Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 123. Смысл символа 124. Трансформация жертвоприношений 125. Смысл жизни писателя Трансформация жертвоприношений
Итак, по Элиаде, архаическое сознание – это сознание образное, символическое. Но архаическое – не значит примитивное. Так же как и цивилизованное – не значит высокоразвитое. Читатель проницательный, разумеется, чувствует разницу. Иначе, почему среди наших современников (а равно как и во все времена) к искусству, как правило, тянутся люди, чье личностное развитие несколько выше усредненного уровня? И наоборот, почему типичный представитель массового «среднего класса» искусство игнорирует, а если и потребляет, то, как правило, самые примитивные его формы? Видимо, придется признать, что развитию человечества противостоит не архаическое мышление, а мышление варварское; как культуре противостоят технологии, как причащению – потребление, как духовности – обездушенность, как творчеству личности – личностное убожество. Впрочем, полагать, будто каждого человека можно свести к этим двум крайностям – было бы упрощением слишком грубым. Но нужно обозначить акценты: стоит включить телевизор в популярное время, становится ясно, чтó нынче преобладает в среднестатистической выборке. А только ли – нынче? Быть может, так было всегда: подавляющая часть человеческой массы желала хлеба и зрелищ, и этим ограничивалась ее потребность в сакральном, а сакрализация чуть выше усредненного уровня либо профанировалась – либо с глаз долой удалялась, а то и уничтожалась, дабы не баламутить народ? Тем не менее, во все времена находились беспокойные люди, которые вырывались за предел человеческой массы с ее ограниченными, профанными, варварскими желаниями – и устремлялись к восхождению в творчестве. Можно предположить, что процесс этот разрастался и ширился по мере расширения и повышения уровня образованности, получения знаний все большим числом людей и на каком-то этапе – осознанию ими в себе творческого потенциала. В наше время это стало особенно зримым: человека не устраивает безличностное прозябание, и он пытается через творчество реализовать свою личность. Таких людей – тысячи тысяч. О них свидетельствует Интернет. Все эти люди жаждут сказать миру свое слово. В этом движении души, сам того не подозревая, человек приближается к Богу и становится богоподобен. Он чувствует в себе дар, который обязывает сделать то, что может сделать исключительно он; он как личность – и никто другой. Вот только дар – не подарок. Дар – это возложение миссии. И миссия неотвратимо должна быть выполнена. Откуда она, эта миссия, эта жгучая сверхзадача, этот тягостный крест? Нет другого ответа – только от Бога. И вот теперь, в свете расширенного понимания Бога, полученного благодаря сравнительному религиоведению, мы можем точно сказать, что миссией наделяется тот, кому суждено сослужить людям известную пользу. Для атеистов Бог – это выдумка, и аналитическое мое рассуждение вполне может им показаться бредовым, а для верующих то же рассуждение может показаться кощунственным, ибо Бог – Абсолют, который нельзя «расширенно понимать». Тем не менее, и те и другие, я думаю, согласятся со мною в том, что творческий дар есть некая условная избранность, и эта условная избранность архетипически повторяет сюжет, по которому человек выделяется из безликой толпы, чтобы двигаясь по пути индивидуального восхождения, рождения в себе истины, донесения ее до людей, неизбежно войти в конфликт с существующим порядком вещей, и в этом противоборстве, преодолевая условность, принести свою жизнь в безусловную жертву. Таким образом, в эпоху, когда кажется, что «Бог умер», через Откровение творчества мы опять к Нему причащаемся. Творческий человек – это человекоявленный Бог. Каждый может стать богом. И самое божественное в человеке – способность к самопожертвованию.
Оглавление 123. Смысл символа 124. Трансформация жертвоприношений 125. Смысл жизни писателя |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|