Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 216. Оборотень 217. От цивилизации – к варварству 218. Власть над жизнью и смертью От цивилизации – к варварству
Таким образом, ситуация оборотня – это не просто мрачный сказочный образ, но образная модель политической обратимости, где бесконечно осуществляется переход «от человека к зверю, от природы к культуре и обратно в их неразличимости». «Неразличимость» – ключевое понятие в концепции чрезвычайного положения. Здесь мне опять вспоминается: три эпохи сосуществуют. И если чрезвычайное положение – на чем настаивает Агамбен – стремится стать нормой современной политики, значит, на фоне цивилизации следует ожидать проявлений и варварства. Так нынче и происходит. Взрывы нетерпимости и насилия, межрелигиозные и межэтнические конфликты, национализм, бытовая преступность, падение нравственности, оголтелость порока, наконец, грабеж властью собственных граждан и нескончаемая война в вечно горячих точках – всё это постоянные составляющие жизни современной цивилизации. Есть и иная эпоха, существующая в то же самое время. Я называю ее эпохой одухотворенности. Едва ли приходится сомневаться, что именно одухотворенность противостоит сползанию человечества в варварство. Цивилизация сама по себе – это лишь совокупность технических достижений, из века в век они нарастают и совершенствуются, они ложатся в основу профанной человеческой жизни, делая эту жизнь более удобной, комфортной в технической плане; однако то, что мы называем душой человека, находится за пределом сугубо технических достижений, и если существует какой-то прогресс в этой сокровенно-сакральной сфере, то мы им обязаны людям духовного поиска. Этой цели служит писатель. Как мы уже знаем, так было во все времена – начиная с древнейших и кончая приближенной к нам современностью. Богословие, философия, литература светская и научная – всё это разные приложения одного и того же основного инстинкта – писать. Но кто такой, по сути, писатель? Это просто такой индивидуум, который взял на себя труд размышлений более длительных и глубоких, чем среднестатистический человек. В этом состоит его исключительность. Его призвание – думать. И совсем недавно еще наиболее выдающиеся становились «властителем дум» для других. Сегодня это ушло. Писатели по-прежнему пишут, но их духовные поиски уже не становятся достоянием масс, а локализуются в узких кругах соответствующих аудиторий. Писатель больше не властвует над умами сограждан. В начале ХХI века даже произведения значительного содержания выпускаются тиражами уничижительно мизерными. И наоборот, поле массового внимания заполняется ширпотребом, который не несет людям сколь-нибудь существенного сообщения. Почему так случилось? На этот важнейший для культуры вопрос дает точный ответ политический ракурс исследования: писатель, стимулирующий мыслить, изгоняется за предел вероятности быть услышанным. Сакральный писатель превращается в homo sacer. Именно в homo sacer, которого нельзя приносить в жертву, но можно убить. Впрочем, последнее – лишнее: он и так умрет сам. Ведь для писателя его невостребованность – уже и есть фактическое убийство, убийство его личности, никому не видимый литературицид. Так же понятно, почему нельзя приносить писателя в жертву. Власть придержащие осознавали это с древнейших времен; а ближайший к нам опыт ХХ века еще раз доказал эту истину: публичный процесс над любым человеком, угодившим в опалу, выводит его в герои народной молвы, делает мучеником, превращает в святого, возносит до символа, мифа, легенды, обожествляет. Но власти не нужен еще один бог. В эпоху безбожного менеджмента бог может быть только один – глава государства.
Оглавление 216. Оборотень 217. От цивилизации – к варварству 218. Власть над жизнью и смертью |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|