HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

232. К вопросу о христологии человека – 3
233. Рубеж
234. Часть последняя. Армагеддон

Рубеж


 

 

 

Итак, политический ракурс исследования выявил важное обстоятельство: современный писатель всё больше низводится к маргинальному статусу, соответствующему древнеримскому юридическому понятию «homo sacer» – человек, которого можно убить, но нельзя приносить в жертву. Правда, речь сегодня идет не у об убийстве физическом, а об убийстве «всего лишь» ментальном – что маскирует подлинную драму творческого человека. Она никому не заметна. Тем более незаметна драма уничтожения личности в любом человеке и сведение его бытия к голой жизни.

Писатель есть предельное воплощение мыслящего человека. Как мы уже знаем, мыслящий человек государству не нужен, а нужны лишь хорошо управляемые, безропотные существа. На их формирование нацелена политика, ставшая биополитикой. Мысль как возможность, с одной стороны, и мысль как потребность, с другой, последовательно вытесняется за предел востребованности большинством, незаметно подменяемая поп-культурными развлекательными эрзацами в сочетании с индустрией физиологических удовольствий. Всё это в купе служит цели оболванивания народа, делая мышление немодным, никчемным занятием. В карнавальном мелькании веселых картинок исчезают любые проблески мысли, растворяясь до их полной неразличимости.

Казалось бы: что тут грустить? Теперь у нас есть Интернет, и всякий желающий может свои мысли опубликовать. Так-то оно так, да только опубликовать – это поставить в фокус общественного внимания. Однако фокус внимания современного информационного поля заполнен другими посылами. Литература как сфера существования живой творческой мысли сегодня локализуется в этаких интернет-резервациях, никому, в общем-то, не мешающих, но и мало кого к себе привлекающих кроме самих подвижников вымирающего искусства слова.

А может, и ничего страшного? Может, литература свою роль в истории отыграла, и её последовательное замещение высокотехнологическими форматами наконец-то выводит человечество на новый этап исторического развития?

Конечно, выводит. И это этап – нового варварства.

Литература – это отражение культуры мысли вообще. Уничтожение литературы – это уничтожение важнейшего слоя культуры, того самого, который возник параллельно с цивилизацией, постепенно возвысившись над варварскою смекалистостью. Архаичный варвар, правда, был человеком глубоко религиозным. Нынешний варвар лишен и этой духовной проекции. Без Бога в душе, без Мысли в мозгу, владеющий гаджетом гуманоид безлично включается в народное тело простой vita sacra.

 

«В ходе этого исследования мы пришли к трем промежуточным выводам:

1) Первоначально в основе политических отношений лежит отвержение или исключение.

2) Фундаментальное действие суверенной власти – это порождение голой жизни как первоначального политического элемента и как рубеж между природой и культурой, zoe и bios.

3) Именно лагерь, а не город сегодня является биополитической парадигмой Запада».

«Биополитическое тело Запада – этой последней инкарнации жизни homo sacer – предстает как порог абсолютной неразличимости между правом и реальностью, нормой и биологической жизнью… Любая попытка переосмыслить политическое пространство Запада должна начинаться с ясного понимания того, что нам больше недоступно классическое разделение на zoe и bios, на частную жизнь и политическое бытие, на человека – живого существа, обитающего в доме, и человека – субъекта политики, живущего в городе».

«Невозможно вернуть биополитическому телу Запада утраченную им естественную жизнь oicos'a. Однако оно не может быть преодолено и замещено другим телом – техническим, целостным политическим или неким "славным" телом, в котором другая экономика удовольствий и жизненных функций открывала бы путь, ведущий по ту строну хитросплетения zoe и bios'a».

«Здесь стоит обратить внимание на аналогии с эпохальной ситуацией в метафизике, которые обнаруживаются в политике. Ныне bios пребывает в zoe в точности так же, как в хайдеггеровском определении Dasein сущность пребывает… в существовании. Шеллинг предложил мыслить бытие предельным образом – как чистое существование. Однако как возможно, чтобы bios был всего лишь голой zoe..? Если мы назовем формой жизни то бытие, которое есть всего лишь голое существование – то есть ту жизнь, что неотделима от своей формы, – то тогда мы обнаружим новое пространство исследований, лежащее за пределами границ, определяемых пересечением политики и философии, медико-биологических наук и юриспруденции. Но прежде необходимо понять, каким же образом эти дисциплины расчистили путь для осуществления того, что мы называем голой жизнью, и почему их историческое развитие подвело к беспрецедентной биополитической катастрофе, которую они сами абсолютно не способны осмыслить».

«Если главным действующим лицом нашего времени оказывается жизнь, не подлежащая жертвоприношению, которая в то же время оказывается не защищенной от смерти в невиданных прежде масштабах, то обнаженность жизни homo sacer приобретает для нас особенное значение. Священное образует некую подвижную и неустранимую зону внутри самой современной политики, которая постепенно смещается, захватывая все более обширные и плохо различимые области, смыкаясь в итоге с биологической жизнью граждан. Если сегодня уже больше не существует такой фигуры, которую мы могли бы однозначно определить как homo sacer, то, возможно, это происходит оттого, что все мы – потенциальные homines sacri».

 

 

 


Оглавление

232. К вопросу о христологии человека – 3
233. Рубеж
234. Часть последняя. Армагеддон
467 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 24.04.2024, 12:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!