HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

216. Оборотень
217. От цивилизации – к варварству
218. Власть над жизнью и смертью

От цивилизации – к варварству


 

 

 

Таким образом, ситуация оборотня – это не просто мрачный сказочный образ, но образная модель политической обратимости, где бесконечно осуществляется переход «от человека к зверю, от природы к культуре и обратно в их неразличимости».

«Неразличимость» – ключевое понятие в концепции чрезвычайного положения. Здесь мне опять вспоминается: три эпохи сосуществуют. И если чрезвычайное положение – на чем настаивает Агамбен – стремится стать нормой современной политики, значит, на фоне цивилизации следует ожидать проявлений и варварства.

Так нынче и происходит.

Взрывы нетерпимости и насилия, межрелигиозные и межэтнические конфликты, национализм, бытовая преступность, падение нравственности, оголтелость порока, наконец, грабеж властью собственных граждан и нескончаемая война в вечно горячих точках – всё это постоянные составляющие жизни современной цивилизации.

Есть и иная эпоха, существующая в то же самое время. Я называю ее эпохой одухотворенности. Едва ли приходится сомневаться, что именно одухотворенность противостоит сползанию человечества в варварство. Цивилизация сама по себе – это лишь совокупность технических достижений, из века в век они нарастают и совершенствуются, они ложатся в основу профанной человеческой жизни, делая эту жизнь более удобной, комфортной в технической плане; однако то, что мы называем душой человека, находится за пределом сугубо технических достижений, и если существует какой-то прогресс в этой сокровенно-сакральной сфере, то мы им обязаны людям духовного поиска.

Этой цели служит писатель. Как мы уже знаем, так было во все времена – начиная с древнейших и кончая приближенной к нам современностью. Богословие, философия, литература светская и научная – всё это разные приложения одного и того же основного инстинкта – писать. Но кто такой, по сути, писатель? Это просто такой индивидуум, который взял на себя труд размышлений более длительных и глубоких, чем среднестатистический человек. В этом состоит его исключительность. Его призвание – думать. И совсем недавно еще наиболее выдающиеся становились «властителем дум» для других.

Сегодня это ушло. Писатели по-прежнему пишут, но их духовные поиски уже не становятся достоянием масс, а локализуются в узких кругах соответствующих аудиторий. Писатель больше не властвует над умами сограждан. В начале ХХI века даже произведения значительного содержания выпускаются тиражами уничижительно мизерными. И наоборот, поле массового внимания заполняется ширпотребом, который не несет людям сколь-нибудь существенного сообщения.

Почему так случилось? На этот важнейший для культуры вопрос дает точный ответ политический ракурс исследования: писатель, стимулирующий мыслить, изгоняется за предел вероятности быть услышанным.

Сакральный писатель превращается в homo sacer.

Именно в homo sacer, которого нельзя приносить в жертву, но можно убить. Впрочем, последнее – лишнее: он и так умрет сам. Ведь для писателя его невостребованность – уже и есть фактическое убийство, убийство его личности, никому не видимый литературицид. Так же понятно, почему нельзя приносить писателя в жертву. Власть придержащие осознавали это с древнейших времен; а ближайший к нам опыт ХХ века еще раз доказал эту истину: публичный процесс над любым человеком, угодившим в опалу, выводит его в герои народной молвы, делает мучеником, превращает в святого, возносит до символа, мифа, легенды, обожествляет.

Но власти не нужен еще один бог. В эпоху безбожного менеджмента бог может быть только один – глава государства.

 

 

 


Оглавление

216. Оборотень
217. От цивилизации – к варварству
218. Власть над жизнью и смертью
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!