HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

8. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Что я вижу?
9. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.
10. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Драма в лицах: три, два, один – пуск!

Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.


 

 

 

Продолжая развивать параллель с фотографией, исследуем следующие оптические составляющие, имеющие отношение как к отдельно взятому тексту, так и к совокупности всех произведений писателя.

 

Ракурс.

Одно из значений этого слова – угол рассмотрения, точка зрения, взгляд. Применительно к тексту, ракурс – это писательская позиция, с которой тот рассматривает описываемое явление. Взять, к примеру, «убийство». Этот страшный межличностный феномен можно рассмотреть с позиции осознанного злодейства или с позиции ужасной случайности, или с позиции мести, или с позиции благородного поединка, или с позиции военных действий, или с позиции уголовного преступления – и т.д. Или, скажем, «любовь». Можно рассказать о главном явлении в жизни, а можно – о глупой шутке, которую с человеком играет судьба; можно – о лирической муке, а можно – о романтическом приключении; можно – о гормональной детерминации, а можно – о наркотическом втягивании, – и все это будет правдой. Какую правду писатель для себя выбирает, таков его угол зрения, такова его субъективность. Но именно таково же и отражение его личности, которою в произведении увидит Другой.  

 

Экспозиция.

Сегодня об этом думают только профи: для массового пользователя электронный фотоаппарат выдержку выставляет автоматически. Однако если писатель относится к делу осознанно, он непременно прикидывает, сколько сюжетного времени отвести тому или иному вопросу. То, что займет в читательском восприятии наибольшее время, то и претендует на главное место в произведении. Если по отношению к теме автор не выстраивает иерархии образов, он рискует сорваться в недиффиренцируемую графоманию. В последнюю сотню лет периодически обостряется нездоровая мода – писать все подряд; «поток сознания», «распад смысла», «постмодернизм» и т. п. Такие произведения доставляют усладу кучке эстетов, но для массового читателя эксперименты остаются за гранью востребованности. И так будет всегда. Если автор забыл, что существует реальность Другого, в которой автор должен с необходимостью отразиться, он обречен остаться в этакой позе гордого трагика, досадно непóнятого пошлыми современниками.

 

Глубина.

В фотографии – это перспектива. Степень детализации либо размытости отдаленных предметов. В искусстве текста есть аналогичная проработка явлений, изображаемых через художественное описание. Но это – лишь внешняя видимость. В литературе – как и во всяком серьезном искусстве, – изображение играет роль только метафоры, выполняющей служебную функцию образного носителя для некой важной авторской мысли. Именно здесь возникает главный конфликт художника: между тем, что автор хотел донести – и тем, что увидел в произведении читатель, тот самый Другой, случайный, непредсказуемый. Уместно напомнить: читатель писателю ничего не должен. Это как раз-то задача писателя – высветить глубину так, чтобы читатель в ней отразился. Впрочем, случается, что как ты образы ни подсвечивай, Другой остается к иллюминации слеп; а то и бывает, что сослепу да с амбиций спешит высказывать свое близорукое впечатление, публикуя его в литературных порталах, заносчиво именуя блогерский отзыв критическою статьей. Но это не проблема, а так только, мелкая неприятность. Подлинная проблема литературного творчества – это когда личность автора, не обладая развитой глубиной, претендует на лавры читательского признания. Если пишущий молод, беда поправима. Жизнь научит видеть в явлениях дóлжную глубину. Если же плоские мысли исходят от человека пожившего, его перспектива – выставлять напоказ собственное Ничто.

 

 

 


Оглавление

8. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Что я вижу?
9. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.
10. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Драма в лицах: три, два, один – пуск!

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.11: Художественный смысл. Я в ужасе (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!