HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

168. Если ты такой умный
169. Профессионалы литературы
170. Успех профанный и успех сакральный

Профессионалы литературы


 

 

 

Тем не менее, существует довольно много людей, которые по наивности втянулись в литературу, и коль уж так получилось, не нашли ничего лучшего, как сделать литературу предметом своей профессии.

 

Литературные педагоги.

Школьные учителя языка и литературы, а также преподаватели ВУЗов окололитературного профиля. Их работа диктует необходимость хорошо изучить предмет, его историю, его теорию и т. п. В общем, люди подкованные. Многие из них втайне пишут свою Великую Книгу. Некоторым иногда это удаётся. Абсолютное большинство погрязают в рутине, устают, изнуряются и со временем остывают к претензии на писательство.

 

Литературные редакторы.

Самый распространённый из способов адаптации к текущей литературе. Место редактора предоставляет возможность быть внутри самого процесса, занимать в нём позицию; и по мере роста карьеры – всё более ключевую. Это не просто трудоустройство. Это – стратегический плацдарм, господствующая высота. Для чего? Разумеется – для собственных публикаций. Ведь каждый редактор – это, прежде всего, писатель, и быть в сфере литературной власти даёт преимущество в сравнении с теми, кто барахтается «за бортом».

К этой же категории относятся и корректоры, и верстальщики, и всякие другие трудящиеся многолюдного редакционного офиса. Практически каждый, по крайней мере – в юности, подвизаясь в редакции, мечтает вырваться за предел рутинного ремесла. Надо заметить: многие имена известных сегодня писателей имеют подоплёкой профессионалов работы со словом. Но опять-таки, абсолютному большинству работа со словом набивает оскомину, и романтика быть писателем замещается прагматикой стабильного заработка.

 

Литературные критики.

Весьма специфическая литераторская позиция. Особенно, если критик параллельно реализуется как писатель. Есть значительный шанс в ответ на критические выступления огрести рикошетом по своему собственному выстраданному творению. Никто, пожалуй, в мире литературы не имеет стольких врагов. Но в той же степени, никто не имеет и стольких «друзей». Друзей – именно в кавычках, поскольку влиятельность известного критика притягивает к себе страждущих до замолвленного за них словца.

С какой стороны ни смотреть, позиция критика – неуютная. Приходится лавировать между собственным вкусом и объективностью, между дружбой и отчуждённостью, между независимостью и необходимостью, между голосом совести и императивом заказа. В конце концов, такая раздвоенность вырабатывает циничность подхода, а через нее, увы, мертвеет, каменеет душа. Литературный критик не может литературу любить, как не может анатом любить вивисекцию. Критик – это убийца. И прежде всего – убийца себя.

 

Литературные агенты.

Так бывает, что неудавшиеся писатели в процессе творческих мытарств волей-неволей обзаводятся связями. С писательством не сложилось, а жить чем-то надо. Приемлемый выход – свои связи использовать. Между писателем и издателем существует барьер (и чем ближе к нашему дню, тем все более неприступный). Тот, кто знает тайные тропы, может в этом помочь. Разумеется – не бесплатно. И разумеется – без гарантий.

Работёнка не слишком престижная и не больно надёжная: сидеть на проценте – это вам не бюджетная зарплата. Приходится крутиться, обрывать телефоны, наматывать километры и стаптывать ноги – те самые ноги, которые «волка кормят». Да, волчье это дело – быть литагентом. Здесь уж нужно иметь зубастый характер. И самое злое, – маркетинговая реальность: с новыми авторами одна лишь морока, а писателя знаменитого издатель возьмёт в производство и без всяких посредников.

 

Литературные негры.

Эта замаскированная категория родилась в пору, когда литература стала прибыльным делом. Известный писатель издаёт столько книг, сколько физически невозможно написать одному. Откуда такая энергия? – на него работают незримые авторы... Они же строчат сериальные издательские проекты. Они же обслуживают политиков, бизнесменов, артистов и проч. – ваяют статьи, автобиографии, мемуары, отдельные книги и многотомные сочинения, – за тех, кто сам неспособен, но располагает возможностью заплатить.

Вот несколько жаргонных синонимов, характеризующих фактическое положение этих бесславных трудяг издательского закулисья: «безымянный автор», «призрак пера», «литературный призрак», «литературный работник», «литературный раб», «литраб», «книггер».

 

Таковы основные околописательские профессии, порождённые экономической неизбежностью. И все они остаются в тени писательского успеха.

Что же такое «писательский успех»?

 

 

 


Оглавление

168. Если ты такой умный
169. Профессионалы литературы
170. Успех профанный и успех сакральный
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!