HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Анастасия Бабичева

О прозе и поэзии 2008 (№7)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Карина Романова, 15.01.2009
Оглавление


1. Часть 1. Проза.
2. Часть 2. Проза и поэзия.

Часть 1. Проза.


 

 

 

Е. С. Быть (повесть)

 

С содержанием здесь все достаточно ясно. Сюжет довольно предсказуем: сын на войну – и уже подозреваешь самое худшее, девушка у отцовского порога – и уже подозреваешь любовный конфликт, вспышка страсти – и уже подозреваешь, не забеременела ли… В чем тут дело? То ли в особенностях малой прозаической формы, то ли в сюжетных штампах, то ли в излишней искушенности читателя… В то же время сюжет трогательный. Есть очень хороший эпитет у англичан – tear-exciting. Наконец, сюжет достаточно неоднозначный – неоднозначный для интерпретации. Чем же была эта кратковременная связь – надругательством над памятью умершего, воссоединением юных влюбленных вопреки смерти, результатом женской слабости, с одной стороны, и мужской ревности, с другой, или чем-то еще, каждый решит сам. И каждый будет прав в соответствии с собственными представлениями о правоте, должном и запретном. И это исключительно хорошо.

Неоднозначно это произведение и еще в одном. Вот только эту неоднозначность уже не назовешь исключительно хорошей – язык повести. Авторская манера заключается в балансировании между безграмотностью и словотворчеством. Вы можете себе представить, как глаза человека «скомкано как-то потоскливели»? То ли неординарность мышления, то ли… Допустим, что «обнять крест на крест» все-таки можно (хотя мое воображение снова разводит руки…). Допустим, что изобретение слова «породнеть» оправдано законом экономии языковых усилий – все-таки одно слово вместо двух. Допустим даже, что «с секунды на секунду» – осознанный прием, переосмысление фразеологизма, а «полоумящие мысли» – неологизм-эмфаза. Но как быть с сомнительными и с точки зрения смысла, и с точки зрения грамотности «лоснящимися от чистоты глазами»? Еще больше сомнений вызывают у меня «бежевые волосы» и запах «из-под шести этажей». И уж совсем не обоснованными в своем новаторстве кажутся глаголы «переловить» («переловил его взгляд») и «стеклянеть», тем более «застеклянеть глазами»…

Для чего я все это пишу? Для того, что бы напомнить: язык – это живая материя, а не тряпка, которую можно каждый раз перекраивать под свои цели или вовсе бесцельно. Безусловно, я сторонник словотворчества. Давайте отказываться от клише, давайте использовать потенциал нашего великого и могучего, но при этом руководствоваться критериями меры и разумности.

 

Е.С. Джага (рассказ)

 

Прочитала «Джагу» и поняла, что тема-то, оказывается, вовсе не случайная. Оказывается, автор исследует ее целенаправленно, с разных ракурсов. Да и тема, на мой взгляд, очень достойная: мужчина и женщина в их эротическом амплуа. Не простой секс, но и не приукрашенная страсть. Что-то другое, что-то еще – и рефлексия над тем, что же? А что до конкретного эпизода, описанного в рассказе, – тут снова простор для интерпретации, снова свобода оценок. И это снова хорошо! Тем лучше, что язык этого рассказа не столь противоречив. Навскидку, не всматриваясь – всего два момента: «глазеющие на дорогу глаза» и «из-за кормов» (здесь, полагаю, имелось в виду «из закромов»).

 

Вячеслав Камедин. Лунная танка (рассказ). Драйвер сердца (рассказ)

 

Нет, Вячеслав Камедин пишет не просто фантастические рассказы. Его рассказы, даже рассказики – этакие зарисовки без строгого начала и конца – существуют на тонкой грани утопии и антиутопии. Хотели бы Вы жить на Луне, как самурай Иванов? Чем не идеальный мир! Хотели бы Вы, подобно безымянному герою «Драйвера сердца», решать все проблемы со здоровьем одним щелчком компьютерной мыши? Чем не идеальный человек! Однако что-то подсказывает, что не все ответят утвердительно. В этом занимательном для знакомства мире смешались и анекдотические прогнозы, и околонаучные гипотезы, и просто свободная авторская фантазия. А о том, хотел бы сам автор жить в таком мире, читатель, думаю, догадается – по чему-то недосказанному, по самому настроению рассказов.

Мне же в который раз хочется сказать автору (не только конкретному автору, но автору вообще): будьте внимательнее к языку. Вот, например, в «Лунной танке» «серебристая вода» на время становится «серебряной», и то ли «в» ней, то ли «под» ней так причудливо горят свечи. Вот мысль безвозвратно теряется в лабиринте слов (к разговору о великом и могучем): «Обволакивающий все напряженные от ожидания творческого порыва члены озноб…». А вот уже и обычная несогласованность предложения: «Естественные потребности, которые теперь, чтобы справить, не нужно специально отведенного помещения…». Будьте внимательнее к языку, чтоб ничто не мешало погружению в занимательный мир Вашей фантазии.

 

Вячеслав Камедин. Портал в другое измерение (рассказ)

 

А этот текст Вячеслава Камедина, по-моему, очень хорош. Авторское воображение работает на 100 процентов, а потому рассказ захватывает, заставляет прямо-таки поверить предлагаемой теории. Ведь хорошая имитация и ценится за правдоподобие. Сюжет выстроен легко; легко изложен – не перегружен, но и детальности в меру. А потому рассказ производит впечатление текста интересного и изящного. Вот только само название – «Портал в другое измерение» – кажется мне слишком тусклым, слишком банальным; оно обещает меньше, чем получаешь в результате. Но это, конечно, лучше, чем наоборот.

 

 

 


Оглавление


1. Часть 1. Проза.
2. Часть 2. Проза и поэзия.
440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!