Дмитрий Митрохин
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 19.07.2012Оглавление 9. Занимательная парадигмистика 10. Науке положено быть строгой, но иногда это мешает ей быть справедливой 11. Генератор анекдотов Науке положено быть строгой, но иногда это мешает ей быть справедливой
На этом, пожалуй, можно завершить «научную» часть повествования. Как можно убедиться, к рассмотрению метафизического аспекта бытия строгий научный подход едва ли применим, поэтому кавычки здесь в полной мере оправданы. Как правило, приходится оперировать переносными смыслами, а куда именно их переносить и стоит ли ими обогащать свою смысловую «палитру» – это уже вопрос личных предпочтений. «Метафизическое» свободно от пространственно-временных ограничений, так что допускает некоторую произвольность при проецировании его «содержимого» на «слайд» субъективного восприятия. А «монстры формализации» вроде гильбертова пространства – слишком уж обобщённые понятия, говорить об адекватной развёртке которых на приличную формальную теорию пока преждевременно. Тем не менее, некоторые выводы можно сделать со всей однозначностью. Например, о том, что этот мир создан, имеет определённый замысел и предназначение. Что зачастую вызывает две крайние реакции: от полного отрицания до полного... Даже не знаю, как это сказать одним словом, поэтому назову условно первую крайность «материалистической», а вторую – «идеологической», и проведу по этому поводу следующие соображения. Сторонники первой «крайности» – они как бы пытаются всё свести к движению вездесущей материи, а все наши ощущения, переживания – это так, «побочный эффект», не обращайте, мол, внимания. Во втором случае имеем множество способов «объяснить необъяснимое» – каждый на свой лад. Я бы рад здесь выступить в роли кота Леопольда, и сказать что-нибудь примиряющее, вроде того что все они по-своему правы, если бы не древняя «традиция», согласно которой любое учение, идеология или мировоззренческая концепция становится (если не задумана изначально) средством манипулирования. То есть вторая «крайность», она, как и первая: исходя из самых благородных побуждений, связанных со стремлением к истине, может обернуться другой стороной «медали» и превратить познавательный процесс в нечто прямо противоположное по смыслу. Эта тема станет предметом дальнейшего обсуждения, здесь же я стараюсь затрагивать нейтральные аспекты – «чиню», так сказать, свой «примус», придумывая «расширенную версию» парадигмы. Быть совсем уж нейтральным не получается, так как, стирая грань между названными «крайностями», приходится признавать, что наука в её текущем состоянии – лишь одна из идеологий, со всеми свойственными ей атрибутами: приверженностью догмам, борьбой с конкурирующими идеями и даже неудобными фактами, просачивающимися сквозь дыры «решета». Многих учёных эти факты оскорбляют настолько, что они начинают с ними активно бороться. Факты, в свою очередь, обижаются на учёных и плодятся сверх всякой меры, досаждая им ещё больше. Ну и так далее, пока научная картина мира не будет подвергнута фундаментальному пересмотру. «Рубить» её на корню, конечно, не обязательно, но хотя бы ради приличия следовало бы признать те явления, которые игнорировать и дальше становится совсем уж ненаучно – ма-а-леньких таких фактиков, но о-о-чень неудобных для сложившихся стереотипов научного мышления. Есть, правда, некоторые сложности, не позволяющие всё свести к «догматизму» или «недобросовестности» учёных, и даже в какой-то мере оправдывающие их побуждения «блюсти чистоту» научного метода. Прежде всего, они касаются воспроизводимости описанных выше «эффектов». Только вот воспроизводить эти явления, похоже, теперь нет надобности – раз уж они доступны для наблюдения «невооружённому третьему глазу». Вообще-то, я избегаю описаний – главным образом потому, что не вижу в этом смысла. Если человек столкнулся с этими вещами, то он поймёт, о чем идёт речь, если же нет, то скурпулёзность описаний вряд ли скажется на их убедительности. Например, чтобы понять, как «работает» «материализация мыслей», необходимо, помимо внешних проявлений, иметь представления о моём внутреннем мире, о котором у вас вряд ли сложится адекватное представление даже при всём моём желании его дать. Поэтому, подкрепляя свои выводы реальными, не побоюсь этого слова, проявлениями, приходится предельно упрощать описания, жертвуя точностью в пользу ясности. При этом подразумевается, что существует достаточное их количество и они достаточно убедительны для того, чтобы прийти на их основе к статистически достоверным выводам.
Оглавление 9. Занимательная парадигмистика 10. Науке положено быть строгой, но иногда это мешает ей быть справедливой 11. Генератор анекдотов |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|