HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виталий анКо

Путешествия снов

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 6.09.2012
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Эти превращения нам ничего не стоят: собака ли, безнадёжный мечтатель. Теперь, пожалуйста: птица. Только с перебитым крылом, бедняга… Она сидит на краю утёса и смотрит, как другие птицы стаей летят за горизонт. Как хорошо им – вот они скроются там, в неизвестном счастье – а ты... сиди тут.

Так грустно, что птица, в конце концов, превращается в человека и входит в свой кабинет. Тут все в сборе: Вика и Марина (секретарь и финансовый директор), Виктор Анатольевич, бывший муж его жены (любящий заходить к ним в гости по выдуманным поводам), а ещё почему-то его отец (это он там умер – кому это известно? Отцу, судя по всему, точно, нет).

– Ну что? – спрашивает Виктор Анатольевич. – Хорошо сидим! – А ты думаешь: «Что она нашла в нём? Он уже тогда был старый!»

Вика встаёт и при всех садится хозяину кабинета на колени. Но никого это не смущает, так что можно немного «поиграть»...

Наигравшись, видишь, что Марина и отец о чём-то говорят, и не просто говорят – договариваются, – и понимаешь, что из-за забав своих (ну приятных!..) пропустил важное начало разговора. Вслушиваешься... – нет, уже не понять.

Сердито прогоняешь Вику, потом пытаешься и всех остальных – но они будто не слышат. Надо же, какие наглецы – это его кабинет или чей?! И папа тоже – на старости лет, умирать не завтра, так сегодня, – затеял какие-то тёмные делишки... да ещё с этой! Да она его раз-два, и...

– А вы, Виктор Анатольевич, можно узнать, что здесь делаете? Проваливайте-ка к чёртовой матери прямо сейчас!

Услышал только самое начало, улыбнулся по-дурацки:

– Я же тебя просил – «Витя»!.. И никаких «вы» – что мы, чужие?!

Хочется побить его, но ситуация не та. Люди, люди. Ты подходишь к окну и, как птица с поломанным крылом, смотришь на почти скрывшуюся из виду стаю...

 

 

*   *   *

 

Там, наверху… а может, внизу, в настоящем (а факт ли?) мире уже настало утро: все встали, души их вернулись домой по расписанию; и сразу – наверно, ещё до первого зевка, до того, как глаза открылись окончательно – вклинились в дела этого дня, запланированные ещё вчерашним вечером… а может, утром… а может, год назад, или даже... Но один оставался лежать – что-то было не так, программа сбилась. Дом уже ходил ходуном: топали по лестнице, сливали воду в клозете, что-то падало, кто-то кричал... – а этот лежал, как ни в чём не бывало, кажется, решив проигнорировать дневной свет и всё то важное, о чём он говорит нам… Всё было как обычно там, вокруг него, пока эту неполадку не заметили. Все и каждый были настолько увлечены собственными программами, что сквозь строгую их последовательность не могло пробиться почти ничего – наверно, исчезни часть дома, не касающаяся только их забот, они бы и не заметили.

А это был к тому же понедельник, и, как обычно после выходных, – ничего не успеваешь, сразу столько всего наваливается этим утром... Иногда даже не успеваешь подумать: «Ну её к дьяволу, такую жизнь!»

Ещё и со светом что-то случилось – сначала мигал, а потом и вовсе исчез. «Позвоните, кто-нибудь, электрику!» (каждый слышал – но каждый думал, что это обращено не к нему, хотя отсутствие света раздражало каждого).

 

...Все разошлись. И Ирина тоже собиралась – «Кажется, готова...» – она быстро шла по коридору, пытаясь вспомнить, ничего ли всё-таки не забыла, – и почему-то остановилась. Так бывает: будто бы сначала действие... – и не поймёшь, почему. Она поводила глазами и подталкивала понимание – было уже почти пора, почти – значит, уже давно надо быть в пути, а ты... «Что, что такое? Дезодорант? Крем для рук. Бумаги?» Она случайно повернулась, увидела, что стоит у двери своего мужа , с которым поссорились два дня назад, отчего эти два дня спала отдельно. Именно поэтому и произошла остановка. Чувство сказало: «да, поэтому» – и лёгкой тревогой намекнуло на конкретную причину.

«В самом деле, не видела его сегодня… ни разу. (Всё-таки видим что-то помимо нужного! точней, замечаем.) Может, встал раньше и ушёл куда-то?» – но, зная Петра, можно было почти с абсолютной уверенностью сказать, что такого не случилось: вот кто уж был верен установке, строгой очерёдности событий жизни, так это он. Поэтому и тревога – «Вот, – зудело внутри, – я говорила, ты не слушала – что-то случилось!» – «Да что могло?!» – думала Ирина, но уже забыла и о спешке – спешка иногда переносится на другой план: что-то другое захватывает нас и делает своим.

Заходить бы ей не хотелось. Но что же ещё, надо проверить! Так, так, быстро предлог... – у каждого цивилизованного человека должна быть хорошо отлажена система генерирования предлогов: «почему не» или «почему да»; это как смазка для чересчур шершавых ситуаций, а они могут статься в любой момент. «Извини, ради бога, но тут где-то было полотенце», – повторила она ещё раз первое взбредшее в голову: он сонный, не поймёт, а я уже пойду наконец; но всё-таки напряглась, кладя руку на ручку двери, нажимая, толкая. Уже когда открывала, мелькнула молнией мысль: «Да не может быть, чтобы спал!..» И вошла.

 

Яркий свет ударил из окна вошедшей в глаза, а закрытая на треть штора создала иллюзию стоящего человека – и она начала: «Извини ради...»

...Нет, это не человек, а человек... вот же он – спит.

Она подошла со странным, ни к тревоге, ни к успокоению не могущим склониться чувством. Вот он, человек, – муж, кто-то родной (что бы там ни было), часть жизни, вот он – живой и, кажется, даже здоровый; спит только. Но вот это и начинало перевешивать стрелку внутреннего состояния в сторону беспокойства... В сне, конечно, ничего нет плохого. Но если ты спишь, когда давно надо быть на ногах? Она опять вспомнила, что ей уже надо бежать, чувства и мысли заторопились – они всегда бегут первыми (мы за ними тащимся).

«Может, у него сегодня выходной? А может, заболел? Или...» – трудно на чём-то остановиться, но надо, очевидно, что-то сделать. Интересное зрелище, вообще-то: спящий спокойно, ни о чём не ведающий мужчина и стоящая над ним, грызущая ноготь женщина… Утро нового дня.

Она решилась потолкать его слегка – всё же они поссорились уже достаточно давно; согласно негласному уставу семейных отношений можно уже начинать неявные шаги к примирению. Ну да, опять это делать ей, но что ж, раз такое дело: на работу пора!!

Раз, два: кажется, просыпается... Нет, что-то бормочет, повернул голову, опять слова… но пробуждаться и не думает!

– Да что такое! – Внезапная досадная проблема и тревога за себя в этом человеке били её по обеим щекам и тоже, кажется, к чему-то будили… Но она только нервничала и ни к чему не пробуждалась. Посмотрела по сторонам – будильника нет. На тумбочке стакан с... Она взяла: «Не закладывал ли ты здесь в одинокой своей келье?.. – тогда не удивительно: может, всю ночь чёкался с самим собой...» Но бутылок не было ни одной, а стакан пахнул водой, то есть – ничем. И ещё обнаружились в ящике той же тумбочки сонные таблетки и чек: куплены вчера. Она смотрела растерянно: человек спал, а она не знала, что делать...

...И где-то блуждала живая, сознающая хоть что-то (хоть как-то и чем-то себя) часть этого человека, пока другой человек стоял над этим телом и волновался, непонятно о чём... Где она – там ли, за опущенными шорами век? в маленьком театре мозга?.. или пространства её значительно шире и расходятся невидимо во все возможные направления?.. Женщина, стоящая рядом (с телом – не лишне напомнить), конечно, не могла это видеть, знать – она смотрела только на то, что привыкла видеть... и, кажется, уже начинала замечать следы бледности; в обрывках слов, по временам соскальзывающих с губ, слышала что-то лихорадочное, сверхстранное (и точно подходящее для болезни, которую можно представить... потом, меняясь, для другой).

И мы всё-таки вернёмся туда, в другой тот странный мир – его нет, и всё же кто-то путешествует в нём. И неизвестно, кто, неизвестно, где, только чувства и мысли представляются, получают мгновенные неожиданные воплощения – иногда кажущиеся даже более чем реальными…

 

…И вот она – великая... Великая Китайская стена! Неизвестно, откуда она здесь взялась, но он шёл по её широкой извилистой каменной тропе, возвышающейся среди гор, – шёл, а стена поднималась, судя по всему, всё выше… Тут же, во сне, ему, не видящему сейчас себя, припомнилось между прочим, что хоть в Китае он не был и на стене этой не стоял, но в молодости увлекался историей и культурой Востока; а особенно религия его почему-то интересовала, религия, похожая больше на волшебство, на негромкую, но живую и прекрасную игру, никаких ликов, никаких молебнов. Как же она называлась?.. Две птички пролетели: «чан-нь», – пропела первая, «дзэн», – как колокольчик, пиликнула вторая. Но он ничего не понял, и слова опять куда-то ушли (они тут не очень частые гости), он продолжал свой путь.

Определённо, он куда-то направлялся – стена длинна, но если пройти её всю, до самого края, и на самую, за облаками теперь скрытую, высоту забраться, там ты встретишь... Всё это как чувство, как еле очерченный образ – он не знал, кого или что можно там встретить, и не знал, где именно «там», сколько ещё идти… Иногда осознание этой неопределённости призывало отчаяние, но он всё шёл, неуклонно, не оглядываясь: если вспомнить о том, что сзади, чувства напрашиваются ещё более скверные.

И хотелось уже поскорее. «Где же он?!» – иногда думалось, а иногда: «Далеко ещё?..» Эта стена ему уже порядком надоела.

Остановившись, он любовался горами, и чувство возвышенности неосознанно щекотало ему душу (хм, интересно сказано – кому это, ему, и какую это?..) Он смотрел на большой безмятежный и могучий простор, покрытый зелёным, как мхом, подёрнутый облаками, над которыми он уже взошёл по Стене, а над ним небо – будто бы неосязаемое, но ещё больше могучее (наверно, именно этой неосязаемостью).

И кто-то справа смотрел тоже – сначала почувствовалось присутствие другого, потом стало понятно, что это тот же самый, кто смеялся на крыше, и это тот хозяин, и ласковый, и грозный, да и ко всему остальному он имеет отношение. Прямо на него смотреть было невозможно (шея не поворачивалась, что ли… Тоже ещё эти сонные болячки!), он и не говорил, но как-то ощутимо улыбался… Главный герой внезапно понял это как одобрение и опять обратил взгляд к горам и долине: теперь уже не нужно было никуда идти, ничего достигать... Твоя Стена кончается здесь!

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!