HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

181. Фильтр темы
182. Писатель и притяжение смерти
183. Писатель и бурная жизнь

Писатель и притяжение смерти


 

 

 

«Акутагава Рюноскэ Akutagawa Ryunosuke (1892-1927) Классик японской литературы. С ранних лет А. был заинтригован идеей добровольного ухода из жизни. В юные годы даже провел эксперимент: сдавил себе горло веревкой и наблюдал по секундомеру, сколько времени длится умирание. Через минуту двадцать секунд, когда начало меркнуть сознание, остановился – этот способ самоубийства писателю не понравился. Известность пришла к нему очень рано, и внешние обстоятельства его жизни были вполне благополучны: прочная семья, литературный успех, любовь читателей. Однако сам А. считал, что его существование подобно аду, и ад во всех своих разнообразных ипостасях стал одной из магистральных тем его творчества. А. всю жизнь страшился двух вещей – безумия… и творческого бесплодия. В последние годы страх превратился в навязчивую идею... Нервное напряжение повлекло за собой расстройство здоровья, бессонницу, нарастающую усталость. А. умер, приняв смертельную дозу веронала».

 

«Бертон, Роберт Robert Burton (1577-1639 или 1640) Английский ученый и писатель, которого называли "английским Монтенем". Учился и жил в Оксфорде, где был сначала бакалавром наук, а затем викарием университетской церкви Св. Фомы. Автор "Анатомии меланхолии" – философско-психологического исследования, которое считается одним из лучших образцов литературного стиля эпохи, и было настольной книгой английских романтиков XIX века. Особый раздел этой книги посвящен апологии самоубийства... "Люди рождаются в муках, живут без надежды, болезни их неисцелимы, – писал он. – Чем долее живут они на свете, тем горше им достается. Лишь смерть способна их утешить". Б. увлеченно занимался астрологией. Согласно преданию, повесился, чтобы подтвердить правильность составленного самому себе гороскопа».

 

«Борель, Петрюс Petrus Borel (1809-1859) Французский поэт и прозаик. Настоящее имя Пьер Борель д'Отрив, прозвище – Ликантроп (Человек-Волк). Обличитель нравов Июльской монархии и преступлений буржуазной цивилизации. Убежденный апологет суицида, предлагал учредить фабрики самоубийства. Разочаровавшись в литературе, прекратил писать и уехал в Алжир. Б. избрал оригинальный способ самоубийства: подставил лучам летнего африканского солнца непокрытую голову, отказался уйти в тень и рухнул от солнечного удара».

 

«Бургер, Герман Hermann Burger (1942-1989) Швейцарский немецкоязычный писатель. Изучал архитектуру и германистику, защитил докторскую диссертацию по другому литератору-самоубийце, П. Целану. Преподавал в университете, печатал статьи в цюрихской литературной периодике. Написал три романа. Был одержим суицидальным комплексом. В последний год жизни издал трактат о самоубийстве. Неоднократно заявлял о том, что намерен покончить с собой, и в конце концов осуществил свое намерение – принял смертельную дозу снотворного».

 

«Бьёрнебу, Енс Jens Bjorneboe (1920-1976) Норвежский писатель, драматург и поэт. Работал школьным учителем. Был очень популярен в Норвегии и Скандинавии в 60-е и 70-е годы. Его произведения не раз становились причиной скандалов – как литературных, так и общественных: Б. обрушивался то на ханжескую мораль, то на норвежскую пенитенциарную систему, то на школьное образование. Придерживался левоэкстремистских взглядов... Повесился в знак протеста против "государственного произвола", когда узнал о смерти в немецкой тюрьме террористки Ульрики Майнхоф».

 

«Венема, Адриан Adriaan Venema (1941-1993) Голландский писатель. Автор популярных книг по истории искусства. Заранее объявил о самоубийстве, чем вызвал повышенный интерес прессы и публики к своей персоне. Дав несколько интервью, в которых подробно объяснил мотивацию своего решения (главное в жизни достигнуто, ждать больше нечего), выполнил свое намерение – выпил шампанское, куда был подмешан барбитурат».

 

«Гофман, Виктор Викторович (1884-1911) Русский поэт круга В. Брюсова. В 1902-1903 печатался в декадентских изданиях. Затем, после разрыва с Брюсовым, писал статьи для газет. Выпустил два стихотворных сборника. Жил в Москве и Петербурге. Страдал от неврастении. Для "перемены впечатлений" перебрался в Париж, где ему стало еще хуже. Пытался застрелиться, но лишь прострелил палец. Чувствуя, что сходит с ума, предпринял вторую попытку, на сей раз удачную».

 

«Дадзай Осаму Dazai Osamu (1909-1948) Прозаик, классик японской литературы. Настоящее имя Цусима Сюдзи. Блестящий стилист, один из самых обаятельных японских писателей XX века. Сын графа. Недоучился в университете. Вел беспорядочный, беспутный образ жизни, много пил, принимал сильнодействующие таблетки. Безжалостно-уничижительный роман "Утрата человеческого звания", в котором описана полная нравственная деградация героя, во многом автобиографичен. Пять раз пытался покончить с собой, в первый раз еще юношей – под влиянием самоубийства Р. Акутагавы. Был увлечен идеей синдзю, двойного самоубийства. В 21 год попытался уйти из жизни вдвоем с молодой официанткой; она умерла, Д. был спасен. Вступил в подпольную коммунистическую партию, однако вскоре сам на себя донес в полицию. Третью попытку самоубийства совершил в 26 лет, когда его не взяли на работу в редакцию газеты: повесился на суку, но веревка оборвалась. В четвертый раз хотел совершить синдзю с бывшей гейшей, на которой незадолго перед тем женился... Перед смертью Д. часто повторял, что больше не может писать книги. Наконец, утопился вдвоем с любовницей – напившись допьяна, они бросились в резервуар для дождевой воды».

 

«Дрие ла Рошель, Пьер Pierre Drieu La Rochelle (1893-1945) Французский писатель. Готовился к дипломатической карьере, которой помешала Первая мировая война. Сражался на фронте, был ранен. Как и многие его сверстники, вернулся с войны изверившимся и лишенным иллюзий. Некоторое время примыкал к сюрреалистическому движению. В поисках средства борьбы с моральным разложением французского общества сменил ряд идеологических пристрастий и в конце концов остановился на фашизме. Решающим стал 1935 год, когда Д. посетил Германию и СССР. Нацистский съезд в Нюрнберге пленил его вагнерианской эпичностью, а Москва разочаровала помпезностью и безвкусицей официозного искусства. В годы оккупации Д. был коллаборационистом, однако вел себя противоречиво: печатал антисемитские статьи, но спасал своих друзей-евреев; тесно общался с оккупационными властями, но при этом спас от ареста Арагона, Мальро, Сартра и многих других. Идея самоубийства всегда занимала писателя. Еще в 1931 он создал роман "Потаенный огонь", герой которого, молодой парижанин, добровольно уходит из жизни. В 1944 Д. написал эссе о самоубийстве "Секретный рассказ". После освобождения Парижа Д. совершил две попытки самоубийства, но был спасен и несколько месяцев прятался у друзей. После того как новая власть выдала ордер на его арест, Д. принял гарденал и оставил включенным газ».

 

«Икута Сюнгэцу Ikuta Shungetsu (1892-1930) Японский поэт, прозаик, критик, переводчик немецкой литературы. Автор сентиментальных стихов и трехтомного автобиографического романа "Слияние душ". Тема самоубийства для И. всегда была полна особого смысла. Он испытывал повышенный интерес к писателям-самоубийцам, а в его романах изложена целая концепция того, как следует уходить из жизни. Для того чтобы не доставлять неудобств другим людям, нужно кончать с собой не на суше, а в воде, чтобы пучина стала последним пристанищем. Главный герой его романа топится в озере. Сам И. бросился с корабля в море. Перед этим написал несколько длинных писем и стихотворений, в одном из которых называет себя "образцовым маленьким поэтом"».

 

«Кросби, Гарри Harry Crosby (1898-1929) Американский поэт. Родился в богатой, аристократической бостонской семье. Юношей воевал во Франции. С тех пор близость смерти стала доминантной темой его творчества. После шумного скандала увел чужую жену, даму из высшего общества, которая к тому же была старше. С 1922 супруги Кросби жили в Париже, принимали у себя всю космополитическую парижскую богему. Создали знаменитое издательство "Блэк сан", печатавшее маленькими тиражами экспериментальную литературу. К. выпустил девять собственных поэтических сборников. Слыл человеком эксцентричным и непредсказуемым, примерным семьянином никогда не был. Называл себя солнцепоклонником. За год до смерти купил пистолет и выгравировал на нем изображение солнца. Высшим проявлением любви и искусства считал двойное самоубийство. Застрелился в гараже вместе с одной из своих любовниц».

 

«Ларанжейра, Мануэль Manuel Laranjeira (1877-1912) Португальский поэт и литературный критик. Получил медицинское образование, работал врачом. Друг М. де Унамуно. Жил в эпоху, когда португальская литература была охвачена эпидемией самоубийств. Сам Л. называл это поветрие "национальным пессимизмом". Л. писал: "В Португалии единственная идея, заслуживающая уважения, – это идея свободной смерти. Ужасно, но правда". Застрелился».

 

«Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский, Алексей Константинович (1886-1916) Русский поэт и прозаик. Обычно его фамилию называют в сокращенном варианте: Лозина-Лозинский. Печатался под псевдонимом Я. Любяр. В некрологе говорится: "Печать трагического была на его челе еще в отроческие годы". Был исключен сначала из гимназии, позднее с филологического факультета Петербургского университета. В 18 лет в результате несчастного случая на охоте лишился ноги, однако много путешествовал и был отличным наездником. Страдал психическим заболеванием. В периоды обострения дважды пытался покончить с собой, "ища выход из тупика жизни". Принял смертельную дозу морфия и записывал свои предсмертные ощущения. Незадолго до смерти опубликовал рассказ "Меланхолия", где описано точно такое же самоубийство».

 

«Мар, Анна (1889-1917) Русская писательница. Настоящее имя – Анна Яковлевна Бровар, в замужестве Леншина. По происхождению полька. Долгое время жила в Харькове, где и начала печататься. Псевдоним взят из пьесы Гауптмана "Одинокие". Был и другой псевдоним, из Метерлинка, – Принцесса Греза. Ее скандальный эротический роман "Женщина на кресте" (1916) вышел тремя изданиями и был экранизирован под названием "Оскорбленная Венера". С детства была подвержена суицидным настроениям, что нашло отражение и в ее произведениях. Покончила с собой во время очередной депрессии: по одним сведениям, приняла цианистый калий, по другим застрелилась».

 

«Маяковский, Владимир Владимирович (1893-1930) Самый известный и публикуемый русский поэт XX века. Суицидальные мотивы в творчестве и поведении М. проявились с раннего возраста. Многие стихи М. насыщены агрессией, направленной то вовне, то – в депрессивные периоды – на самого себя ("А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою…"). Л. Брик писала: "Мысль о самоубийстве была хронической болезнью Маяковского, и, как каждая хроническая болезнь, она обострялась при неблагоприятных условиях… Всегдашние разговоры о самоубийстве! Это был террор". В молодости, по собственным словам, дважды играл в "русскую рулетку". Есть предположение, что в эту же игру М. сыграл и 14 апреля 1930. Исследователи находят более чем достаточно причин для ухода "поэта революции" из жизни: признаки надвигающейся опалы, злобные выпады со стороны критики и "передовой молодежи", тяжелый творческий кризис ("исписался"), физическое и психическое нездоровье, неблагополучие на любовном фронте ("любовная лодка разбилась о быт").

 

«Пенев, Пеньо (1930-1959) Болгарский поэт. Родился в крестьянской семье. Работал строителем, печатался в провинциальных газетах. При жизни издал всего один стихотворный сборник, однако после смерти стал одним из самых популярных болгарских поэтов. Не раз говорил, что умрет молодым, что "красиво умереть – это умереть до тридцати". Среди причин самоубийства называют семейные неурядицы, нервную болезнь, травлю со стороны официальной литературной критики. П. умер, наглотавшись таблеток. До последней минуты, пока не угасло сознание, записывал свои ощущения и мысли».

 

«Писарник, Алехандра Alejandra Pizarnik (1936-1972) Аргентинская поэтесса. Дочь еврейских иммигрантов из Восточной Европы. Занималась живописью, училась в Буэнос-Айресском университете. В 1960-64 жила в Париже, училась в Сорбонне. Переводила французских поэтов. В стихах и прозе сильны мотивы безумия, испытания жизненного предела. Лечилась в психиатрической клинике. Отпущенная на выходные, покончила с собой, приняв огромную дозу секонала».

 

«Риге, Жак Jacques Rigaut (1898-1929) Французский писатель. Был близок к сюрреалистам. Одержимый идеей самоубийства, создал "Генеральное агентство суицида", чтобы способствовать "быстрому и верному уходу из жизни при помощи современных методов". Сам, однако, прибег к традиционному способу – застрелился. Произошло это в клинике, где Р. лечился от пристрастия к героину. Среди его высказываний о самоубийстве есть такое: "Попробуйте, если сумеете, остановить человека, у которого в бутоньерке суицид"».

 

«Сильва, Хосе Асунсьон Jose Asuncion Silva (1865-1896) Колумбийский поэт. Родился в богатой семье. В юности жил в Париже, дружил с С. Малларме и П. Верденом. Находился под влиянием идей Шопенгауэра и Ницше, в поэзии был последователем Ш. Бодлера и Э. По. Поздний романтик, С. привнес в латиноамериканскую поэзию прежде не свойственную ей ноту меланхоличного лиризма. Творчество С. исполнено трагичности. Сам он называл себя "женихом смерти". Всю жизнь его преследовали несчастья: разорение семейства, смерть сестры Эльвиры, его единственной подруги, наконец, гибель всех его рукописей во время кораблекрушения. С. выстрелил себе в сердце – накануне врач пометил ему место, куда нужно стрелять».

 

«Соболь, Андрей (Юлий Михайлович) (1888-1926) Русский писатель. Родился в бедной еврейской семье. В 14 лет ушел из дома на поиски приключений. Был сослан за революционную деятельность. Бежал в Швейцарию. Воевал в Первую мировую войну на сербском фронте. Вернулся в Россию под чужим именем. Был членом партии эсэров, участвовал в Гражданской войне. Несмотря на бурную биографию, С. писал пессимистичную, рефлексирующую прозу, герои которой постоянно оказываются перед гамлетовской дилеммой. В феврале 1925 С. совершил первую попытку самоубийства, после чего ездил в Сорренто к Горькому лечиться. Левая критика не любила С., подвергала нападкам, называла "революционером без революции". Он застрелился на Тверском бульваре у памятника Тимирязеву. В одной из посвященных его смерти статей сказано: "С. ушел в пассивное созерцание"».

 

«Стахура, Эдвард Edward Stachura (1937-1979) Польский поэт, прозаик. Родился во Франции, в семье иммигранта-рабочего. В 1948 семья переехала в Польшу. Окончил Варшавский университет по отделению романской филологии. Много путешествовал по миру. Его герои, впечатлительные одиночки, рассматривают свою судьбу как бесцельное бродяжничество, «неустанное бегство от смерти». Много пил. Незадолго до смерти пытался броситься на рельсы. Остался жив, но лишился правой руки. Повесился».

 

«Ферратер, Габриэль Gabriel Ferrater (1922-1972) Испанский поэт, писавший на каталанском языке. Профессор филологии в Барселонском университете. Переводчик произведений Ф. Кафки и Э. Хемингуэя. Автор "самой безрадостной любовной лирики, когда-либо написанной по-каталански". Ф. говорил, что жить имеет смысл только до 50 лет. Накануне своего пятидесятилетия принял сильную дозу снотворного и, чтобы действовать наверняка, надел на голову пластиковый пакет».

 

«Фудзино Кохаку Fujino Kohaku (1871-1895) Японский поэт, драматург. Настоящее имя Фудзино Сигэру. Был известен прежде всего как автор хайку. Очень возбудимый, вспыльчивый, часто говорил о смерти. Лечился от депрессии. Про Ф. рассказывают такую историю. Однажды, уже твердо решив уйти из жизни, он обедал в харчевне. Внезапно началось землетрясение. Боясь быть раздавленным, Ф. в панике выбежал наружу. Потом вспомнил о своем намерении, вернулся обратно и спокойно закончил трапезу под трясущейся крышей. Землетрясение его пощадило, и Ф. застрелился два дня спустя».

 

«Шпаликов, Геннадий Федорович (1937-1974) Русский поэт и киносценарист. Его отец пропал без вести на войне. Учился в суворовском училище. Закончил ВГИК. Стихи писал с ранней юности. Одна из жертв губительного для русских литераторов "синдрома 37 лет": говорил, что проживет до 37 лет, потому что дольше поэту жить неприлично. Много пил. Повесился. Этот исход предсказал в сценарии, написанном еще в студенческие годы ("Человек умер", 1956)».

 

«Эрнандес, Луис Luis Hernandes (1941-1977) Перуанский поэт. Работал врачом в бедняцких кварталах. Всю жизнь утверждал, что решительно осуждает суицид, его стихи полны жизненной силы и энергии, однако известно, что, посетив Венгрию, Э. целую ночь провел на могиле поэта-самоубийцы А. Йожефа. В конце жизни Э. проходил курс лечения у психоаналитика, но это не помогло. Следуя примеру А. Йожефа, бросившегося под поезд, спрыгнул на рельсы Буэнос-Айресского метро и погиб».

 

«Эспанка, Флорбела Florbela Espanca (1895-1930) Португальская поэтесса. Изучала право в Лиссабонском университете. Несколько раз выходила замуж, но счастлива в семейной жизни не была. Не удалось ей и достичь литературной славы – она пришла к Э. лишь после смерти. Творчество Э. проникнуто мрачным и пугающим пафосом. Она писала: "Я – нищенка, которая не видит вокруг достойных ее сокровищ. Разве что смерть"… Приняла смертельную дозу барбитуратов в день своего 35-летия».

 

 

 


Оглавление

181. Фильтр темы
182. Писатель и притяжение смерти
183. Писатель и бурная жизнь
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!