HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 г.

Евгений Бриммерберг

Говорит художник – 2012

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 8.02.2013
Оглавление

26. Часть 26
27. Часть 27
28. Часть 28

Часть 27


 

 

 

Художник Виктор Пивоваров – талантливый человек. Против я могу сказать только одно: мир, который он изображает, выражает, конструирует, структурирует, обозначает и т. д. – ущербен. Возникновение, развёртывание и завершение его оставляет тягостное чувство непричастности человека к самому себе. Чем-то эта идея похожа на вагнеровскую. Только там мир разворачивается от рождения, героического свершения и гибели к утвердительному, покоящемуся, вечному очищению, к очистительной перспективе, а здесь он перед ней останавливается и собой завершается. Поэтому это бесперспективный мир. Ануфриев вник в саму суть этого процесса и правильно сказал в завершении, что это – возможность ночного полета. Искусство же существует днём, дневной явью. Поэтому указанное искусство не возвышается до уровня искусства.

 

Художник не может отрешиться и отречься от своей личности. В создании им мира бытия проявляется очистительная и спасительная суть искусства. Не он должен разделить судьбу гибнущего мира, а мир в его духе должен обрести бессмертие.

 

Сумасшедший человек может многому научить. Например, тому, что эгоизм беспощаден.

 

Мужчина и женщина созданы для любви и задуманы как одно целое. Поэтому нет никакой борьбы между мужским и женским началом, а есть борьба между разумом и безумием.

 

Эсхатологическая трансплантация сознания в современное состояние ума показывает, что этот ум у большинства людей отсутствует.

 

Иррациональный мир – это мир, в котором сумасшедшие пытаются управлять разумными событиями.

 

Культуры без божественной идеи в качестве освободительного духа быть не может. Без него она становится социальным концептуализмом, тираническим аскетизмом или вульгарным волюнтаризмом.

 

Цинизм – это попытка завуалировать страх смерти посредством перенесения разрушительной стихии с себя на предметы.

 

Ницше впервые с точки зрения божественной идеи обратил взгляд на землю, на которой нет Бога. Поэтому он назвал человечество черновым материалом истории, воплощающим божественную идею. В отличие от Гегеля, который говорил о преодолении отрицания, Ницше сосредоточил внимание на отрицательной части отрицания, на самом отрицании отрицательного. Поэтому его пафос не пошёл дальше того, чтобы вступить в войну с тем, что есть. Его отрицание не носит творческий характер. Оно – открытая ненависть к человеческому безумию.

 

Современный человек в большинстве случаев неполноценен. При этом он агрессивен, уверен в себе, высказывает мнения, ограниченность которых не встречает никакого противодействия. Ему следует избавиться от своих мнений, которые не что иное, как предубеждения, мешающие вдумчивому проникновению в суть явлений. Ему надо стать новым, чистым, светлым существом, чтобы воскресить в себе потребность к познанию. При современном состоянии человеческой неполноценности любая система отношений должна включить в себя эту неполноценность как норму, от которой следует отказаться. Значит, она должна создать инструмент для анормализации, сохранить анормализированное человеческое вещество, вдохнуть в него благородное начало и установить новую систему ценностей, сознание которой станет естественным состоянием.

 

Идея спасения мира бессмысленна, поскольку мир пребывает в вечном творческом состоянии, определённом планом божественного развития, и в спасении не нуждается, а разве только что – в освобождении от надругательства. Так что призывы к спасению мира проистекают от легкомыслия и нежелания возвыситься над своими удовольствиями.

 

Избегаю увязать в какой-то теме. Тем более что она быстро исчерпывается, мельчает и сама прогнозирует своё продолжение. Я как бы заранее вижу ход мысли и на этом месте останавливаюсь. Тема – это всего лишь помеха, которая помогает увидеть в свободном пространстве то, что без неё может обойтись.

 

Саранча торгующая.

 

В современном мире художнику нет места. Поэтому он должен постоянно сокрушать препятствия, которые возникают на его пути, чтобы, избавившись от них, успеть написать картину, прежде чем на него обрушатся новые. Но художник вынослив и атлетически целомудрен, поэтому удары судьбы воспринимает со смирением и великодушно.

 

Зимой, когда я поглощаю хлебную лепешку и смотрю в сияющее небо, в котором нет ничего, кроме света, я думаю – как ещё далеко до конца времён, как безбрежен простор, в котором сверкает моя надежда и вера в то, что никогда не было такого, чтобы ничего не было; и от этой мысли я обретаю спокойствие и снисходительное отношение к своему существованию.

 

Боговоплощение означает, что человечество постигло идею своего бытия в совершенном виде.

 

Безыдеальная, бессущностная феноменология приводит к первобытному, примитивному, племенному объединению. Феномен объединения просвещённых умов, постигших божественную историю, отличается от феномена объединения людей примитивных. Понимание идеи как чего-то, что возникает в воображении, несерьёзно. Противопоставление ей феноменологии – тоже несерьёзно. Современная феноменология возникла как необходимость приведения в жизненное состояние идеального опыта, как закрепление его достоверности, непосредственной данности в чувственном восприятии. Феномен закреплённого в восприятии идеального опыта отличается от феномена непосредственного, наивного восприятия, в основе которого нет никакой сущности и который ориентирован только на воспроизводство рефлекторного опыта. Призыв свергнуть идею и заменить её феноменологией – это всего лишь позиция, основанная на безответственном мышлении. Идея в её подлинном понимании всегда была высшей формой реальности, без которой не было бы никакой феноменальной сущности.

 

 

 


Оглавление

26. Часть 26
27. Часть 27
28. Часть 28
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.08: Художественный смысл. Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин? (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!