немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почётный член Петербургской АН (1826).

Начал с бунтарства «Бури и натиска», сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774). Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Гёте шёл к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811–1833; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795–1796, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821–1829), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», 1814–1819). Творчество Гёте отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении – трагедии «Фауст» (1808–1832), насыщенной научной мыслью своего времени, Гёте воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Гёте-художнику, Гёте-натуралист охватывал природу и всё живое (включая человека) как единое целое. На темы произведений Гёте писали музыку Л. Бетховен, Ш. Гуно. (Прим. издательства). Самое интересное, чего не написал Гёте – это его замечательные беседы с Эккерманом – настоящая школа писательского мастерства и портрет творческой личности.

 

ГОНКУР (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822–96) и Жюль (1830–70). В романах из жизни разных слоёв французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник» (полностью опубликован в 1956ё58) – летопись литературно-театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написал романы «Братья Земганно» (1879), «Актриса Фостен» (1882) и др. По его завещанию в 1896 основана т. н. Гонкуровская академия. Как это часто бывает, размышления Гонкуров о литературе гораздо интереснее их собственных произведений.

 

ГОЦЦИ (Gozzi) Гаспаро (1713–86), итальянский писатель и критик. Брат К. Гоцци. Один из зачинателей национальной журналистики. Стихотворные сатиры («Послания», 1745–81) и пародии («Приятные стихи современного автора», 1751; «Семейные письма», 1755), рассказы, пьесы, критические эссе.

 

ГЮГО (Hugo) Виктор (1802–85), французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) – манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) – воплощение бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853). Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеётся» (1869), изображающие жизнь разных слоёв французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1–3, 1859–83); роман о Французской революции «93-й год» (1874).

 

ДИДРО (Diderot) Дени (1713–84), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (тома 1–35, 1751–80). В философских произведениях – «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д'Аламбера» (1769, издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещённой монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума – в романе «Племянник Рамо», 1762–79, издание 1823). Труды о народном образовании. Из работ, относящихся к проблемам творчества, наиболее интересен «Парадокс об актёре».

 

ДОДЕ (Daudet) Альфонс (1840–97), французский писатель. В трилогии «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872–90) создал юмористический тип провинциального буржуа – сибарита и фанфарона. Книга рассказов и очерков о Провансе «Письма с моей мельницы» (1869). Социально-критические тенденции в романах «Набоб» (1877), «Короли в изгнании» (1879) и др., воссоздающих нравы различных слоёв французского общества. Литературные воспоминания (1888).

 

ДОЙЛ (Doyle) Артур Конан (1859–1930), английский писатель. Ввёл в детективную литературу образ сыщика-любителя (Шерлок Холмс). Повести «Собака Баскервилей» (1901–02), «Долина ужаса» (1914–15), рассказы отличаются занимательной интригой и простотой повествования. Исторические и научно-фантастические романы.

 

ЗОЛЯ (Zola) Эмиль (1840–1902), французский писатель. Основное произведение – 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» (1871-93) – история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892) с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя – сторонник принципов натурализма (книга «Экспериментальный роман», 1880). Выступал с протестами против дела Дрейфуса (памфлет «Я обвиняю», 1898).

 

ИБСЕН (Ibsen) Генрик (1828–1906), норвежский драматург. Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882). В драмах «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892) усилились черты психологизма и символизма, сближающие их с неоромантическим искусством конца века. Обнаруживая глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, Ибсен выразил протест против всей системы современных общественных установлений, требуя максимальной эмансипации человека.

 

КАРЛЕЙЛЬ (Карлайл) (Carlisle) Джордж Уильям (1802–64), граф, английский секретарь по делам Ирландии в 1835–41, виг. Первым среди вигских аристократов поддержал требование фритредеров об отмене хлебных законов.

 

КАФКА Франц (1883–1924), австрийский писатель. В романах «Америка» (1914, издан 1927), «Процесс» (1915, издан 1925), «Замок» (1922, издан 1926) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Достиг особой выразительности в описании кошмаров и фантастических превращений (сборник «Превращение», 1916) благодаря «протокольному», имитирующему реалистическую достоверность стилю. Преимущественное внимание не к характеру, но к характерности (к ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экспрессионистами. В своих «Дневниках» высказал много интересных мыслей об искусстве.

 

КЕРНЕР (Kerner) Теодор (1791–1813), немецкий поэт. Участник освободительной войны 1813 против Наполеона. Романтико-патриотические стихи.

 

КОНРАД (Conrad) Джозеф (наст. имя и фам. Юзеф Теодор Конрад Коженевский; Korzeniowski) (1857–1924), английский писатель. По происхождению поляк. Неоромантическими мотивами проникнуты романы «Каприз Олмейера» (1895), «Лорд Джим» (1900), «Сердце тьмы» (1902); герои – гордые и мужественные «пасынки» общества. Неверие в социальную революцию в романе о русских народовольцах «Глазами Запада» (1911).

 

ЛАМАРТИН (Lamartine) Альфонс (1790–1869), французский поэт-романтик, политический деятель. В период Революции 1848 член Временного правительства. Сборник медитативной лирики «Поэтические раздумья» (1820), «Новые поэтические раздумья» (1823), мистические поэмы («Жоселен», 1836); в «Истории жирондистов» (1847) подверг критике якобинцев.

 

МАНН Томас (1875–1955), немецкий писатель. Брат Г. Манна. С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1938 в США, с 1952 в Швейцарии. В «семейной хронике» буржуазной семьи романе «Будденброки» (1901), философском романе «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933-34), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем). «Доктор Фаустус» (основан на средневековой легенде о Фаусте) – философский роман-притча о «трагедии эстетизма», рискованном расширении пределов человеческого опыта, о саморазрушении личности в обмен на художественные прозрения и утончённые переживания (новеллы «Тонио Крегер», 1903, «Смерть в Венеции», 1913, одноименный фильм Л. Висконти, 1971). Литературно-критические статьи, в т. ч. посвящённые немецкой и русской классике. Нобелевская премия (1929). Из статей и рассказов о природе искусства выделяются роман «Лотта в Веймаре», где Т. Манн освещает фигуру писателя (не только и не столько Гёте, сколько писателя вообще) с разных сторон, а также «История одного романа», объёмом в 1/3 «Доктора Фаустуса», где он как раз пишет, как создавался этот роман.

 

МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck) Морис (1862–1949), бельгийский драматург, поэт (писал на французском языке). Его символистская поэтика выражала протест против приземлённости натурализма. Пьесы «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1902), «Синяя птица» (1908). Нобелевская премия (1911).

 

МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz) Адам (24 декабря 1798, Заосье близ Новогрудка, ныне Белоруссия – 26 ноября 1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма (сборник «Поэзия», т. 1, 1822; поэмы «Гражина», 1823, «Дзяды», ч. 2, 4, 1823, «Конрад Валленрод», 1828). В 1824 выслан царскими властями из Литвы; жил в России, где сблизился с декабристами, А. С. Пушкиным. В эмиграции (после 1829) создал 3-ю часть «Дзядов» (1832) и поэму «Пан Тадеуш» (1834) – эпическое полотно старопольского быта, шедевр словесной живописи. В 1840–44 читал лекции о славянских литературах в Париже; в 1849 редактор демократической газеты «Трибюн де пепль».

 

МЮССЕ (Musset) Альфред де (1810–57), французский поэт-романтик. Меланхолически-скорбными мыслями, пессимизмом проникнут цикл поэм «Ночи» (1835–37), пьесы; глубиной психологического анализа выделяется роман «Исповедь сына века» (1836) – обобщённый портрет молодого поколения эпохи Реставрации.

 

НАТУРАЛИЗМ, 1) направление в европейской и американской литературах и в искусстве последней трети 19 в. (теоретик и глава направления – Э. Золя; братья Э. и Ж. Гонкуры, А. Хольц, Г. Гауптман, С. Крейн, Ф. Норрис, К. Лемонье – в литературе; А. Антуан, О. Брам – в театре). Под воздействием позитивистских идей стремилось к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. Исходило из представления о полной предопределённости судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Идейно направление неоднородно: социально-критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства.

2) Нестрогое значение – копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.

 

НЕРВАЛЬ (Nerval) Жерар де (1808–55), французский писатель. Темы романтического двоемирия, демонстративной антибуржуазности (сборник «Маленькие оды», 1830–35) сменяются в поздней лирике Нерваля крайними формами ухода от реальности: в мир поэтических потусторонних видений и галлюцинаций, причудливых мифологических ассоциаций (сборник сонетов «Химеры», 1854 и трагическая автобиографическая новелла «Аврелия, или Мечта и жизнь», 1855), приобретающих космический масштаб. Сборник повестей «Дочери огня» (1854); сборник очерков «Ясновидцы» (1852) включает роман «Исповедь Никола» – скрупулезный анализ безотчётного движения чувства. Статьи о театре и литературе (1835–51). Интерес к восточной мифологии в книге «Путешествие на Восток» (1851). Страдал тяжким душевным расстройством; по широко распространённой версии, покончил с собой.

 

ПЕТРОНИЙ (Petronius) Гай (?–66 н. э.), римский писатель. В духе «Менипповой сатиры» роман «Сатирикон» («Сатуры»), в комически сниженном плане рисующий нравы римского общества.

 

ПРУС (Prus) Болеслав (наст. имя и фам. Александр Гловацкий, Glowacki) (1847–1912), польский писатель. Реалистические рассказы, повесть о деревне «Форпост» (1885). Обогатил польский социальный роман глубоким психологизмом («Кукла», 1887–89, «Эмансипированные женщины», 1891–93). Исторический роман о Др. Египте «Фараон» (1895–96). Фельетоны, литературная критика, публицистика.

 

ПРУСТ Марсель (1871–1922), французский писатель. В цикле романов «В поисках утраченного времени» (т. 1–16, 1913–27) усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям непроизвольной памяти) воссоздаёт ушедшее время – людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир. Опыт Пруста – изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» – имел большое значение для многих писателей 20 в. Последний 6-й незаконченный том «В поисках утраченного времени» как раз посвящён проблемам искусства.

 

РЕМБО (Rimbaud) Артюр (1854–91), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) – «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заострённо-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошёл от литературы, стал торговым агентом в Эфиопии.

 

РЕМБРАНДТ (полн. Рембрандт Харменс ван Рейн, Rembrandt Harmensz van Rijn) (15 июля 1606, Лейден – 4 октября 1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик, офортист.

 

РУССО (Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева – 2 июля 1778, Эрменонвиль), французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. О проблемах искусства высказывался неоднократно. Наиболее интересные замечания в его последнем незаконченном труде «Записки одинокого прогульщика».

 

СЕНТ-БЁВ (Sainte-Beuve) Шарль Огюстен (1804–69), французский критик, сторонник биографического метода в литературоведении («Литературно-критические портреты», т. 1–5, 1836–39; «История Пор-Рояля», т. 1-5, 1840-59). Лирика.

 

СКОТТ (Scott), сэр Вальтер (Уолтер) (15 августа 1771, Эдинбург – 21 сентября 1832, Абботсфорд, Шотландия), шотландский писатель. Родился в семье адвоката. В младенчестве перенёс полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 был секретарем Высшего суда Шотландии по гражданским делам. Оставил «Дневники», где много внимания уделял проблемам писательства.

 

ТЕННИСОН (Tennyson) Алфред (1809–92), лорд, английский поэт. Цикл поэм «Королевские идиллии» (1859) основан на Артуровских легендах. Драмы «Королева Мария» (1875), «Бекет» (1879). В сентиментальной поэзии Теннисона, отличающейся музыкальностью и живописностью, сильны консервативные тенденции.

 

ФЛОБЕР (Flaubert) Гюстав (1821–80), французский писатель. Реалистическая картина нравов общества нарисована в романе «Госпожа Бовари» (1857) – страдания женской души, засасываемой рутиной провинциальной жизни, и романе «Воспитание чувств» (1869) – история неудач и разочарований молодого человека. Историческая проза (романы «Саламбо» 1862; «Иродиада», 1877), ярко реконструирующая разные исторические эпохи, опиралась на современные политические ассоциации и представление о неизменном биологическом начале человеческой природы. Неоконченный сатирический роман «Бувар и Пекюше» (издан 1881), пародийный «Лексикон прописных истин» (издан 1910). Блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе. («Горячка фраз иссушила тебе сердце» – мать Флобера). В своих многочисленных письмах, особенно к Луизе Колле, и статьях только и трепыхался по поводу своего писательства. Эти трепыхания изданы на русском языке в 1984 в двухтомнике «О литературе, искусстве, писательском труде».

 

ФРАНС (France) Анатоль (наст. имя Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (1844–1924), французский писатель. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» (1897–1901) – сатирическом обозрении Франции кон. 19 в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) – антирелигиозная и политическая сатира. Исторический роман «Боги жаждут», 1912, о Великой французской революции. Сборники новелл, критических статей; в публицистике – сочувствие идеям социализма. Нобелевская премия (1921). Писал практически обо всех французских писателях и поэтах, как современных ему, так и предшествующих. Особенно интересно и поучительно его эссе о Рабле.

 

ШАТОБРИАН (Chateaubriand) Франсуа Рене де, виконт (1768–1848), французский писатель. Роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешённости от мира – в повестях «Атала» (1801), «Рене» (1802) с центральным образом романтического героя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось с критикой индивидуализма. В книге «Гений христианства» (1802), в мемуарах «Замогильные записки» (опубликовано в 1848–50) – проповедь христианского смирения и подвижничества, не лишенная религиозной экзальтации.

 

ШЕЛЛИ Перси Биш (1792-1822), английский поэт-романтик. В аллегорической поэме «Королева Маб» (1813) разоблачал порочность современного ему общества и политических институтов. Оправдание насильственного свержения деспотии в поэме «Восстание Ислама» (1818). Философское осмысление проблем тирании и свободы в трагедии «Ченчи» (1819) и в лирической драме «Освобождённый Прометей» (1820). Стихи («Ода к Западному ветру»), статьи о литературе, искусстве (трактат «Защита поэзии», 1822).

 

ШИЛЛЕР (Schiller) Иоганн Фридрих (1759–1805), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения; наряду с Г. Э. Лессингом и И. В. Гёте основоположник немецкой классической литературы. Мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства, ненависть к феодальным порядкам выражены уже в юношеских драмах периода «Бури и натиска»: «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство и любовь» (1784). Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряжённый драматизм трагедий Шиллера («Дон Карлос», 1783–87; «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе 1801, и др.), народные драмы «Вильгельм Телль» (1804) обусловили создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства. В своей переписке с Гёте и мн. книгах («О сентиментальном и наивном художнике» – подлинный шедевр эстетмысли) философствовал об искусстве.

 

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788, Данциг, ныне Гданьск – 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира («вещь в себе» И. Канта) и человека предстаёт как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира – через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм – достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со второй половине 19 века.

 

ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (1856–1950), английский писатель. Один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884). Роман «Социалист-любитель» (1883), статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Г. Ибсена как образец новой драмы). Создатель драмы-дискуссии, в центре которой – столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929). В основе художественного метода Шоу – парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости – («Андрокл и лев», 1913, «Пигмалион», 1913), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», 1901, пенталогия «Назад к Мафусаилу», 1918–20, «Святая Иоанна», 1923). Будучи сторонником социализма, приветствовал Октябрьскую революцию в России, достижения СССР, которые связывал с деятельностью И. В. Сталина, разделяя заблуждения части западной левой интеллигенции. Нобелевская премия (1925).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение декабря 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

6. Писатель и общество
7. Справочные сведения об авторах

462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!