HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Рая Чичильницкая

А у нас во дворе

Обсудить

Сборник рассказов

 

Рассказы-зарисовки из «мемуарной» серии: мои рассказы-зарисовки, рассказы-воспоминания, рассказы автобиографические и полубиографические, а то и наполовину придуманные… о детстве и юности, об эмиграции и прочем… своего рода продолжение (второй том) сборника рассказов «Уроки музыки», опубликованного в журнале «Новая Литература» 12 марта, 2014.

 

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 30.05.2014
Оглавление

6. Секрет
7. Женитьба Гены
8. Убить Пиночета

Женитьба Гены


 

 

 

Иллюстрация. Женитьба Гены. Автор не указан

 

 

 

Я – единственный ребёнок, без сестёр и братьев, как родных, так и двоюродных, и это довольно тоскливо. В идеале мне всегда хотелось иметь старшего брата, что, конечно же, невозможно. Ближе всех к этому идеалу – Гена, которого я считаю троюродным братом, хотя технически, он – двоюродный брат моего папы, а мне приходится… я всегда путаю, кем... впрочем, неважно.

Гена недавно вернулся из армии и намного моложе папы, а меня старше всего лет на пять, и поэтому, когда он приходит к нам в гости, общается в основном со мной. А я общаться с ним совсем не против, потому что у Гены друзья, среди которых есть довольно симпатичные ребята, высокие и взрослые, уже студенты и, когда я с ними иду рядом, то наверняка все смотрят и завидуют. И Гена тоже высокий и взрослый, хотя и не студент. Иногда они берут меня с собой на Комсомольское озеро: летом кататься на лодке, а зимой – на коньках.

Это мой интерес для общения, а вот почему Гене со мной интересно, мне не совсем понятно. Наверное, для того чтобы рядом была хоть какая-то девочка. Потому что почти все его друзья уже с кем-то гуляют, а он ещё нет, и они над ним подшучивают. А ведь странно: Гена лицом очень симпатичный, и фигура у него отличная.

Его мама, тётя Галя, говорит, что «он очень переборчивый, и ещё не родилась та, что в его вкусе…»

А моя бабушка, которая приходится ему родной тётей, считает, что «у Гены просто тяжёлый характер, и что той, ещё не родившейся девушке, весьма повезло, и спешить рождаться ей нечего…»

И мама моя, как ни странно, с ней соглашается, добавляя, что «такие, как Гена, остаются вечными холостяками», и что если когда-нибудь найдётся «какая-то несчастная, на которой он женится, то она от него вскоре сбежит», и знает она это, потому, что у её мамы был точно такой же дядя из Черновиц, который жил один до сорока пяти, а потом… в общем, «лучше было бы, если он продолжал жить один... а тут уже и дочка у него родилась…».

– Да, всегда страдают бедные дети, – подытоживает бабушка.

 

Папа нарушает редкий момент семейной гармонии: он таких разговоров не любит:

– Ну при чём же тут дети?! Какие дети?! Генка – нормальный парень… вечно вам надо языки чесать… – фраза переходит в неразборчивое, но явно недовольное мычание.

– Ой, Муся, оставь, ты ничего не понимаешь, – возмущается мама, – тебе дай волю, так ты бы только и молчал всю жизнь… тебе повезло, что есть кто-то, чтоб за тебя говорил, и что я такая терпеливая.

– А что?! Молчание ещё не самое плохое качество, – бабушка бросается на защиту папы, – у НЕКОТОРЫХ присутствуют качества намного похуже, и ничего… а мой сын честный, порядочный и…

Папа машет рукой и, хлопая дверью, уходит к соседу «забивать козла», а я иду в свою комнату.

 

Когда Гена приходит в гости, мы всегда сидим у меня в комнате и «крутим пластинки». Гена тоже коллекционирует музыку и иногда приносит мне пластинку в подарок, как например, супрафоновскую – Саймона и Гарфункеля – одну из моих самых любимых и дефицитных. У Гены есть магнитофон «Ява» и много классных записей, а я о магнитофоне мечтаю уже давно, но пока напрасно.

Мы слушаем и почти не разговариваем. Впрочем, Гена ведь молчун или, как его называют в семье, необщительный. Бабушка считает, что Генина необщительность – «часть тяжёлого характера и в жизни ему не поможет». Бабушка знает это из собственного опыта. Папа, которого она вырастила, тоже был необщительным, в его случае от природной застенчивости, и поэтому ей самой пришлось познакомить его с моей мамой, о чём она, впрочем, всегда сожалела, говоря, что «лучше бы я в тот день сломала себе ногу…».

Вместо общительности, Гена наделён талантом к спорту, особенно к гимнастике и к катанию на коньках. Он часто выигрывает на соревнованиях и получает призы, вымпелы, разряды и скоро, наверное, станет мастером спорта. Меня, от природы неатлетичную, это в нём восхищает, но, как считает семья, «спорт – это не специальность» и лучше бы Гена был музыкантом или бухгалтером, как его отец, дядя Мотя, который, конечно же, купил маленькому Геночке виолончель и хотел учить, но где там… «у того тяжёлый характер с детства… всегда был эн ойзвоф[6]… и после двух уроков играть наотрез отказался». А о бухгалтерии он слышать даже не хотел: «ему, видите ли, это скучно…», сетует дядя Мотя, «а стоять у станка и пилить какие-то глупые железки ему не скучно…».

– А ведь был он таким умненьким мальчиком, не поверите, – вставляет его мать, тётя Галя. – В первом классе считал до ста… все думали, что станет математиком.

– Всё потому, что ты его баловала и разрешала бегать тогда, когда надо было сидеть на одном месте и заниматься. Это я! Я должен был его воспитывать! – тыча указательным пальцем попеременно в свою жену и в себя, жестикулирует дядя.

– Так в чём же дело? Почему ты его не воспитывал? Я тебе не запрещала. А я тебе отвечу, почему. Потому что вместо того, чтобы воспитывать сына, ты проигрывался в покер, вот почему! – выговаривает на одном дыхании тётя Галя и с жадностью присасывается к очередной сигарете.

Дяди Мотино пристрастие к покеру было плохо скрываемым семейным секретом, о котором давно знали все, включая меня.

 

– Ах! Теперь ты вспомнила, а…– саркастически начинает парировать дядя Мотя.

– Ой, перестаньте! Ей богу, как в детском саду! – вступает моя бабушка. – По правде говоря, вы оба приложили руку и дали своему Геночке неправильное воспитание. Но сейчас уже поздно: он – ТАКОЙ!

– Ну, может быть, он всё-таки ещё будет поступать…– прикуривает следующую сигарету тётя Галя.

– Хватит, Голда, забудь про институт, – уже мягко останавливает жену дядя Мотя.

Воцаряется тяжёлое молчание. Гена работает простым токарем на заводе, и это переживается его родителями как трагедия.

 

А мою училищную подружку, Ольку, этот факт совсем не смущает.

– Хороший токарь зарабатывает побольше инженера или даже бухгалтера, – со знанием дела заявляет она.

В Олькиной семье всё измеряется деньгами.

Не в пример мне, она практичная и самостоятельная. Мать её болеет раком груди, а отец-таксист «работает днём и ночью», а в перерывах гуляет с другими женщинами и потом делится подробностями.

– Как! Тебе это не мешает? – поражаюсь я. – Разве тебе за маму не обидно?!

– Так мама уже болеет два года и всё равно ничего не может. Врачи говорят, что она, наверное, скоро умрёт, а папа ещё молодой, ему жить надо, – рассудительно объясняет Олька. – Ну а мне что? Маму я не спасу, а с папой, пока я на его деньги живу, мне лучше быть по-хорошему, ведь так? Ну, а бабы его… что мне до них? Они ко мне подлизываются, подарки дарят… думают, что через меня лежит дорога к папочкиному сердцу, – она смеётся. – Влюблённые дуры! Все бабы дуры! Ничего не понимают в мужиках, – в её голосе проскальзывает злость. – Вот вчера одна подарила мне очередную сумочку. У меня их уже целая коллекция, этих сумочек, насобралась. Подарили бы лучше сапоги…

– Красивая? Какого цвета?

– Да так, ничего себе, рублей за двадцать пять, – смеётся Олька.

 

В общем, Олька увидела как-то меня с Генкиной компанией, и он ей очень с виду понравился: она любит спортивных, широкоплечих и с узкой талией. С тех пор и канючит: познакомь, да познакомь…

А я упираюсь. Нет, мне не жалко. Просто у меня на знакомства тяжёлая рука: в этом я уже убедилась не один раз. Я ещё не совсем оправилась от последствий предыдущего знакомства. И хотя познакомила я их тогда не специально, а просто, из долга вежливости… и надо ж, какая драма из этого вышла… со слезами, перерезанием вен, выбрасыванием колец в кусты и прочим.

А тут тем более, после всего, что я слышала о Генкином характере, зачем же знакомить с ним Ольку: пусть живёт спокойно. Да и чувствовать себя виноватой, если что не так выйдет, мне не придётся.

И вообще, не люблю я знакомства через кого-то. Меня вот иногда мама с бабушкой тоже пытаются знакомить с отпрысками своих школьных подруг, хотя я их убедительно прошу этого не делать… ну и, конечно, ещё до того, как я их увидела, у них уже никаких шансов.

 

– Знакомиться надо так, – говорю я Ольке, – вот идёшь по улице, а навстречу ОН. Взгляды пересекаются, искры из глаз летят и сталкиваются, он влюбляется и следует по пятам, хотя ему совсем в другую сторону… и это всё.

Олька смеётся:

– Ой, ничего ты не понимаешь! Совсем неважно, как знакомиться: важно, что дальше.

– Что ты имеешь в виду? Если правильно познакомиться, то дальше всё будет прекрасно.

– Да ну, что за ерунда! При чём тут это? Важно не знакомство, а чтобы красиво обхаживал, дарил вещи, угощал, не жмотился и, самое главное, чтобы он хорошо зарабатывал и не пил.

– Какая ж ты, Олька, неромантичная.

– Да, я реальная. А на что мне та романтика? Вот мне тёплые сапоги на зиму нужны. Ты думаешь, я в магазине за них твоей романтикой смогу расплатиться? Или, может быть, кушать эту романтику можно? Или…

– Ну ладно, я поняла.

– Да ты не обижайся за правду. Романтику придумали те, кто не живут реальной жизнью, или те, у кого всё есть, или те, кому ничего вообще не надо… Вздохи, взгляды, цветочки, белая фата… Кстати, ненавижу цветы: пустая трата денег… всё равно они тут же вянут, и надо выбрасывать… только даром тоску нагоняют… А мне тосковать совершенно не к чему, – не соответствуя серьёзности её глаз, Олькины губы растягивается в улыбку.

– И замуж я не выйду. Никогда!

 

Я решаю, что, может, будет и неплохо, если она познакомиться с Генкой. Олька знает, чего хочет, и за себя постоять может, а ему уже давно нужна какая-то личная жизнь.

– Ладно, Олька, я специально знакомить тебя не буду, но если он к нам придёт, я тебе скажу, и ты как будто бы случайно зайдёшь и уже сама, если захочешь. Только имей в виду, что у него тяжёлый характер.

– Как-нибудь сама разберусь, не маленькая…

Однако всё произошло совсем иначе. Мы возвращались с занятий и только прошли несколько шагов по Пирогова, как наткнулись на Гену. Олька протянула ему руку и представилась моей лучшей подругой. Он покраснел и что-то буркнул. Всё получилось очень натурально. Олька сразу начала что-то расспрашивать о спорте, Генка попался на удочку и разговорился. Мне про спорт сказать было нечего, а слушать не интересно, поэтому я оставила их одних и пошла навещать бабушку, живущую напротив училища. На следующий день я узнала, что они сидели в Театральном кафе, ели сливки с вареньем, за которые он уплатил, и говорили про гимнастику, а в субботу увидятся опять.

– Ничего, я его расшевелю, – смеётся Олька.

 

Проходит месяца четыре. Гену не видать. Зато сегодня у нас в гостях его родители, которые притащили с собой за компанию старенькую тётю Женю. После ужина, по традиции, обсуждается Генкин характер, который неожиданно улучшился. Всё вроде бы налаживается, но…

– Я подозреваю, что он с кем-то гуляет, – заявляет тётя Галя.

– Да? Ну наконец-то! Мазэл тов! Хорошая девочка? – спрашивает моя бабушка.

– Трудно сказать. Мы её ещё не видели, и он нам ничего не рассказывает. Скорее всего, какая-то шикса, сейчас это модно. Я очень боюсь, она его закрутит, – тётя Галя тянется за очередной сигаретой.

– А с чего вы взяли, что он с кем-то гуляет? – встревает тётя Женя.

– Геночка изменился. Каждый день другая рубашка. Стал улыбаться чаще… пользоваться одеколоном, а вчера ужинал с нами и целый час разговаривал. Даже заговорил об учебе… пускай не в институте, а в строительном техникуме, но всё же будет какой-нибудь диплом. Это всё хорошо, но… – дымит тётя Галя.

– Ну вот, ничем не угодишь. Не гулял – плохо, гуляет – тоже нехорошо… Всё нормально. Мальчик должен гулять. Ты видела его кожу на лице? – парирует дядя Мотя, – пусть немножко погуляет, и неважно с кем: шикса даже лучше, чем наоборот.

– Как ты знаешь, что лучше? Она его закрутит… я, как мать, это знаю. У него ведь нет никакого опыта. ОНИ это чувствуют…

– Ах, в мои годы молодые люди, когда им нужна была женщина, не гуляли, а ходили в бордели. Поэтому они могли себе красиво и долго ухаживать за порядочными девушками, – вставляет бабушка. – Там ИХ хоть проверяли. А теперь как можно знать, с кем имеешь дело?

– Ой, я вам говорю… Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие… – вздыхает старенькая тётя Женя.

– Откуда тебе знать, тётя, у тебя ведь не было собственных детей? – подковыривает её дядя Мотя.

– Ну и что? У меня никогда не было собственного поезда, но я знаю, что под него лучше не бросаться… Ну и потом, это все так говорят.

 

Меня мучает совесть: Олька ведь и есть та самая «шикса», о которой так волнуется тётя Галя, и как ни крути, познакомила их я.

– Да нет уже, – следующим утром отвечает Олька на мой вопрос. – Мы только тогда один раз пошли в кино, и он был какой-то странный. Не сказал ни одного слова за весь вечер. Так, молча, проводил до дома и всё… даже ушёл без «до свиданья»! Как тебе это нравится? Ничего не купил – ни цветка, ни мороженого. Мне плевать, конечно, но… это просто знак, что он жмот. А меня жмоты не интересуют, ты ж знаешь. Ты ему что-то про меня рассказывала? Может, он подумал, что мне от него только деньги нужны?

– Ну что ты, я его уже с тех пор и не видела.

«Значит, это он не с Олькой гуляет, – думаю я, – а если не с ней, то с кем?».

 

Проходит осень, а потом зима. Гена у нас не показывается и на коньках покататься мне за всю зиму не удаётся ни разу. Что происходит в его жизни, не ясно.

Опять наступает весна. Теплеет, и усидеть на занятиях почти невозможно. Мы с девчонками из группы решаем проказенить молдавскую литературу. Как обычно, казеним мы неподалеку, на Армянском кладбище. Там хорошо: тихо, спокойно и в это время обычно никого. Бродим по аллейкам между могилами, пока не находим ажурную скамеечку на солнышке. Сидим, уплетаем чебуреки и болтаем о разном.

– Ой, смотрите, девчонки, два мужика за ручки держатся. Как в детском саду! Ой, мне кажется, что они поцеловались!

– Где? Где? – всем интересно посмотреть…

– Как?! В губы?! ТАК не бывает…

– Фу, какая гадость!

Двое парней идут по нашей аллейке, приближаясь к скамейке, на которой мы сидим.

– Девчонки, не смотрите на них. Делаем вид, что мы ничего не видели.

Все опускают глаза и старательно жуют чебуреки.

Парни проходят мимо: они о чём-то весело смеются в два голоса. Я узнаю в одном из них Генкин. Нет! Не может этого быть! Отрываю взгляд от чебурека и смотрю им вслед. Определённо он… Вот это да! Хорошо, что Ольки сегодня нет: она бы точно не выдержала и что-то сказала. Потрясённая необъяснимостью только что увиденного, я плетусь назад в училище. Лучше бы я пошла на молдавскую литературу. Загадка Генкиного поцелуя мучает меня весь день. А всё, что меня мучает, обычно отражается на моей физиономии.

 

Дверь открывает бабушка.

– Что случилось? У тебя какие-то неприятности?

– Да нет, ничего…

– Ну я же вижу, у тебя ж на лице написано: что-то случилось…

Я мнусь ещё минут двадцать, но потом всё-таки не выдерживаю и рассказываю.

Мама, папа и бабушка многозначительно переглядываются.

– Ну, что ж, значит, он фэйгалэ, – говорит бабушка. – Галя напрасно волнуется насчёт шиксы.

– Что значит фэйгалэ? – спрашиваю я.

– Значит, что Геночке мальчики нравятся больше, чем девочки, – вздыхает бабушка.

– Ну и что? Мне тоже мальчики нравятся больше.

– Это совсем другое. А тебе разве не надо делать какие-то уроки на завтра?

– Нам ничего не задали.

– Ну, тогда иди, поиграй немного: гаммы или что-нибудь…

Недовольная, иду играть на «тихой» педали, якобы, чтоб не мешать, и, конечно, прислушиваюсь. Из кухни долетают отдельные фразы, обрывки разговора…

– Не могу поверить. Что значит?! Здоровый парень, спортсмен… Так не должно быть! Это неправильно! Надо лечить! Мотя с Галей обязаны принять какие-то меры, – слышится папин голос.

– Не волнуйся так, Муся, зайди к Изе, поиграй с ним во что-нибудь и успокойся, – советует мама.

– Бедный Мотя! Какой это для родителей кошмар: единственный сын… – вздыхает бабушка. – И это в дополнение к тяжёлому характеру! Ещё не хватало, чтобы он начал себе рисовать брови, как Давидка-цедрейте[7], наш довоенный сосед по Купеческой.

– Ничего, ещё не всё потеряно, – говорит мама. – Он просто одинокий. Надо найти ему хорошую девочку. Обзаведётся семьёй, всё наладится…

Я представляю Гену с нарисованными бровями и смеюсь. Наверное, громко, потому что в дверях комнаты на секунду появляется бабушкина голова, после чего разговор в кухне продолжается на румынском. Я не понимаю, о чём они говорят и при чём тут хорошая девочка.

 

Бабушка уходит к дяде Моте поговорить. Телефона у него ещё нет, и поэтому говорить можно только с глазу на глаз.

А дальше всё происходит быстро и чётко. Не знаю, как… но… Где-то действительно находится девочка: не очень красивая, но, говорят, хорошая, скромная, учащаяся на зубного техника и любящая хозяйство. Она моя тёзка. Внешне маленького роста, с большим бюстом и круглыми, глуповатыми глазками. Ей под тридцать, давно пора замуж и, как считает семья, Гене «такой вариант именно подходит». Их как бы случайно знакомят. Пару месяцев он молча ухаживает, а потом к сентябрю делает предложение. Что между ними общего, непонятно. Почему он согласился играть в этом спектакле – тоже.

Происходит свадьба. Через год рождается девочка. У матери огромная грудь, но нет молока. В техникум учиться на зубного техника она уже не возвращается. Как оказалось, хозяйствовать она тоже и не умеет, и не любит. Однако у неё есть чувства, о которых хочется говорить. А с Геной не поговоришь: он уходит и от разговоров, и вообще куда-то. Почти каждый вечер. Она его ждёт в слезах и, когда он возвращается, они громко ругаются. В ссорах принимают участие и Генкины родители, с которыми молодые живут.

Каждые пару месяцев моя тёзка берёт ребёнка и уходит к своим родителям. Затем, через две недели, он просит прощения, и она возвращается. История повторяется регулярно. Девочке исполняется три года, когда они наконец-то разводятся.

Это событие, разумеется, обсуждается.

– Да, всегда страдают дети, – констатирует бабушка.

– Нечего было его женить. Такие люди, как Гена, не должны жениться, – говорит моя мама.

Папа машет рукой:

– А всё потому, что не дали им жить спокойно!

– Что говорить… тяжёлый у него характер, – вздыхает бабушка.

 

Гена уезжает на БАМ. Дядя Мотя получает ущемление грыжи и обширный инфаркт уже на операционном столе. Тётя Галя курит без остановки. Дядя Мотя умирает, не приходя в сознание. Умирает и Олькина мама. Тётя Галя с невесткой и внучкой уезжают в Израиль к сестре, навсегда. Олька неожиданно выскакивает замуж за долговязого вокалиста с четвёртого курса. Никто не имел понятия, что они встречались.

– Ты его любишь? – спрашиваю я её.

– У него папа – председатель колхоза… а мой папочка, сама знаешь, кобель, – смеётся она, отводя глаза в сторону.

Больше я её ни о чём не спрашиваю. Опять наступает весна.

 

 

 



 

[6] своенравный; делающий всё наоборот/ назло; бунтарь (идиш)

 

[7] сумасшедший (идиш)

 

 

 

Милорад Павич. Последняя любовь в Константинополе (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Аркадий и Борис Стругацкие. Путь на Амальтею (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

6. Секрет
7. Женитьба Гены
8. Убить Пиночета
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!