HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Сергей Багров

Дважды молодцом не быть

Обсудить

Исторические повести

 

Всегда задавался вопросом: от кого мы пошли? От бояр? Или царевых слуг? Пушкарей? Кузнецов? Целовальников? Беглых крестьян?

От кого бы то ни было, все мы топчем свои дороги и несем тот фамильный портрет, а быть может, и сам характер, какой нёс в себе наш прародитель, утверждая себя сквозь потоки летящего времени через тех, кто ушёл, и идёт.

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 15.02.2013
Оглавление

6. Голодырь. Глава 6
7. Голодырь. Глава 7
8. Голодырь. Глава 8

Голодырь. Глава 7


 

 

 

Из высокой осины, стоявшей на том берегу бурливого Юга, Еживин начал выдалбливать лодку. Неделю долбил, а потом заливал горячей смолой. Успел поставить долблёнку в реку до июльского сеностава. Опробовали втроём. В веслах – Настасья, Ефимко – в корме, а на середке долбленки, в охапке мягкого сена – полуторалетний сынок.

Солнышко. Синяя спинка реки. Упавшие с берега в воду тени горбатых ольшин. Всплеск воды над веслом.

Еживин показывает на берег:

– Эко ты! Зайко уселся под вересниُцу. Глянь-ко, Антоша!

Антоша в льняной оболочке, русоволосый, с острыми глазками – право, речной воробей

– Гу! Гу! – отвечает отцу и наклоняется так, что вот-вот перевиснет в реку.

– А вон и другой! – смеется Настасья. – Вон, в маловодье! Булькает лапками! Ох-ти мне! Воду лакает! Видишь, Антоша? Буль-буль!

Антоша, понятно, не видит, но отвечает:

– Бу! Бу!

Лодка обкатана. Славно! Ни капли воды не попало.

На берегу, приняв с рук Настасьи лёгкого, как воробьиное крылышко, сына, Ефимко хозяйственно сообщает:

– Вересоُвый кол до осинова жердь – сто лет простоят в огороже. Завтре на лодке их и приплавлю.

– А я веников наломаю, – таким же хозяйственным голосом и Настасья. – Для бани! Будем Антошеньку парить. Абы набирался здоровья и сил. Пусть растет великуُщим, как тятя!

Настасья смеётся, в подскульях лица её вьются весёлые ямки, зубы блестят, пробежавший рекой лёгкий луч порхает по россыпи светлых волос, точно гладит красавицу, поощряя и голос её, и смех, и всё то, что она сейчас говорит.

 

Утром, чуть свет, Еживин уже на реке. Ловит рыбу крючками, которые наковал ему Филимон. Ловит на быُстере. Рядом – плетёная ивовая корзина. В ней – десяток лещей.

Слышно, как по траве подступают шаги. Настасья! Ефимко справляется:

– Антоша-то там один. Ничего?

– У него на заре, – отвечает Настасья, – сон, как яма. Не выберется оттоль. – Тут она притрагивается рукой до скуластой щеки супруга. – Ой! Ефимко! Это чего у тебя: как буздыُрь?

Усмехается рыболов:

– Оса цикнула по лицу.

 

Спокойно и росно на косогоре. Река от скользящих по ней волоконец тумана – зыбкая и седая.

На западе, где слободка, по-над берегом, как картинки, аккуратно подправленные дома. Самый крайний из них с оُхлупнем и крутой головой коня – дом Еживиных, весь в древесных узорах и полотенцах, с огородом, хлевом, коровьим загоном и баней.

Шагах в ста от слободки на границе двух рек громоздятся бревнистые стены детинца, а за ними – часовенки, храмы и терема.

Солнце выше и выше. И вот уже блещут чешуйки осиновых крыш, и вода в темных рвах из пепельно-тусклой становится алой и плывущая в ней строчка уток так и вспыхивает пером.

С юга, где хвойное обереُжье, пробежало нервное эхо.

Трава, как прижалась, и вскоре из ельника, как тараканы, выползли темненькие фигурки. «Конница», – понял Еживин и побледнел.

– Живо в лодку! – велел Настасье. – Забирай Антошу – и в Устюг!

– Как? – испугалась она.

– Вятичи или татары! Идут на нас с боем! Скорей!

– А ты?

– Я – туда! – показал на детинец.

 

Провожать семейку было уже недосуг. Настасья с ещё не проснувшимся сыном бежала к реке. Эхо топота быстрых копыт приближалось, как летний ливень. Еживин отпер ворота и хлев, выпуская на волю быка и корову. Сам вскочил на сивого в яблоках пошатнувшегося под ним молодого коня.

Где-то блеяли овцы. Из зелёных рябин на кауром, пригнувшись, вылетел вершник. Ефимко узнал кузнеца Филимона.

«Авось и успеем!» – Еживин моргнул, разглядев пролетевшую возле щеки стрелу. А потом – и вторую. И третью. Целое сеُево стрел. Одна из них все же вкололась чуть выше шеи, но кость не пробила, и он доскакал до крепости целым. А Филимону не повезло. Уже за воротами крепости, обернувшись, Ефимко увидел, как кузнеца достала стрела, и он, как ныряя, грудью грохнулся о дорогу.

Гледен был застигнут врасплох. Перед стенами крепости горстка людей. И все с опущенными мечами, точно ждали богатыря, кто весь бой возьмет на себя, и тогда что-то может перемениться.

Не слезая с коня, Ефимко из рук молодого, в лаптях, с крестом на груди расторопного стража ворот принял копье. Развернувшись, спросил:

– Где воевода?

– Не знаُтко, – ответили за спиной.

 

Он и несколько горожан, кто верхом, кто пешком бросились за ворота, на подходе к которым висел над копаным рвом бревенчатый мост. И сбились с летевшими на аргамаُках конниками незванцев.

Была суматоха и свалка. Ефимко ударил копьём в переднего вершника в глухо застёгнутом доломане. И тот, не успев ответить ему на удар, громоздко рухнул с конём под мост. Кто-то ещё свалился, да так, что брызги воды окропили Ефимку.

Наступавшие развернули коней. И защитники развернули. Была минута нечаянной передышки. Кто-то спросил:

– Кто они?

Кто-то ответил:

– Поганцы из Вятки.

Через пару минут, как волна, покатила на Гледен главная сила, впереди которой свистели горящие стрелы.

Тут и там загорались от стрел древесные крыши. Кто-то маленький с жидкой, как у Батыя, бородкой сунулся было с хоругвью к мосту. Но сразу же был затоптан десятком коней.

Еживин потерянно оглянулся. Из тех, кто был в вылазке, – никого. Куда подевались? Неужто попрятались по дворам?

 

Вятские вершники точно в таких, как у гледенцев, летних кафтанах, вломившись в ворота, рванули не прямо, где прял ушами сивый в яблоках конь, а на нём восседал готовый к отпору Еживин, а вправо, по переулку, наверно, увидев сбегавших от них безоружных людей и решили себя потешить в погоне.

Ефимко мешкать не стал. Дёрнул уздечкой, и конь поскакал по западной улице к стыку двух стен, под которыми мирно несли свои воды Сухона с Югом.

Возле терема воеводы сивый резко осел, и Еживин, ломая копье, свалился пластом на дорогу.

В животе молодого коня чадила обвитая паклей стрела. Рядом, где боковой переулок, просыпалась дробь торопливых копыт. Ефимко понял свою обреченность. Бежать было некуда. И зачем?

Он устало поднялся, сделал пару шагов.

– Голодُырь! – услышал свирепый оклик.

Он обернулся. Прямо над ним возвышался с саблей в руке юный вершник. Узкощёкое личико вершника было сухим и надменным и выражало ту самую власть, от которой сейчас зависел Ефимко.

– Хочешь жить?

– Не хочу, – ответил Еживин.

Вершник ему не поверил.

– Ты – кто?

Еживин с насмешкой:

– Пихто!

– Ах ты, мурло!

Ефимко пригнулся под саблей, сверкнувшей возле его головы и, схватив руку с крыжем, навалился всем туловом на нее. Всадник съехал с седла, опрокидываясь на землю.

Убивать Еживин его не стал. Заскочил на белого с грязной гривой коня и помчался к реке.

 

До берега Сухоны было ещё далеко, а Ефимко уже разобрал стук копыт за спиной. «Авось и уйду», – подумал, влетая в створ приоткрытых ворот, выходивших к реке. Однако конь был хромой и скакал многим тише, чем те, которые сзади.

– Не стреляй! – раздалось за спиной. – Живьем заберём!

«Ну, уж нет, – покривился Еживин. – Живьем не получите!»

Берег, где змеилась тропа, был крутой, и Еживин, спустившись к реке, что есть мочи ударил коня по бокам. Конь заржал, даже встал на дыбы. Но почувствовал снова пинки и, взъярясь, как слепой, поскакал на плоты. А с плотов с диким храпом – в реку!

Треск мостков. Холм воды на взметнувшейся гриве коня. И оборванная уздечка.

– Ведь уйдёт! Ведь уйдёт! – завопила погоня.

Отвалился Ефимко от крупа коня. Погрузился в реку. И поплыл под водой. Синева. Кое-где покрытые слизью и зеленью гладкие камни. И огромным куриным желтком проползавшее в омут реки матёрое солнце.

Послышался скрип уключин и буханье весел. «За мной, – догадался Еживин, – хотят меня потопить...»

Через пару минут, когда воздух иссяк и удушье схватило, как смерть, за горло, он метнулся наверх, угадав под самую лодку. Тут и яростный бульк, с каким три пики нырнули в реку. Одна из них соскребнула кожу с плеча. Ефимко, не чувствуя боли, выпрыгнул из воды, ухватился руками за борт. Лодка тут же перевернулась, и ловцы, как один, громыхнулись в реку. Никого топить Еживин не стал. Пусть спасаются, кто как может.

 

Он поплыл к пологому берегу, не оглядываясь назад. Забирала угрюмая думка: где Настасья? Где сын? Всяко лодка не подвела, и они успели выплыть из этого ада?

Охолонуло сердце Ефимки, когда он нечаянно обернулся и увидел горящий Гледен. Никогда он не видел такого пожара. Языки огня прошивали не только крыши, но и плывшие где-то над ними ленивые облака, отчего, казалось, горит и небо.

Выбредая на берег, Еживин не обнаружил на теле своём ни берестовых на босу ногу ступнُй, ни рубахи, ни даже портов. Слишком долго он бился с рекой, и она его пощадила, но взамен за это взяла одежу. Пришлось задержаться возле берёзы, сдернуть с неё пластину коры и, изладив цилиндр, отправиться в нем, глядя на ночь, к семье.

 

 

 


Оглавление

6. Голодырь. Глава 6
7. Голодырь. Глава 7
8. Голодырь. Глава 8
250 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 15.04.2024, 16:58 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!