HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Олеся Брютова

Гаудеамус!

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.03.2008
Оглавление

9. * II * - 4. Здравомыслящие люди так не поступают
10. * II * - 5. Этап заключительный. Момент истины


* II * - 5. Этап заключительный. Момент истины


 

 

 

«Я открыл перед вами, о дети мои, сокрытые смыслы. Пришла пора помочь вам сподобиться великих тайн нашего искусства, столь надолго сокрытых от взоров ваших, — вывести вас к свету»

 

Время до вечера тянулось так, словно этому не будет никакого конца.

После ухода магистра приполз сияющий Мушхуш с завтраком; действительно, принялся уговаривать Ламеха не вставать хотя бы денька два.

Однако Ламех все же поднялся. Его еще шатало, но дела явно шли на лад; цветущий школьный сад, как и обещал Урлин, только прибавил бодрости.

Ламех успел пообедать, поужинать – но вестей от Верховного магистра все еще не было.

Теперь друзья наворачивали пятнадцатый круг мимо каменной глыбы Школы. Сыну Абрахама встречались приятели, лезли с расспросами, но Ламех ссылался на слабость и отправлял их всех ни с чем.

Во время беседы Мушхуш рассказал, как Сяо Тан, пытаясь выиграть время, чтоб окончательно доконать студента, спорил о загадке. Как Мушхуш все же переспорил его, и выволок Ламеха наружу. Кроме того, подтвердилось подозрение, что змей Набу во второй раз вызывал усопшего алхимика.

– Я какссс рассуждал? – говорил змей. – Последний человексссс, досссстоверно диссскутировавший ссс Хашшшшем – премудрый Лотарий Тефффелиуссс. Он ушел сссс глазсссом, ссследовательно, должшен ссснать, как изсбавлятьссся от посследсствий беседы сссмертного ссс драконом. Я выссвал его, и он рассссказал про колдовскую Радиасссию, а также про то, как ее изсс тебя иссгнать. Изсссрядно попотеть пришшшлосссь, ссскажу я тебе!

– А из чего костер разводил? – весело улыбнулся Ламех. – В горах с топливом не лучше, чем в пустыне.

Мушхуш потупился. Потом сказал:

– Я сссчитал унизсительным тассскать дерьмо для причуд сссмертного… Но собирать его, чтоб спассссти жизсснь другу – сссовсем другое делоссс.

Некоторое время они молча шли рядом. Наконец змей Набу заметил:

– А зсссдорово ты придумал про коссссти… Папаша Сссамуил?

– Угу, – ответил Ламех. – Он когда сказал «не стяните ничего за моей спиной», так у меня руки сами собой потянулись. Ишь, как удачно. Не будь тех костей – черта б я лысого доказал Сяо Тану!.. Видно, впрямь судьба, – студент приостановился, вспоминая. Вновь возникла перед глазами пещера, огонь. Лукавая драконья морда… и пасть.

Ламех глухо проговорил:

– Больше всего боялся кидать кости во второй раз; не знал ведь, как там их заговорили. Думал, они через раз показывают меньше. Ведь так должно быть, если б их по очереди кидали противники. Но потом дошло: кости выбрасывают меньшие очки, когда меняют руку. Тогда я испугался, что дракон распознает колдовство и сам воспользуется им. Но оно на него, как и положено, не подействовало. Потому кости повели себя, словно самые обычные. Выбросили что попало.

– Да, сссудьба, – глубокомысленно протянул змей Набу. Он тоже что-то вспомнил. Неожиданно Мушхуш засипел от смеха:

– Есссли я рассскажу в Зссаоблачных сссадах, как первенец мудроссссти Тиамат, огненный Хашшш, прокололсссся на сссагадке про кривого вссссадника – боги попадают сссо своих престолов от хохотасссс!.. Такого не было сссс тех пор, как под небомссс милоссстью Бела Мардука возсснесся Вавилон, тшшш-с-с-с-с!

Сын Абрахама тоже улыбнулся.

– А вот скажи, если не секрет: чего там этот каменный зад нес про прерванный спор у престола богов?..

Змей Набу остановился; он не сразу решил говорить. Видно было, что Мушхуш обдумывает непростую речь.

Ламех заранее проникнулся важностью момента.

Наконец, речь созрела; змей совсем было пристроился отвечать, но тут к приятелям подошел один из младших магистров. Он чинно отвесил поклон студенту, потом Мушхушу, соблюдая весь церемониал, – и сказал, ни к кому не обращаясь:

– Мессир Урлин ожидает вас в своем кабинете. Он велел передать Ламеху, сыну Абрахама-жида, что время пришло.

Последние слова посланник мессира проговорил таинственно, и выделил их особо.

– Ну, пришло – так пришло, – кивнул студент. – Извини, Мушхуш. Расскажешь попозже.

«Вот сейчас наш Философский камень и покажет себя» – думалось сыну Абрахама. «Кто бы только знал, каким образом!.. Дерьмовое у меня предчувствие»

Неприятное опять засвербило в подсознании, но извлечь его на свет времени пока не доставало. Слишком много всякого вертелось в голове.

Все трое развернулись и зашагали к главным воротам Школы.

От события, которое столь долго ожидал изгнанный студент, и на свершение коего было положено множество сил, приятелей отделяла всего лишь пара минут – да какая-то сотня-другая шагов по винтовой лестнице.

 

 

* * *

 

В башне оказалось сумрачно и пыльно. Кабинет магистра, куда повел посланец, находился под самой крышей.

На лестнице пахло временем, старинной древесиной и мышами. Бесконечные ступеньки оборвались перед крутым каменным порогом; Ламех остановился, не решаясь дернуть дверную ручку. Было слышно, как ветер задувает под стропила.

Наконец он набрался храбрости и открыл скрипнувшую дверь. Мушхуш опередил студента, с любопытством заглядывая внутрь.

Тусклый вечерний свет просачивался в маленькие узкие окна, идущие частым рядом под самой крышей. Круглое помещение было практически пустым.

Посредине, в пятне света, стоял обычный стол, и на нем – каменный блок, задвинутый крышкой. Поначалу Ламех решил, в комнате никого нет. Но скоро понял, что ошибся. Из тени возле открытой двери вышел мессир Урлин, закутанный в длинную серую хламиду; приблизился к столу.

Верховный магистр в своем привычном облачении снова выглядел величественно и грозно. Он жестом пригласил студента войти. Ламех перешагнул через порог; за ним в комнату вполз змей Набу.

Посланцу был дан знак удалиться, что тот охотно и проделал, осторожно притворив за Мушхушем тяжелую дверь.

Остались только Ламех, змей, мессир Урлин – и каменный блок.

Магистр внимательно посмотрел на приятелей. Он выдержал приличествующую моменту паузу, и, наконец, начал неспешно говорить. При этом его негромкий, но повелительный голос был исполнен значения.

– Алхимия – одно из древнейших магических искусств. Со времен благостного Гермеса Трисмегиста, сына Осириса, жаждали люди постижения вечных тайн… Жизни и смерти, добра и зла, ключевого принципа мироздания, открывающего дорогу к трансмутации первоэлементов земли. Герметики жадно искали ту заветную панацею, которая сделает старика молодым, смертного бессмертным, а неблагородный металл благородным.

Одними двигала жажда золота, другими жажда знания, третьими страх старости, немощи и смерти. Лишь избранные могли приступить к поиску этой сокровенной субстанции. На их пути вставали неодолимые препятствия, которые, в конце концов, сломили каждого из искателей… Алхимики полагали, что Философский камень сотворен из огня и воды; это минерал, содержащий живое и растительное начало. Он обладает не только плотью, но и духом. Где же искать сие?.. И что оно? Негоже рассматривать Философский камень как простую вещь. Это символ божественного могущества; то, что делает человека равным Создателю… Мистика, тайна окружают его добычу и приготовление. Он не только превращает металлы в золото, но и изменяет человека духовно, делая его совершенным.

Никто не добрался до цели. Лишь Сумасшедший Лотарий, объездивший половину мира, и представив при этом оставшееся содержание всего необъезженного, сумел постичь краеугольный принцип мироздания. Но никто не поверил ему.

И вот теперь, при весьма драматичных обстоятельствах, отважный Ламех, сын почтенного Абрахама, да узрят они оба сияние высших сфер, сделал достоянием нашей Школы сей предмет тысячелетних поисков. Теперь Школа Оккультизма, что в Синайской пустыне, войдет в анналы мировой истории… А славе своей будет обязана поименованному Ламеху, который, вместе со своим товарищем, священным змеем Набу, принес в стены родной Школы Философский Камень. Разумеется, это искупает все его прегрешения – как в прошлом, так и в настоящем.

Ламех! Открой сосуд! Пусть новорожденное золото, что появилось из свинца под взглядом дракона, станет подтверждением твоего исторического открытия. Предъяви мне его – и будешь с почетом восстановлен на четвертом курсе факультета прикладной магии.

Сын Абрахама-жида во все продолжение торжественной речи магистра испытывал сложную гамму чувств. Он то краснел, то бледнел, теребил в руках край новенькой рясы, и не очень-то походил на счастливого обладателя сокровенного знания.

Точнее, какая-то скрытая мысль ему определенно пришла в голову – но видно было, она не доставляет Ламеху особой радости.

Когда Урлин указал на каменный сосуд, Ламех не тронулся с места.

– Ну, что шшше ты?.. Оробел, или ноги не дершшшат? – тихо подтолкнул его Мушхуш. – Не об этом ли моменте ты сссстоль долго мечшшштал?

Сын Абрахама уткнулся глазами в пол. Поначалу слова никак не находились. Но вот, наконец, Ламех услышал голос, который не признал своим:

– Магистр меус… вы тут много красивых слов наговорили… Не хочется вас расстраивать. После такой речи… то, что я скажу, очень неприятно. Но я все ж-таки скажу.

Тут Ламех поднял взгляд на магистра. Продолжил:

– Я не стану его открывать. Никакой там не Философский камень. Там, как мы все знаем с вами, просто-напросто глаз дракона. О котором Лотарий Теффелиус писал: «Искомое может даровать вечную жизнь, лишь уничтожив плоть»… Нет, я ничего не хочу сказать плохого об уважаемом Лотарии; он ведь действительно придумал, как можно сделать золото из свинца. Да только если бы вы, мессир, видали того каменного звероящера, и перекинулись бы с ним парочкой слов, вы б сразу поняли, что нет у него ничего общего с философией… И ничего путевого он человечеству не может дать. Хаш проклят; от него во все стороны исходит проклятие. Я чуть не отбросил копыта, посидев с ним денек бок о бок. Его проклятие перешло в меня через взгляд. Не произошло ли того же самого с золотом, родившимся из свинца под тем же самым взглядом? Врагу того не пожелаю, что скакало передо мною в бредовых кошмарах!.. Лотарий, когда мы с Мушхушем вызвали его из Пограничья, не договорил что-то про драконье золото. Теперь, мне кажется, я знаю, что он не договорил. Это золото проклято. И я не хочу, чтоб еще кто-нибудь пострадал… Вы чертовски правы были тогда, магистр, когда завернули мою исследовательскую работу: дурацкая затея – повторить открытие Теффелиуса!.. Хоть и был он физик-мудрец. Я ничего не сделал выдающегося для алхимии. И восстанавливать меня, стало быть, не за что.

Мушхуш и мессир Урлин переглянулись.

– И ты прости, Мушхуш, – обратился Ламех к змею. – Не много мне чести, что я заступился за тебя у Сяо Тана. Ведь только по моей вине ты с ним, собственно, встретился. Так что я, повторюсь, не совершил ничего, достойного похвалы. Просто исправил свою ошибку. Как ты сказал тогда? «Иерусалимские маги, особенно изобретательные, всегда как-то умели это делать». И я не посрамил их славы. Но в заслугу, увы, мне ставить решительно нечего… Ну, приволок приспособление для изготовления золота, которым нельзя пользоваться. Спас того, кто только из-за меня вляпался в переделку… Единственное, что могу тебе сказать – хоть меня и не восстановят теперь в Школе, но условия нашего договора исполнены. Это тебе подтвердит любой, разбирающийся в Оккультном праве. Обещал мне помочь – и помог. Все – согласно древней букве негласного договора между духом и человеком.

Проговорив это, студент тяжело вздохнул – и добавил решительно:

– Что я теперь должен Набу?

Змей расцветал с каждым словом Ламеха. В конце его покаянной речи он загадочно улыбнулся и поднял вверх для важности кончик хвоста:

– Сссдаетссся мне, что ужшшше ничего!

Теперь был черед изумляться сыну Абрахама. Он хотел что-то сказать, но Верховный магистр его остановил.

– Все правильно, мой мальчик! – кивнул он лысой головой. – Все правильно. И твои слова действительно это подтверждают… Ты нашел Философский камень.

– Но ведь золото… Философский… Почему??

Урлин улыбнулся:

– Да потому. Ты всегда имел привычку невнимательно слушать меня. Припомни-ка, что я сказал? Всего лишь пару мгновений назад, заметь. «Он не только превращает металлы в золото, но и изменяет человека духовно, делая его совершенным». Изменяет духовно. Соображаешь?

Сын Абрахама переводил взгляд с Мушхуша на Урлина, с Урлина на каменный блок – и обратно.

– Не очень, – честно признался он.

– Ты недооценил меня, Ламех. Когда змей Набу рассказал про ваши злоключения, я сразу прикинул последствия – сопоставив рассказ с тем, что сам прочел в трудах Лотария. Твое предупреждение о проклятии, лежащем на золоте, меня не удивляет.

– Значит, этот блок… – студент указал на камень, и Урлин утвердительно кивнул:

– Да, именно так. Этот каменный сосуд пуст.

– Тогда какого дьявола весь этот цирк?!

Верховный магистр усмехнулся:

– Ты и себя недооцениваешь, Ламех. Никакого цирка. Я потребовал открыть сосуд – и ты его открыл. Потребовал явить мне золото… И ты явил его. «Философский камень обладает не только плотью, но и духом»… «То, что делает человека равным Создателю». Неужто думаешь, что равным Создателю человека делает способность обращать свинец в золото? О нет, сын Абрахама! Человеческий дух, очищенный испытанием, не стоит в одном ряду с каким-то паршивым желтым металлом. Философский камень – вовсе не то, что мы о нем думаем. И даже не то, что думал о нем Лотарий… Я давно предсказывал, мальчик – ты станешь великим человеком. Не захотел стать им мирно – стал против воли. Но от судьбы не уйдешь. Как ты справедливо и указал дракону.

Ламех молчал. Он плакал.

Мушхуш посмотрел на него. Кивнул согласно:

– Присссоединяюсссь, о магиссстр!.. Ламех, помнитссся, у тебя было шшшелание усснать мою исссторию? Сссейчасс это будет умесссно.

По-змеиному покачивая своей смешной головой, дух закрыл глаза и произнес в пространство:

– Давным-давносссс, когда миром правили древние боги, не было ссстрашнее и могушшшшественней духа огня, любимого творения Матери богов по имени Хашшшш. И люди, и духи трепетали перед ним, ссс… Да. Но вашшш покорный ссслуга, гордец Нину, такшшшше дух не иссс поссследних, затеял с ним ссспор перед богами – какая сссила в мироздании превышшшше всссего. Хашшш, иссполненый сссамодовольссства, насссвал силу Разрушения, сссказав, что тот, кто разрушает созданное, госссссподин Вссселенной. Я зсссаметил, что этим он осссскорбляет Мать богов, Пресветлую Тиамат. Ссила Ссссозидания, сссказал я, управляет мирами. Богам понравилссся мой ответ, а Хашшш был изгнан за дерзссость. Вмесссто того, чтоб поразссмыслить, как исссправить ошибку, он разобиделссся на богов, на весь свет – и, сссамо собой, на меня. Как я теперь узссснал, от огорчшшшения Хашш даже подалссся в драконы… А я долгие сссстолетия имел ссславу мудрессса… И ссслужил Набу. Но, однажшшды, наступил и мой чшшеред. Как-то Провозглассситель пошутил, ссспросив, чем я обяссан сссвоему нынешнему величию. Конешшшшно же, я, ни мгновения не ссссомневаяссссь, ответил: «Ссебе».

Набу нахмурилссся. Сссказал: «А кто зсссаложил в тебе это величие?»

«Боги, – тут же исссправилсся я; – Но ведь лишшшь в моей сссобсственной воле было его явить»

Набу зсадумался, кивнул: «Пошшалуй, ты прав. Но я не уверен… Не уверенсссс, что под величием мы понимаем одно и то шшше. Отправьссся к сссмертным, Мушхуш, и посссмотри, как величие обретаетссся ими».

Тут как разс мы услышали, Ламех, твое корявое зссаклинание. Набу и Пресветлая Ташмету рассмеялиссссь. Провозглассситель сказал: «Вот как разссс дело, которое по плечу твоему величию, Мушхуш! Отправляйсссся к нему, и не восссвращайссся до тех пор, пока этот ссссмертный не явит тебе сссвое!.. Можшшет быть, ты уссснаешь о величии кое-что новое»

Мушхуш, огненный дракон Тиамат, дух знания Нину открыл глаза и посмотрел на Ламеха.

– Теперь я ссссвободен, ссын Абрахама. И понял сссвою ошшибку. Не боги даруют величие, сссс. И не сссам человек делает великим сссебя. Великим делают его бессскорысные поссступки.

Студент вздохнул, словно сбросил с себя тяжелый жернов. Он обратился к обоим стоящим:

– Наговорили вы тут много всякого разного, конечно… Но что же следует из ваших пространных речей, мудрые господа?

Урлин светло улыбнулся. Торжественно проговорил:

– Добро пожаловать на родной факультет, студент четвертого курса!

Сын Абрахама, конечно, ожидал этих слов после всего вышепроизнесенного; но все же не сдержался. Подскочил на месте, крутанулся в воздухе, а когда приземлился, бросился обнимать Мушхуша за его бесконечную шею. Тот свистяще выдохнул:

– Сссадушшишь!

Мессир Урлин в умилении глядел на эту сцену.

Потом проговорил, потирая глаза:

– Ну, мы тут с вами в самом деле заболтались, ребята. А ведь у нас много работы. У тебя в хвостах, Ламех, пять экзаменов и шестнадцать зачетов. Буду слушать на следующей неделе… Ох, я сейчас разрыдаюсь.

И, растроганный, вышел за дверь.

Сын Абрахама с Мушхушем отпустили друг друга, замерев в немой сцене.

– Что ж! – пожал Ламех плечами. – Придется соответствовать своей великой репутации. Иначе она перестанет соответствовать мне… А ты, приятель, погоди уходить в свои Заоблачные сады. Еще пригодишься.

С этими словами он ухватил Мушхуша за хвост и поволок вон из комнаты. Мушхуш не сопротивлялся.

Скоро весь этаж башни огласился жизнерадостным «Гаудеамус игитур!», распеваемым на два голоса. Причем один сильно шепелявил и не попадал в ноты.

 

Над Синайской пустыней занимался рассвет.

 

 

 

 

 

20.12.2007

 

 

 

Реклама:
материалы пвх и пластиковые трубы

 


Оглавление

9. * II * - 4. Здравомыслящие люди так не поступают
10. * II * - 5. Этап заключительный. Момент истины

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!