HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Открытые мысли

Обсудить

Критический обзор

 

 


о стихии стихов,
новом журнале,
девяти стихотворцах с "нашей улицы"
и кое о чем другом




Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми.

Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и субъективные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов.

Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные "другими людьми", непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают.

Разъяснение-1 к аксиомам-1, 2, 3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метрики строк, – явление гармоническое.

Теорема: Все авторы раздела "Поэзия" первого выпуска нового философско-литературного журнала "Открытая мысль" (Москва, 2005 г., февраль), пожалуй, поэты.

Разъяснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах.

Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.

 

 

Опубликовано редактором: , 8.09.2008
Оглавление

7. 7
8. 8
9. 9

8


 

 

 

Кэтин Бэрнас.

Если в двух словах: талантлива, хорошо осведомлена в теории стихосложения, владеет словом, женственна, добра, умна, философична. Словом, такова, какой и должна быть настоящая поэтесса.

Бросается в глаза ее склонность к смежной рифмовке. – В первых трех из семи стихотворений. Ради этого способа рифмовки, который, видимо, более и чаще других отвечает ритму внутреннего голоса поэтессы, она во втором и третьем произведениях соединяет в строфах строки, превращая явные, четкие четверостишия в двустишия, в которых две строки соединены смежной рифмовкой, но и перекликаются созвучием, рифмой внутри каждой строки. Этим автор достигает напевности стихов и доверительности своего тона. Нельзя не сказать и о том, что при внешней схожести по обозначенным выше признакам между вторым ("Ангел и звезда") и третьим ("Думай обо мне") стихотворениями, они разные по ритму, так как созданы разными размерами – 6-стопным ямбом (3х2) и 8-стопным хореем (4х2), соответственно.

Приемом "сшивания" двух строк в одну автор пользуется отнюдь не из меркантильных соображений, вовсе не для того, чтобы уменьшить количество строк: из трех страниц остался пустой "хвост" чуть ли не в полполосы. Кстати, эта "пустота" далеко не единственная в журнале. Только в разделе "Поэзия" "порожняка" в общей сложности набирается три страницы...

Дамы и господа! Авторы и авторессы! С "порожняком" надо что-то делать. Лучше всего, когда каждый сам позаботится о том, чтобы не допускать "пустоты" на своей, оплаченной территории. Но в случае, если "порожняк" все-таки будет иметь место и его владетель(ница) не чурается благотворительности, а также относится вполне сносно к приживалам... Словом, позвольте мне, дамы и господа, в следующий раз заполнять ваш "порожнячок" своими стихами. Не то у нас тут, на Востоке, жизнь суровая, среднемесячная зарплата 10 баксов, прожиточный минимум – 100, а русскоязычным литераторам жить и вовсе не велено...

Ох! Опять заносит!

Кэтин Бэрнас. Я ее для себя называю Катюшей Бернес. Ну, помните...

 

 


Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
выходила на берег Катюша,
на высокий берег, на крутой.

 

 

А это (в исполнении Марка Бернеса):

 

 


Темная ночь!
Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
Тускло звезды мерцают...

 

 

Кэтин, конечно же, пишет и четверостишиями. Образцы – налицо.

 

 


Я – свет несущая во тьме.
Я – свет, влекущий за собой.
Я – факел, растворивший мрак.

 

 

Да! Да! Да! Настоящий поэт имеет право так говорить!

А последнее стихотворение:

 

 


Я в этом мире – соловей,
В терновнике поющий,
И путь к душе, и путь к себе
Осилит лишь идущий, – 

 

особенно дорого мне не только смыслом, но и тем, что у меня есть стихотворение "Ключи земного рая" (на litnet.ru), построенное точно в таком же стиле – чередованием строк, написанных четырехстопным и трехстопным ямбом.

Я очень долго думал, почему Кэтин свое первое стихотворение в подборке начинает упоминанием о Боге в третьем лице, затем во второй строфе переходит к общению с Ним во втором лице, а в заключительных строках (11-й и 12-й) Бог опять становится третьим лицом.

 

 


В храм святой пришла Бога я молить,
Чтобы не смогла я любовь забыть.

Пред тобой стою на коленях я.
"Защити, прошу!" – я молю Тебя.

 

 

("тобой" – видимо, следует писать с прописной "Т", чтобы не было недоразумений)

Получается, что для читателя, который остался вне храма, на всякий случай, уточняется: я пришла именно для того, чтобы Бога молить. Но в храм святой с другими целями и не ходят. Это читателю и так ясно. Ладно бы, но последующий переход к непосредственному обращению к Богу вносит диссонанс в структуру стихотворения. Словом, все обращения к Богу надо выдерживать либо в третьем лице, либо во втором. Вижу: и в том, и в другом случае возникают проблемы с рифмами и тавтологией. Ну, Катюша, поэты "Открытой мысли" тем и отличаются от графоманов, что не пускают такие проблемы по боку...

 

 

 


Оглавление

7. 7
8. 8
9. 9
518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!