HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Просто музыка

Обсудить

Сборник рассказов

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 29.12.2012
Оглавление


1. От автора
2. Песнь Песней – 2000

От автора


 

 

 

Однажды я осознал единство всех видов искусств. Трудно сказать, когда во мне зародилось предчувствие этого осознания, однако точно могу утверждать, что кристаллизация интуиции в ясную мысль возникла из моего занятия литературой.

 

Вначале мне вдруг открылась банальнейшая очевидность: поэзия и проза, по сути, неразделимы. Хотя традиция их и разводит на два независимых направления, такое разграничение – не более чем условность. В свою очередь, оба эти рода писательской самореализации естественным образом перетекают в искусство драматургии – и не столько потому, что театральная драма в своей основе имеет текст, сколько потому, что в сердце хорошего текста, будь то поэтического или прозаического, всегда пульсирует напряжение, некий конфликт, одним словом – драма.

От театральной драматургии происходит искусство киносценария. Впрочем, различие между спектаклем и фильмом – сугубо техническое. Куда важнее, что оба эти искусства к умозрительным художествам текста добавляют визуальный и акустический компоненты.

Визуальный компонент – это уже переход к изобразительному искусству, которое, опять же, условно подразделяют на живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Но и они в себе несут концентрацию мысли, сродни вдумчивой прозе, и эмоциональный заряд, роднящий с поэзией. Возвращаясь к театру, заметим, что искусство сценической пластики в прозаической аналогии составляет основу академичной актёрской игры, а в аналогии поэтической воплощается в танце, причём и то, и другое можно назвать «изобразительном искусством в динамике».

Что до акустического компонента, то в графическом его варианте нам рисуется проза разговорного актёрского диалога, ну а в живописном – поэзия песни, которая в идеальном своём развитии, в конце концов, перетекает в искусство звучания нот.

 

Можно как угодно дробить и классифицировать многоликость искусств, выделяя виды, роды, стили и жанры, но, думаю, интегральная идея понятна: все искусства составляют единое культурное поле, рождённое из художественного ядра. Между каждым из отдельных искусств протянуты незримые нити, все они сплетены в клубок органичной взаимосвязи. Расплести этот клубок невозможно. Но легко обнаружить два сущностных полюса, пронзённые осью, на которой вращается всё остальное.

В ментальной традиции человечества, литература – древнейшее из искусств. Однако это – только в ментальной традиции. То, что «вначале было слово», справедливо для сферы мышления. Но ведь в душе человека есть и другая важная, куда более древняя сфера – чувств. Мысли и чувства – вот два полюса существования нашей души. Каждое из искусств, в той или иной степени, адресуется этим двум противоположностям. И если искусство выстраивать мысль в пределе восходит до философии, то искусство пробуждения чувств, безусловно, возносится к музыке.

 

В публикуемом цикле рассказов я предпринял попытку посредством литературы поиграть между двумя полюсами. «Поиграть» – и в смысле иронической несерьёзности, и в смысле фонетической и ритмической инструментальной задачи. Не буду лукавить: последний аспект не был мной выделен изначально как исключительная художественная установка. Это подразумевалось, но не в бóльшей степени, чем при любой работе с любым текстом; ведь проблемы звучания и синтаксических ударений решаются всякий раз для гармонизации стиля. В данном случае, я, скорее, ориентировал моё сочинительство на определённое психологическое состояние, подобно тому, как музыкант, размышляя о чём бы то ни было, в конце концов, берёт инструмент и начинает наигрывать.

За исключением рассказа «Песнь Песней – 2000», написанном в год рубежа столетий и тысячелетий, когда на душе у меня было более-менее позитивно, и мне просто хотелось написать весёлую вещь, остальные рассказы написаны в 2004–2005 годах, в пору депрессии, вызванной личным и творческим тупиками, и я не нашёл для себя лучшего антидепрессанта, кроме как развлекаться словесной игрой. Надеюсь, и вас это развлечёт.

 

Все эти рассказы очень разные по тематике. Иными словами, не имеют смыслового единства. Но их объединяет общий акцент, противоположный ментальному содержанию – содержание чувственное, растворённая между строк «музыкальная доминанта». То же самое касается и названия цикла. В литературе, сборник рассказов (да и других малых форм) принято озаглавливать по названию самой значимой (яркой, известной) вещи из вошедших в публикуемую подборку. Я же выношу на титульный лист название независимое, что более характерно не для литературных, а для музыкальных изданий, где отдельная вещь не претендует на заглавную значимость, но имеет значение общая атмосфера всего альбома.

Кстати, этого же принципа самородности титульного названия я придерживаюсь и во всех других моих сборниках – будь то повести, рассказы или стихи. Этот факт я осознал уже ретроспективно. Похоже, вопреки деспотии собственного интеллекта, чувственная составляющая во мне прорывается на свободу, и рациональному вычленению наиболее выигрышного произведения я подсознательно предпочитаю аллегорическую образность единого целого.

А возможно, и нет произведений «выигрышных» или «проигрышных» – есть лишь извилистый путь непрерывных импровизаций авторской мысли. Смысловая условность приставок «вы-» и «про-» становится очевидной, стоит взять слово «игра» не в логическом, а в мелодическом модусе.

 

Ну а идея названия данного цикла возникла из впечатления, полученного мной в сфере музыкальной культуры, и уходит в 80-е годы прошлого века, где я был юн, впечатлителен, и жадно внимал нарождающемуся «русскому року».

Впечатление такое.

Когда корреспондент спросил у Бориса Гребенщикова, в каком стиле работает группа «Аквариум», тот ответил с иронической простотой беззаботного гения, потешаясь над суетным умничаньем:

– Мы играем музыку.

 

 

Игорь Белисов

 

2012 г.

 

 

 


Оглавление


1. От автора
2. Песнь Песней – 2000
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!