Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 119. Смысл жертвоприношений 120. Сакральное пространство 121. Сакральное время Сакральное пространство
Человек разделяет судьбу придуманных им богов. Больше ста лет прошло с той поры, когда «Бог умер», и наш современник живёт в практически мертвом, случайном, бездушном пространстве. Однако когда-то всё было совсем по-другому.
«Любая кратофания или иерофания преображает место, где происходит, и оно, до того простое, пустое, ничего не значившее – профанное, становится священным». «Именно в этих священноявленных местах были сделаны главные Откровения; именно здесь человек был научен кормить себя и пополнять свои пищевые запасы. И все связанные с пищей обряды, исполняемые в священном месте, в центре тотема, – это просто имитация и повторение того, что делали in illo tempore[11] мифические существа». «Очерчивающие святое место ограда, стена или выложенный из камней круг – одно из первых рукотворных святилищ... Ограда не только обозначает перманентное присутствие внутри нее кратофании или иерофании – она также служит для предостережения профанного человека от опасности, которой он подвергнется, если войдет в огороженные пределы». «То же можно сказать и о городских стенах: задолго до превращения в военные укрепления они служили для обеспечения магической защиты людей... Поэтому во времена кризисов, наподобие осад или эпидемий, все жители выходили и шли друг за другом вдоль городских стен – чтобы тем самым приумножить магическо-религиозную силу городских границ и бастионов». «Способ возведения ведического алтаря еще более показателен. Освящение места для него предполагало двойную символику. С одной стороны, сооружение алтаря представляло собой сотворение мира... С другой стороны, строительство алтаря символизировало собой интеграцию времени… "Алтарь огня – это год… Ночи – это камни, окружающие его, и их 360 по числу ночей в году; дни – это кирпичи… потому что их 360, и дней в году 360". Таким образом, алтарь превращается в наделенный имманентным мистическим пространством и временем микрокосм, существующий внутри иноприродного ему профанного пространства и времени». «Каждое освященное место, любое место, где возможны иерофании и теофании и где происходит разрыв уровней и переход от земного к небесному, есть Центр». «Священная гора, где сходятся Земля и Небо, стоит в Центре мира… Любой храм, дворец... город или царское жилище уподобляются Священной горе и тоже становятся Центром… Соответственно, храм или священный город, через которые всегда проходит ось мироздания, считаются местом схождения Небес, Земли и Ада». «Каждый дом стоит в Центре мира, и поэтому его возведение становится возможным только благодаря выходу из профанного времени и пространства... Дом тоже микрокосм, как город… Порог отделяет друг от друга два рода пространств, и дом равнозначен Центру мира». «Все жилища магическим образом помещаются в Центре мироздания, и точно так же все они строятся на заре Творения. Как и священное пространство, мифическое время может воспроизводиться ad infinitum[12] при изготовлении человеком каждой новой вещи». «Рассмотренные нами символы и уподобления доказывают, что человек считает для себя возможным жить только в сакральном пространстве… И если не происходит иерофании, которая бы открыла священное пространство, человек сам его для себя создает по законам космологии и геомантии... Тот факт, что … легкость создания Центра мира в любом жилище – распространена почти повсеместно, побуждает нас думать... что она является... характерной для всего человечества. Она ясно показывает особое состояние человека в Космосе, которое мы можем назвать "ностальгией по раю"... Я имею в виду желание пребывать всегда и без усилий в средине мироздания, в Центре реальности, в сердце сакрального – т.е. преодолеть в обычной жизни человеческое предопределение и возвратить себе судьбу богов».
Здесь я опять вспоминаю о пространстве литературы. Возможно, причина, почему человек предается письму, то есть, не зависимо от конкретного места удаляет себя из профанного мира, лучше всего объясняется с позиции религиоведения.
Оглавление 119. Смысл жертвоприношений 120. Сакральное пространство 121. Сакральное время |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|