HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Цитаты и классики

Андре Моруа. Разные мысли о литературе.

Обсудить

Цитаты из произведений

На чтение потребуется 40 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.04.2015
Оглавление

1. Биография Андре Моруа
2. Психология творчества
3. Творческий процесс

Психология творчества


 

 

 

(Подобрано и сгруппировано В. Соколовым из книг Моруа «От Монтеня до Арагона», а также биографий о Дюма, Байроне и Гюго).

 

«Мир впервые открылся мне через книги... и хаотичность моего книжного опыта я путал с прихотливым течением реальных событий» (Сартр).

 

В «Идеях» Ален разбирает Платона, Декарта и Гегеля, не излагая их, но заново осмысляя. «Находить то, что хотели сказать лучшие, – это и значит открывать».

 

Все эти песни улиц и лесов, эти мимолётные встречи с юными девушками, трели ласточек... не имели бы должной цены, если бы мы в «Замогильных записках» не слышали... пушечных залпов Ватерлоо.

 

Исповедь – это всегда роман. Если мемуарист честен, то сообщаемые им факты верны истории. Чувства же – всегда продукт воображения.

 

Можно ли извлечь из творчества Мартина дю Гара какую-то философию?.. на этот вопрос автор ответил бы так: «Если вам это удастся, я погиб», ибо «Таков мир. Люди таковы, какими я их описываю». Вот точка зрения подлинного романиста.

 

Следует выбирать между радостью жизни и стремлением преуспевать. Рец в своей старости только прилежно писал, но не наслаждался жизнью. Именно поэтому мы всё ещё восхищаемся им.

 

 

Побудительные к творчеству мотивы

 

«...тщеславное стремление написать лучше других... есть стремление низменное, напоминающее школьное соперничество» (Плутарх).

 

«Если происходящее в мире видится вам как бы в смещённом виде, призванном создавать иллюзию, которую надобно описать, так что все на свете, включая и ваше собственное существование, представляется вам не имеющим значения, тогда беритесь» (Флобер).

 

«мне не интересно взывать к сердцу, когда я знаю самоё истину» (Бовуар).

 

«он захотел одного – остаться свободным и уметь точно мыслить».

 

«Писать – это сомневаться» (Барбе д'Оревелли).

 

[Флобер] рыщет в поисках правдивого, доискивается его, насколько может, любит отмечать мельчайший факт с такой же силой, как и значительно, и хотел бы заставить вас почувствовать почти материально то, что он воспроизводит» (Флобер о себе).

 

В жизни и творчестве художника всегда есть свой особый мотив, скрытый в переплетениях арабесок, который и составляет его секрет.

 

Задачей Фонтенеля в его беседах о науке было просветить, не заставив скучать тех, кто не смыслил в астрономии, и развлечь людей сведущих.

 

Играют не для того, чтобы заработать на жизнь, играют, чтобы лгать, лгать себе, чтобы быть тем, кем быть не можешь, и потому что наскучило быть тем, кто ты есть.

 

Исчезни безумие, исчезла бы и поэзия.

 

Каждое слово, если оно употреблено правильно, доставляет ему физическое наслаждение.

 

Каждому человеку свойственно притворяться. Мы играем не только ту или иную роль для других, но и для себя.

 

Мориак посвятил 5 лекций 5 искушениям Лафонтена, потому что испытывал потребность объяснить французский характер, и с помощью этой уловки – свой собственный.

 

Он писал как какой-нибудь монах в VI в, который сочинял латинские гекзаметры с бесконечным усердием человека, верящего, что пишет завещание своей цивилизации и языковой культуры.

 

Писатель – это, прежде всего, человек, который не смиряется с одиночеством... Литературное произведение – всегда глас вопиющего в пустыне... запечатанная бутылка, брошенная в море.

 

Писатель вознаграждает себя как умеет за какую-то несправедливость судьбы.

 

Писать – это самоутверждаться.

 

Писать для Монтеня – значит оградить себя от праздности, порождающей настойчивые и опасные грёзы.

 

Пруст испытывал радость писателя, который освободился от чувства или ощущения, придав им чарами искусства форму, доступную пониманию.

 

Ретиф, лишённый любовных приключений, тщетно искал их в жизни – он доставлял их себе в своих романах.

 

Романист – это человек, который играет роль.

 

Совершенство, к которому Монтень стремился – это именно писать своим языком.

 

Столкнувшись с суровой действительностью, Дюамель поглядел на нее с грустью и высвободился из-под её власти, изобразив её.

 

У каждого художника можно обнаружить подобные неудовлетворённые «комплексы», которые начинают вибрировать, едва их пробудит какая-то тема такой же резонирующей силы.

 

Художником становишься, когда самостоятельно создаёшь то, что хочешь видеть или слышать.

 

Человек, который удаляется от мира, создаёт для себя возможность его понимания.

 

 

Психологические и социальные особенности писательства

 

«Наиболее искренние люди правдивы, особенно в том, что они говорят, но они лгут о том, что замалчивают» (Ж.-Ж. Руссо).

 

«Никто не может описать жизнь человека лучше, чем он сам. Его внутреннее состояние, его подлинная жизнь известны только ему. Но, описывая их, он их скрывает, рисуя свою жизнь, он занимается самооправданием, показывая себя таким, каким он хочет казаться, но не таким, каков он есть» (Ж.-Ж. Руссо).

 

«Но попробуйте хоть иногда возражать мне, чтобы я почувствовал, что нас двое».

 

«Сразу же полюбил я язык, коим наслаждаться можно было, не слишком вдумываясь; который подкупал столь ясной формой, в чьей прозрачности, конечно же, показывалась порой некая задняя мысль, но отнюдь не загадочная...» (Валери).

 

«Ты должен всегда видеть перед собой натуру, и ничего больше. Искусство – это воспроизведение, мы должны думать только о том, чтобы воспроизводить» (Флобер).

 

«Ты сможешь, мой милый, описывать вина, любовь, славу при одном непременном условии: сам ты не будешь ни пьяницей, ни страстным любовником, ни воякой» (Флобер).

 

«Чудесный талант, но только для пародий».

 

«Я объективна в той мере, в какой объективность передаёт мои мысли» (С. Бовуар).

 

В каждой творческой личности существует ясновидец, движущийся во вселенной, им же самим построенной из кусков действительности.

 

Всякие блуждающие запахи улиц, полей, домов, мебели, приятные и дурные... всегда оживляли в нём забытое прошлое, словно эти ароматы... сохранили в себе забальзамированные события.

 

Для произведения искусства гибельна не страсть, а пристрастное стремление что-либо доказать.

 

Достаточно писателю хотя бы на миг испытать чувство ревности, как он извлекает из этого все эмоции, необходимые, для того чтобы вдохнуть жизнь в образ персонажа.

 

Дю Гара отличает стремление к разнообразию фактов и необычайным персонажам.

 

Есть два рода романтиков: романтики лирические, не способные здраво судить о страстях, которым они отдаются, и романтики, владеющие собой, способные управлять своими порывами.

 

Каждый из наших героев воплощает знакомые нам состояния души, намерения, склонности, как хорошие, так и дурные, правда, все они видоизменяются и преображаются.

 

Как может писатель или художник, если только он искренен, изменить свою манеру письма, которая не что иное, как внешняя форма, проекция его души?

 

Какую бы боль поэту ни причиняли те или иные чувства, он никогда не захочет добровольно исцелиться от недуга, который даёт пищу его дарованию.

 

Не отбором ли эпизодов, которые его интересуют, каждый романист создаёт особый мир, свойственный только ему, имеющий свои законы, проблемы, свою мораль?

 

Неистовость антибуржуазных предрассудков Сартра мешает ему создавать живых людей. Или его персонажи – буржуа, и тогда ненависть деформирует их, они карикатурны. Или же это праведники, и тогда авторская симпатия окружает их ореолом нечеловеческого сияния.

 

Нельзя сказать, что роман – это наша исповедь. Скорее следовало бы сказать, что роман – это исповедь человека, которым мы могли бы стать, но не стали.

 

Одни и те же мысли и чувства неизменно служат нам для создания самых различных персонажей. Мы выпускаем на арену нашего творчества постоянную труппу бродящих комедиантов, о которой говорит поэт.

 

Писатели, проводящие жизнь за письменным столом, в которых медленно остывает жар души, становятся пессимистами, потому что они изолированы от других людей.

 

Писатели-моралисты, как и писатели-романисты, в какой-то мере исповедуются и лучше анализируют те ощущения, которые испытывают сами.

 

Писатель производит раскопки на одном и том же участке земли, но всякий раз он копает всё глубже и глубже.

 

Писатель, который умеет вдохнуть жизнь в некий мир, является романистом.

 

Писать, что сексуальная жизнь доставила удовольствие – способ ворваться в интимный мир писателя, сделать его своим сообщником. Здесь писатель склонен скорее преувеличивать свои грехи, чем преуменьшать.

 

Постоянная бдительность и критический подход к фактам – вот состояние ума, которое подобает биографу.

 

Романист должен опираться на свои раны и превращать собственные страдания в талант.

 

Романы Ж. Санд кишат героями, которых жаждут женщины, но которые не существуют в действительности.

 

Те, кто усердно предаётся любви, не относятся к тем, кто много говорит о ней.

 

У романистов, которые, как правило, отдают новые роли своей постоянной и неизменной «труппе», нередко можно встретить под другими именами всё тех же актёров. Знакомясь с творчеством Мориака, мы довольно быстро узнаем его труппу.

 

Чертами Валери была потребность в точности, отвращение к смутному и той мнимой ясности, которой довольствуются почти все люди, а как следствие этой потребности в точности – необходимость исследовать язык заново и требовать от слов чёткого смысла.

 

Шатобриану нравится видеть себя в роли одного из тех старых гомеровских нищих, под рубищем которых, может быть, скрываются боги или цари.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Автор участвует в Программе получения гонораров
и получит половину от всех перечислений с этой страницы.

 


Оглавление

1. Биография Андре Моруа
2. Психология творчества
3. Творческий процесс
425 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 17.04.2024, 15:02 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!