HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Рая Чичильницкая

Расставание с иллюзией

Обсудить

Прозаические этюды

На чтение потребуется два часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 23.10.2014
Оглавление

7. Выигрыш, или Иллюзия бесплатного
8. Когда на дурницу мёд не сладок, Или иллюзия радостного безделья
9. Иллюзия масок

Когда на дурницу мёд не сладок, Или иллюзия радостного безделья


 

 

 

Попробуйте остановить кого-то на улице и поинтересоваться их отношением к возможности иметь хорошо оплачиваемую должность, на которой ничего делать не надо. Уверена, что большинство от такого бы не отказались. И действительно, кто в своём уме откажется? Вкалывать не надо, зарплата идёт: не работа, а мечта! Меня, разумеется, такой вариант тоже когда-то привлекал… и нравился он мне до того момента, пока он из теории не перешёл в практику. А случилось это так…

 

Жил-был некогда известный на весь финансовый Нью-Йорк уолл-стритовский гуру «с русскими корнями» Айвин Бойски (Ivan Boisky). Слыл он выдающимся биржевым воротилой и всеми уважаемым богатым человеком. А также жил-был в то же самое время и финансовый гений помоложе – Майкл Милкен (Michael Milken), с которым Ваня тот сотрудничал.

В конце 70-х Майкл начал трудиться в небольшой, средней руки биржевой фирме «Drexel, Burnham, Lambert» и, работая там, придумал нечто абсолютно революционное.

А именно: при поддержке той фирмы он единолично создал рынок мусорных (или высокодоходных) облигаций и финансирования многомиллиардных захватов гигантских корпораций. Благодаря чему, Drexel фантастически разбогател и разросся буквально за ночь со штата в несколько сот до десяти тысяч сотрудников, обогнав гигантов индустрии и став самым прибыльным инвестиционным банком в США и одним из лучших фирм-работодателей на Уолл-стрит.

С появлением рынка мусорных облигаций Америка уже не была прежней.

Экономика резко оживилась. Рецессия скоропостижно почила в бозе. Рейган пришёл к власти. Уолл-стрит рванулась в невиданную высь и оборзела от неожиданных возможностей. Повсюду носился запахи успеха, сумасшедших денег и вседозволенности. Воцарилась рейганомика. Воздух пузырился шампанским и вибрировал праздничным возбуждением. Жизнь была хороша, жить было хорошо и, казалось, что конца этому празднику жизни не будет. Впоследствии напишут книги и снимут фильмы, изобличающие апофеоз жадного стяжательства и культ материализма того периода, но это будет потом… Тогда же никто особенно не возмущался, не изобличал, и большинство, независимо от их финансово-социальной ступеньки, «нагревали руки», «стригли купоны» и принимали весьма добровольное участие в этом празднике.

 

Я тому и свидетельница, и участница, потому как именно в это самое время судьба привела и меня в венценосный Drexel. Нет, конечно, не инвестиционным воротилой в отдел с миллионными бонусами, а обыкновенным компьютерным программистом, чьи премиальные, как минимум, равнялись «лишь» полугодичному окладу. Однако дело не только в деньгах. Drexel мне вспоминается с ностальгией как самое интересное, динамичное место работы за всю мою карьеру. Да, мы вкалывали как черти (нам полагалось приходить на работу к восьми утра и работать без всякого перерыва до восьми вечера: ланч съедался впопыхах перед экраном компьютера), но каждый день был наполнен невероятным ритмом, радостными неожиданностями, рискованностью и духом приключений, и мы все чувствовали себя единым целым… Нам в лица бил морской бриз, нас качало из стороны в сторону, мы летели по волнам в бешеном темпе, летели вперёд, в завтра, в будущее, и это было прекрасно! Долой осторожность, долой стандарты! Кто не рискует, тот не пьёт шампанского! Уж что-что, а скучно там никому не было… Работать так работать, но зато после… пировать так пировать! Когда мы группой заходили в бар немного расслабиться после длинного рабочего дня (естественно, за счёт компании), глаза всех пасущихся там друзей-соперников были направлены на нас. Даже ребята из коронованной Goldman Sachs смотрели в нашу сторону с завистливым уважением, а что уж говорить о тех, кто из фирм помельче. А мы, избранные и победители, плыли над толпой на эйфорических облаках, и нам было ни до кого. Такой вот дух корсарства и флибустьерства витал на нашем корабле. И сам Drexel, как пиратский фрегат, нёсся наперекор ветрам по финансовым морям и океанам, беря на абордаж и захватывая одно за другим судёнышки и судна корпораций и упиваясь своей уникальной судьбой, своим местом на Олимпе и своей неприкосновенностью.

 

В этой оргии успеха Drexel, увы, не заметил или пренебрёг опасностью надвигающегося айсберга корпоративной зависти и американского правосудия. Истеблишмент, поражённый и напуганный способностью Милкена аккумулировать огромный капитал и тем, с какой лёгкостью крупнейшие компании переходят из рук в руки, решил положить этому конец руками амбициозного прокурора Рудольфа Джулиани, сделавшего из Милкена с его фирмой козла отпущения, а себе на этом – карьеру. Годы спустя Джулиани стал мэром Нью-Йорка, и выпало ему возглавлять город в страшное время, когда случился 911. В этой ипостаси проявил себя очень здорово, достойно и доблестно, и я его всецело поддерживала, простив за прошлое. Но тогда, в середине 80-х, ничего, кроме негативных чувств, он у меня вызывать не мог.

Впрочем, не только у меня…

И вот тут как раз время вспомнить нашего Айвина Бойского (давнего делового партнера Милкена), которого Джулиани схватил за жабры. А именно, схватил он того за противозаконный захват некой строительной корпорации в результате сокрытия информации, которую скрывать было нельзя. Тогда многие на Уолл-стрит таким занимались, и ничего – сходило с рук, а тут…

Ну, а там и ещё какие-то делишки обнаружились. Не будучи храбрецом, Бойски под давлением прокуратуры пошёл на сделку, тут же сдав Милкена.

Милкен и Drexel попали под более чем двухгодичное следствие. И вдруг всё в одночасье оборвалось так же резко, как и началось. Волны остановились, превратившись в ледяные гребни. Наш фрегат обледенел и тоже остановился. Оргии успеха пришёл непредвиденный конец. А для нас, сотрудников фирмы, создалась очень странная ситуация. Всё заморозилось. Работать нам не разрешалось, хотя работы было навалом. Делать нам было нечего, но, тем не менее, никого не увольняли, зарплаты платили исправно и, как было принято, раздавали огромные рождественские бонусы. А нам приходилось исправно приходить в офис, отсиживать там те же обычные 10-12 часов, а потом, высасывая из пальца, писать отчёты о «проделанной работе».

Так вот и сбылась заветная «мечта идиота»: не работая, получать зарплату.

А знаете ли вы, как это невыносимо?! Как мучительно сидеть целый день, маясь бездельем да ещё делая вид, будто что-то делаешь…

– Тебе же платят, – не понимала моих жалоб мама, – сиди себе, отдыхай.

Да, но сколько же можно отдыхать? Помню, как сидели мы по нашим кубикам и сходили с ума от безделья. Интернета тогда ещё не было, читать-рисовать открыто не полагалось, выйти на улицу – тоже. Чем заняться? Собирались кучками и часами болтали или висели на телефонах, а когда мимо проходило начальство, делали вид, что работаем. Впрочем, начальство прекрасно понимало всю нелепость сложившейся ситуации и тоже делало вид, что начальствует… Вот в таком сюрреализме пробыла я около года. А когда услышала, что появилась возможность поволонтирить в другом отделе, моментально подняла руку и вызвалась… всё равно куда, лишь бы подальше от этого театра абсурда.

И шаг этот спас меня от полного безумия… а кроме того, благодаря ему я выучила что-то новое, пригодившееся мне в будущем, познакомилась с довольно интересными людьми, вернулись приятные ощущения полезности, заслуженности наград и профессионального самоуважения. Соблазн же хорошо оплачиваемой должности, на которой ничего делать не надо, с тех пор утратил для меня всякую прелесть: очередная иллюзия растаяла начисто и навсегда.

Так и проработала я ещё года полтора, а потом… Правосудие победило, истеблишмент возрадовался, «Drexel, Burnham, Lambert» объявил банкротство, Майкл Милкен пошёл отсиживать свой срок, Рудольф Джулиани сделал себе карьеру, рынок мусорных облигаций рухнул, завалив всю американскую ссудо-сберегательную банковскую систему, ответственность перед вкладчиками перешла на государство, масса людей потеряла кучу денег, а нас начали увольнять. Пузырь стяжательства лопнул. Гигантские бонусы для большинства из нас остались в прошлом. Эпохальный праздник 80-х окончился. Жизнь резко поскучнела… до следующего пузыря и очередного праздника, который, впрочем, не заставил себя долго ждать.

Но это уже другая история…

 

 

 


Оглавление

7. Выигрыш, или Иллюзия бесплатного
8. Когда на дурницу мёд не сладок, Или иллюзия радостного безделья
9. Иллюзия масок
425 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 17.04.2024, 15:02 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!