HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Рая Чичильницкая

А у нас во дворе

Обсудить

Сборник рассказов

 

Рассказы-зарисовки из «мемуарной» серии: мои рассказы-зарисовки, рассказы-воспоминания, рассказы автобиографические и полубиографические, а то и наполовину придуманные… о детстве и юности, об эмиграции и прочем… своего рода продолжение (второй том) сборника рассказов «Уроки музыки», опубликованного в журнале «Новая Литература» 12 марта, 2014.

 

На чтение потребуется два с половиной часа | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 30.05.2014
Оглавление

10. Любовь-морковь
11. Весна. Лёгкое дыхание
12. Хор и хлорка

Весна. Лёгкое дыхание


 

 

 

Иллюстрация. Автор: Рая Чичильницкая. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

Вскоре после того, как сгинуло иго треклятой десятилетки и я перешла в музучилище, где и расцвела во всех отношениях, на меня начали обращать внимание представители противоположного пола. Я стала нравиться мальчикам и мужчинам, а некоторые из них стали нравиться мне. Взбурлила кровь, взыграла фантазия, взметнулись гормоны. Но мама моя могла не волноваться: я блюла себя почище средневековой дуэньи. Хотя она об этом не знала и понапрасну волновалась, а если бы и знала, то волновалась бы всё равно: не волноваться о чём-то вообще не в мамином характере, особенно о ТАКОМ… Я же себя блюла независимо от маминых волнений. Нет, не из моральных соображений, а в силу присущего мне шкурного страха последствий: как я уже говорила, особой была я весьма мнительной. Да и потом, хотелось БОЛЬШОЙ, обещанной в сказках, ЛЮБВИ, а она что-то задерживалась. Вот я и блюла себя в ожидании. Оглядываясь назад, могу отметить, что слишком долго. Тем не менее, время от времени случались пикантности. Как маленькие всплески красок, то здесь, то там, они сделали канву моих воспоминаний колоритно-интересной: я их лелею. Мое знакомство с Димой П. было одним из таких всплесков…

Вначале мы встретились в ЦК Комсомола, куда одним прекрасным летом меня неожиданно вызвали на встречу ни больше ни меньше, как с главным секретарём, Петром Лучинским, с чьим племянником, учившимся на театральном факультете моего курса, я была дружна.

Приглашение мне принёс папа.

– Раечка, почему тебя вызывают ТУДА? Разве ты что-то НЕ ТО сделала? – озабоченно спросил он, протягивая мне надорванный конверт.

Папа всегда доставал почту из ящика и тут же её вскрывал. И уж сколько раз я пыталась ему объяснить, что чужую почту открывать нехорошо, и что я его письма не читаю… После чего он с неподдельно-младенческой искренностью в голубых глазах за толстыми очковыми стеклами недоумевал:

– Так, Раечка, мы ведь не чужие, у нас не может быть секретов. Вот, пожалуйста, можешь читать, – и протягивал мне свои конверты.

Но я не хотела читать его письма. Я просто не хотела, чтобы кто-то читал мои. Увы, понятие личного, неприкосновенного не было известно не только моему папе, но и многим другим, и это совсем неудивительно, учитывая, что глубоко почитаемое в англоязычных странах понятие privacy тогда даже не имело своего эквивалента в русском языке.

В любом случае, стояло время летних каникул, все куда-то разъехались, и нам тоже пора в Одессу на море, а тут вдруг это приглашение без каких-либо объяснений, написанное тоном, который проигнорировать нельзя.

 

Взволнованная, – Боже, за что?! – притащилась я в ЦК, где меня направили в большую светлую комнату, куда один за другим притащились и другие приглашённые, человек этак десять-пятнадцать.

Мы расселись вокруг длинного стола и, молча переглядываясь, чего-то ждали, пока не открылась дверь и в комнату вошёл какой-то молодой человек в белой рубашке и тёмном костюме, с комсомольским значком на лацкане. Он представился одним из заместителей главсека (по-моему, звали его Виктором… или Николаем), объявил, что к нам в Молдавию, в рамках программы культурного обмена между США и Союзом, в гости приезжает делегация молодых американских политиков, которых мы (то бишь, приглашенные), являющиеся «отборными силами среди молодых представителей молдавской культуры и искусства, обязаны достойно встретить и развлечь», и для начала предложил нам меж собой перезнакомиться. Двигаясь по часовой вокруг стола, приглашённые называли свои имена и род занятия. Больше всего оказалось молодых художников, была пара молодых писателей, две молодые журналистки, кто-то из театрально-актёрского мира, стайка девиц с телестанции (некоторых я знала по Клубу творческой молодёжи) и только я, в полном одиночестве, представляла молодых музыкантов.

Затем составляли культурно-познавательную программу. Запланированы были: художественная выставка, сопровождаемая речью представителя Союза художников, прослушивание кантаты одного из молодых композиторов с моим комментарием и ещё что-то – часа, как минимум, на три-четыре, и, если позволит время, выступление эстрадной группы из мединститута, так сказать, для лёгкого развлечения.

Потом мы проходили интенсивный инструктаж по типу известной детской игры «черно с белым не носить, да и нет не говорить, не смеяться, не улыбаться» и так далее…

После этого один из сотрудников ЦК был послан в библиотеку им. Крупской с заданием добыть различную информацию об американской культуре: список известных писателей, композиторов, художников, всемирно известных книг, написанных американцами, и прочей тривии, которую нам предстояло проштудировать и запомнить.

И наконец, нам зачитали список наших заморских гостей. Фамилия Форд вызвала нескрываемый ажиотаж у всех, особенно теледевиц, которые вслух гадали, сын ли это автомобильного Форда или Форда-президента. Они были уверены, что, независимо от того, чьим сыном он окажется, скорее всего, он ещё холостяк. Забегая вперёд, Форд оказался не чьим-то сыном, а чьей-то дочерью, причём чернокожей, не имеющей никакого отношения ни к автомобильному магнату, ни к тогдатошнему президенту. Надо ж, такой подвох!

В заключение Виктор-Николай напомнил нам, что мы как «представители лучших из лучших должны сделать все, чтобы не ударить лицом в грязь перед иностранцами: пусть они знают наших!», и предложил задавать без стеснения любые вопросы. Но все, кроме бойких теледевиц, как-то сразу застеснялись. У тех же был только один вопрос: «как нам одеться?» Они, бедные, никогда не бывали на «светском рауте на уровне Лучинского» (впрочем, как и все остальные приглашённые) и такой животрепещуще важный для всех нормальных женщин вопрос не мог их не волновать, тем более что у них были серьёзные виды на холостяка-Форда. На что последовал всеразъясняющий ответ: «Одевайтесь скромно, но красиво».

Так вот, молодой художник с горяще-цыганским взглядом, Дима П., был на той встрече, и там же была его невыразительная с виду жена-керамистка, дочь одного из корифеев молдавской живописи. Впечатления у меня от них не осталось никакого, кроме мимолётного наблюдения о том, что он внешне значительно интересней и моложе своей супруги.

 

Наступил вечер светского раута, к которому мы все так тщательно готовились. Мероприятие должно было проходить в помещении Клуба творческой молодёжи, в уютном, западном по декору и духу (как нам тогда казалось) подвальчике со столиками, маленькой сценой и суконно-зёленым бильярдным столом, расположенном на нашем маленьком «островке (относительной) свободы» при гостинице «Долина роз» (или, в народе, в «Долинке»), где мы, молодые и творческие, регулярно собирались, выступали, выставлялись, общались и сходили с ума, кто во что горазд. Там витал растворимо-кофейный дух и насыщенно-сигаретный дым, и мне там было очень хорошо…

И вот, мы – в полной боевой готовности. Девочки – с маленькими букетиками для вручения – у входа, одетые в лучшее, но, конечно же, скромное (я – в чёрное, элегантно-женственно-закрытое американское платье из тётиных посылок, отобранное после долгих и мучительных гардеробных переборов), ждут дорогих гостей с явным нетерпением и с отчётливым урчанием в пустых желудках. Рассчитывая на икру и прочие дефицитные яства (как нам воображалось, подающиеся на светских раутах), мы целый день ничего не вкушали. Но время шло, а гости не являлись. Затекали накаблученные ножки, приветственные цветочки увядали в девичьих руках, а кишки играли марш неприличной громкости. Один за другим мы устало оседали на стулья.

И вдруг чей-то клич: «Идут!!!». Так, наверное, с мачты кричал «Земля!!!» древний колумбовский матрос, завидев долгожданную сушу.

На чистом адреналине второго дыхания мы подпрыгиваем, вытягиваемся в струнку и пытаемся срочно привести в чувство наши букетики. Под приветственный разнобой американского гимна в исполнении рок-группы из мединститута, широко, шумно и слегка покачиваясь (обещанный нам банкет уже состоялся без нас, и они уже сыты и навеселе), входят наши гости, поражая нас своей неожиданной безвкусицей (клетчатые брюки – полосатый пиджак – галстук в яркий горошек), белозубостью улыбок и непривычной простотой в обращении.

Среди гостей – два негра. Та самая Форд, политический обозреватель, и ещё один, абсолютно чёрный и высоченный, помощник верховного судьи из Алабамы. Надо ж, на таких постах, и это при их дискриминации! А все их белые согруппники с ними как с равными, и это шокирует наше интернационально воспитанное комсомольское нутро: как?! НЕГРЫ?!

Рассаживаемся. Начинается программа.

 

Некрасивая жена-керамистка, «от имени и по поручению» зачитывает что-то безумно нудное о достижениях и дальнейших планах художественно-союзной молодежи. Каждая её фраза переводится на английский одним из трёх присутствующих переводчиков, и от этого и без того длинно-тягучее выступление растягивается до невозможности. Гости маются, впадая в прострацию, изучают потолок, раскачиваются на стульях, открыто играют в крестики-нолики, пытаются общаться с одной из наших – журналисткой, единственной из всех нас «знающей» английский.

Наконец, мучительная речь керамистки завершается и, в целях разряжения обстановки, объявляется небольшой музыкальный перерыв.

«Русское Поле», изображённое рок-н-рольщиками из мединститута, оставляет гостей весьма равнодушными, однако «My California» – в том же исполнении, но уже с большей живостью и на понятном им языке, – вызывает неподдельный энтузиазм: гости вместе с хозяевами пускаются в пляс. На этом вся наша культурно-познавательная программа (включая кантату и мой к ней комментарий) «зарубается на корню»: танцуют все и до конца вечера. Гости рады, что кончилась непонятная им словесная тягомотина. Виктор-Николай и его комсомольская братия из ЦК рады тому, что теперь уже никто не задаст крамольных вопросов «на засыпку». А мы рады просто потоптаться под музыку.

Через час-другой все братаются, танцуют «Переницу» и, подавив брезгливость, даже целуются через платочек с той самой Форд и её чернокожим согруппником, а журналистку со знанием английского два гостя почти что совсем уже уговорили пройти к ним в «номера» смотреть цветной телевизор.

В первом часу ночи все, довольные, расходятся по домам.

Виктор-Николай провожает меня домой. Он высок, недурён собой, женат и до последнего момента ведёт себя вполне по-джентльменски. Жалуется на тяжёлые квартирные условия (а не может ли мой строительный папа помочь?) и рассказывает о паре недавно купленных по случаю фирменных туфель на платформе. Никакой комсомольской идейности в его разговорах нет. Нет и эротики. Однако в подъезде пытается поцеловать. Я напоминаю ему о его семейном положении и моральном кодексе строителя коммунизма. Этого вполне достаточно: извинившись, он растворяется в ночи. А от Димы П. по-прежнему, никакого длительного впечатления.

 

И вот, вскоре после этого незабываемого светского раута, иду я в своём летнем оранжево-белом клёшевом платьице по Пирогова к бабушке. Откуда ни возьмись выскакивает передо мной… нет, не серый волк, а молодой невысокий брюнет с пылающим взором, в котором есть что-то знакомое. Вспоминаю. Дима П., художник, с которым мы участвовали в недавнем культурно-комсомольском мероприятии.

Дима резво начинает уговаривать ему попозировать… в его студии, разумеется.

Ну вот еще, думаю, захотел, и, конечно, отказываюсь.

Но он не сдаётся: делает сомнительного качества комплименты (мол, похожа ты в этом платьице на каплю вишневого варенья на белом пломбире – у нас такое в кафе «Ынгецате» на бульваре продавали, очень вкусное), пробует шутить, говорить о высоком искусстве и всячески перекрывает мне дорогу. Изначальная дерзкая пошлость уступает место острой дерзости ума (остроту ума я ценила всегда), и... в итоге, я соглашаюсь.

Прихожу к бабушке и, смеясь, рассказываю.

– Ида Бениаминовна! Я всегда знала, что ваша внучка – неисправимая кокетка, но теперь вижу, что она ещё и невероятная сердцеедка! – комментирует живущая с ней в одной квартире Сара Ильинична.

М-да, сердцеедка... это с моей несуществующей личной жизнью.

 

В общем, на следующий день идем мы с Лоркой в Димину студию: я – позировать, она – следить за порядком. Естественно, что я бы в логово к этому серому волку одна никогда не пошла.

Лорка, моя ближайшая подруга и мой верный страж, на случай, если моё самоблюдение (или самоблюдство?) даст трещину. Поклонников моих она внутренне недолюбливает, потому как в её глазах недостойны они моего внимания, которое я бы могла уделять только ей. Лорка – ревнивая собственница. Несмотря на то, что я люблю её больше всех, больше, чем подругу, а скорее, как сестру, которой никогда не имела (и как покажет будущее, люблю на всю жизнь), она всё равно не хочет делить меня с другими, хотя и держит это про себя, а на поверхности меня поддерживает во всех моих романтических начинаниях и авантюрах. Видать, не хочет меня огорчать. Ну вот и сейчас, плетётся она за мной к Диме П., заранее ненавидя этого недостойного негодника, покушающегося на её драгоценную Райку.

Студия-времянка в здании какой-то школы, ремонтируемой во время летних каникул: везде какие-то балки, где-то стучит, что-то трещит, пахнет извёсткой, гвозди прут отовсюду.

Окрылённый моим приходом, Дима усаживает меня в позу, нашептывая на ухо:

– Ну, зачем ты её с собой привела? – намекая на Лорку, и я утверждаюсь в своей уверенности, что привела её с собой не напрасно. И ничего, что это «помешает творческому процессу» художника: придётся работать в тяжёлых условиях с помехами.

Я сижу на стуле, нога на ногу… Каштановые патлы до пояса, французское сейлоновое мини, вся из себя…

 

Сверкая цыганскими очами, Дима П. кладёт редкие мазки на полотно, а после каждого мазка отходит на расстояние, минуты две щурится на своё творение, а потом гордо произносит:

– Ай да я, ай да сукин сын!

Прям совсем как Александр Сергеевич (и даже, не в пример, Маяковскому, на одну и ту же букву – Пе – очень удобно, рядом, а если в алфавитном порядке то, Дима даже впереди классика).

– Посмотрите только на этот мазок! – продолжает упиваться он, – мой, – идет имя его бывшего наставника, – от зависти умер бы от такого мазка!

Скромностью Дима П. не страдает и отсутствием самовлюбленности тоже.

Ни я, ни Лорка мазки его не видим: нам, непосвящённым в таинство живописного процесса, смотреть на неоконченное воспрещается. Нам остаётся только верить ему на слово, что мазок действительно замечательный.

Так проходят три сессии и, если по-честному, мне уже всё это надоело, а Лорке и подавно. Хочется наконец-то увидеть готовый шедевр.

– В следующий раз, – обещает Дима и дерзко, украдкой от Лорки, идущей впереди нас к выходу, пытается зацепить на ходу своими губами мою щёку.

– Да ну тебя, – отмахиваюсь от него я. После трёх сессий и нескольких телефонных разговоров мы уже на короткой ноге и я могу себе позволить фамильярное «ты» в обращении к мэтру.

 

В следующий визит, сдерживая своё обещание, Дима разворачивает мольберт в нашу сторону:

– Ну как? Не правда ли гениально?! – звучит его скорее заявление, чем вопрос.

«Боже мой, что это?! – про себя ужасаюсь я. – Неужели это я? Эта лохматая корова с толстыми бело-розовыми ляжками?!» Я что-то мямлю. Лорка мне тоже подмямливает.

– Дима, а можно сделать меня чуть похудей?

– Да ты что, спятила?! Ничего нельзя трогать! Такой я тебя вижу!

– Дим, а что, я разве такая толстая? – продолжаю канючить я.

– У тебя прекрасные, женственные формы, гордись! Ты лучше посмотри, какой я тебе дал потрясающий серо-жемчужный фон! Он же твои роскошные телеса так и обрамляет…

Я вижу серую размазню, жемчужным фон мне не кажется, а «роскошные телеса» для меня, как ножом по сердцу… но, может быть, я чего-то не понимаю.

– Я нареку тебя, – обращается Дима к полотну, – «Весна. Лёгкое дыхание».

«Ничего себе лёгкое, килограммов этак на 60», – думаю я, и вслух: – Ладно, Дима, спасибо… только постарайся это никому не показывать, хорошо?

– Ну, ты, мать, даёшь… что значит «не показывать»?! Да эта картина будет висеть в музее! Это же классика! Нельзя скрывать гениальное от народа! – взвивается наш художественный гений.

И действительно, вскоре, к моему великому стыду, картина повисла в Кишинёвском художественном музее, который я стала обходить стороной. Возможно, и по сей день там висит…

 

А через год после этого, познакомившись со своим будущим мужем и решив, что между нами не должно быть никаких постыдных секретов, потащила я его в тот музей и без комментариев подвела к моей картине.

– Ну как тебе это? – с опаской спросила я, готовясь услышать худшее.

– Да, слишком размазано как-то, – согласился с моим давнишним мнением будущий муж.

Меня же он не узнал. Как впрочем, не узнавали и другие. Это меня несколько успокоило, потом вообще перестало волновать, а затем полностью исчезло из моей памяти на долгие годы. Зато сейчас приятно вспомнить: не всем удаётся позировать знаменитым художникам. А у меня есть подозрение, что Дима П. таки стал знаменитым.

 

 

 

Николай Гоголь. Тарас Бульба (аудиокнига). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Иван Тургенев. Записки охотника (сборник рассказов). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Алексей Николаевич Толстой. Пётр Первый (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

10. Любовь-морковь
11. Весна. Лёгкое дыхание
12. Хор и хлорка
441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!