Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 00:12:42
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Статья «Мы не нужны православию?*»  (Прочитано 9792 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Валентина Морозённая
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 7



Просмотр профиля WWW Email
« : 27 Сентябрь 2007, 02:13:34 »

Морозённая Валентина. Статья «Мы не нужны православию?*».

...Выбравшись на улицу, ощущая неприязнь, насмешливые взгляды, неприкрытое любопытство или охи-вздохи, инвалид готов порой откликнуться на любое внимание, доброе слово. И почему-то у православных его не находится, а у всяких сектантов – и слово, и книжечка, и готовность помочь, разъяснить Писание, забрать к себе на праздник (на собрание и т.п.). В Москве на канале «Народное радио» есть программа для инвалидов «Преодоление». Как только она появилась в эфире, так начали звонить сектанты различных толков и предлагать помощь, зазывая слушателей к себе. Хотя и православные слушают эту радиостанцию, но звонили лишь для того, чтобы неумело поспорить с первыми по догматам учений. Не так давно ведущая программы лично обращалась к нашим иерархам, священникам с просьбой прийти на программу, ответить на вопросы и вместе решать проблемы. Но услышала: инвалиды?! – это не наша тема, нам не до этого. Знаю, что не так уж мало инвалидов, которые и слышать не хотят о православии. Баптисты, евангелисты и т.п. стали роднее, дороже, понятнее. Был случай, когда еле добравшемуся до храма человеку, тяжело стоящему и говорящему, но стремящемуся душой к вере, сказали: некогда тут с тобой разбираться. С его слов, так к нему отнёсся священник. И как я ни пыталась его убедить, что надо сходить в другой храм, к другому батюшке, он отрезал: «Никуда я теперь не пойду – все такие»...

Записан
Олеся Брютова
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 90


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 06 Октябрь 2007, 19:27:53 »

Прочитала Вашу статью, которая привлекла меня своим названием; сделалось очень больно за Вас.
А за нас всех, здоровых и не нуждающихся – обидно. Действительно. На словах хороши многие. А как доходит до дела…
Проблема есть. И проблема очень острая.
Сама для себя давно поняла: и церковь, и православие в обычном понимании – и в том виде, как они есть сейчас – вовсе не та церковь, и не то православие, о котором говорил Христос через своих учеников.
Церковь создана не Богом, а людьми. У людей, увы, мотивы по большинству своему утилитарны, корыстны, основаны на принципе пользы, и редко имеют что-то общее с философско-религиозными учениями, на базе которых организовались.
Секта – не исключение. Просто сектанты действуют хитрее и осмотрительней… Творят добрые дела на показ в виде рекламы.
У любой организации, созданной людьми, мотивы вполне мирские. Грустно, конечно. Но навряд ли мы дождемся того, что церковь пойдет на какие-то реальные богоугодные дела. Это всегда будет скорее исключением, чем правилом. Не под эти цели она создавалась.
Когда видела по телевизору отпевание и захоронение царской семьи – была дико возмущена. Столько денег было выброшено на эту никому не нужную политизированную церемонию! А как пригодились бы они фондам нуждающихся людей! Сплошная показуха…
Потом семью Романовых причисляют к лику святых. Ну ладно; допустим, невинно убиенные дочери, жена и наследник. Но Николай II? Прозванный в свое время Николаем Кровавым – и не без оснований?  Тот, при чьем попустительстве свершился самый страшный и роковой поворот в нашей истории?!
Это просто богохульство.

Самое интересное – церкви наши отнюдь не нищенствуют.
Зачем завешивать золотом изображение бога, когда можно потратить то же золото на богоугодные дела?

Вот поэтому Иисус говорил – я Тот, Кто больше храма.
Вообще, считаю, что любое религиозное учреждение, называя себя посредником между Богом и человеком, отрицает саму концепцию христианства: потому как таким образом оно отрицает связь между ними.
Христос сказал: тело человека – храм Божий, и дух Его – в каждом из нас.
Церковь же опровергает это самим фактом своего существования; она «извлекает» Бога из человеческой души и помещает Его где-то вовне, на недосягаемой высоте хрустальных небес. А потом говорит: «Смотрите! Вот он, наш Господь! Я знаю, как до него достучаться»…
А смотреть-то нужно не на небо. Смотреть нужно в свою душу. И достучаться – всего-навсего – до самого себя.
И вот когда каждый из нас посмотрит в свою душу, и увидит там Бога – он поймет, как нужно жить. И как нужно поступать.
Ходить в церковь, чтоб приблизиться к Богу или же искупить свои грехи – глупо. Чтоб приблизиться к Богу, надо просто поступать по голосу своей совести; а чтоб искупить грехи – надо оглянуться вокруг; посмотреть, кому на этом свете живется тяжелее, чем тебе, и помочь. Бескорыстно. Не ожидая одобрения кого-то со стороны.
Такие вот мысли по поводу прочитанного.
Простите меня, что не могу Вам помочь ничем, кроме как этим откликом на Вашу боль. Желаю, чтоб люди с Богом в душе встречались Вам на пути как можно чаще.
Записан
Валентина Морозённая
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 7



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #2 : 08 Октябрь 2007, 23:12:12 »

Спасибо, Олеся, за отклик!
Конечно, каждый человек имеет свою точку зрения, исходя из своего же мировозрения, духовного и душевного состояния, из своего жизненного опыта. Меньше всего я хотела, чтобы, прочтя эту статью, люди во всём обвинили Церковь, как некую человеческую организацию, и иерархию. А мне-то хотелось бы, чтобы каждый заглянул в себя самого: а лично я каков, а я что  мог бы сделать и не сделал? Но судя по Вашим рассуждениям, увы… Грустный

Прежде всего, это идёт от непонимания: что же вообще такое Церковь? Это ни организация или ассоциация чего там.  Глава церкви Христос, а верующие люди суть тело церковное – члены этого тела. Так что всё зависит от самых обычных людей – от нас с Вами! Это надо четко понимать и осознавать.
Вот Вы пишите:
Цитировать
…Но навряд ли мы дождемся того, что церковь пойдет на какие-то реальные богоугодные дела

Но это одно и тоже что сказать: навряд ли можно дождаться того, что я (моя семья, мои знакомые, мои сограждане и т.д.) пойдут на какие-то реальные богоугодные дела.

Цитировать
«Когда видела по телевизору отпевание и захоронение царской семьи – была дико возмущена. Столько денег было выброшено на эту никому не нужную политизированную церемонию! А как пригодились бы они фондам нуждающихся людей! Сплошная показуха…»
Грустно, очень грустно, что Вы верите телевиденью и политпиару.  К этим  останкам и похоронам Православная Церковь имеет меньше всего отношения. Это всё нужно было Ельцину его приспешникам для поднятия упавших ретингов и популярности в народе. И финансировалось всё это не РПЦ, а правительством. Церковь же до сих пор не признала эти останки, принадлежащими царской семье. Наш Патриарх, Алексий П, даже не приехал  на это мероприятия, хотя Ельцин  только на его и рассчитывал. А то, что священство все же было и провело чин отпевания, так каждый православный имеет право быть отпетым в храме не зависимо от сословия и прошедшего времени со дня смерти. Что, собственно говоря, и произошло.
Так что о деньгах, которые были выброшены на эту никому не нужную политизированную церемонию Вы правы, но явно не по адресу.

Цитировать
«Самое интересное – церкви наши отнюдь не нищенствуют.
Зачем завешивать золотом изображение бога, когда можно потратить то же золото на богоугодные дела?»
Во-первых, как строить храмы и чем их украшать Сам Бог повелел ещё в Ветхом Завете (книги: Левит, Числа). Христос же пришел «не нарушить закон, но исполнить». Я понимаю, что Вы написали отклик из лучших побуждений, а вот получается  «как всегда»…. Извините, но Вы рассуждаете как евангельский Иуда, который укорял женщину за трату благовоний, вылитых на голову Спасителя. Мол, его (масло) можно было продать и раздать нищим. На что получил Господня вразумление: эта женщина сделала мне хорошо… нищих имеете всегда с собой, а Меня нет. В таких случаях Господь учил: «и то надлежить  делать, и этого не оставлять».
Во-вторых, это лишь столичные и городские храмы не нищенствуют, а на селе  и крышу-то не чем покрыть…
В-третьих, для меня, увы, и здесь, и в последующих предложениях Вы рассуждаете также, как и коммунисты-гонители образца советской безбожной власти. Ну, разорили храмы, взяли всё ценное и что? Народу стало лучше что ли: в ГУЛАГАх и голодных деревнях, на костях всё построили…
Так можно сказать: зачем и музеи, и библиотеки?

В своем отклике Вы опять сделали большой уклон в то, от чего именно я в своей статье и хотела уйти. Но Вы, как и большинство, не замечаете и не хотите заметит главной мысли:
«Конечно, подать копеечку – дело богоугодное, но в тысячу раз легче, чем, скажем, прийти к тому же немощному и помыть окно к Пасхе, протереть пол или свозить на своей машине на службу – здесь надо затратить время и силы, проявить заботу и терпение»
А вот следующую фразу  за 5 лет я уже читала в откликах не раз:
Цитировать
«Простите меня, что не могу Вам помочь ничем, кроме как этим откликом на Вашу боль»
Как будто я речь веду лишь о себя родной и больше ни о ком… Будто я одна такая. Как будто в Вашем населённом пункте, в Вашем районе, в доме нет таких, кому можно было бы оказать посильную помощь. Отсутствие свободных денег здесь вовсе нее  причём, а только отговорка для усыпления своей совести.

Цитировать
«Желаю, чтоб люди с Богом в душе встречались Вам на пути как можно чаще»
В этой жизни всем даётся по силам. И когда эти силы на исходе, когда уже край, Господь не оставит  - найдутся и силы, и добрые люди. Главное самому к этому времени не озлобиться, надеяться и верить, не переставать искать и стучаться в закрытые двери. И обязательно кто-то да найдётся, кто-то да откроет и поможет! Всё сложиться как-то само собой. Это я уже знаю не только из Писаний и рассказов кого-то и когда-то, но уже и на своём опыте, на протяжении вот уже нескольких лет. Это случилось в самый трудный для меня период жизни. Не стало мамы, потом слёг и умер отец… Мне самой понадобилось лечение и в 2005 году вынуждена была сделать две серьёзных операции и после каждой меня выхаживали всем православном миром, как в давние христианские времена. Это члены сестричества храма Преображения Господня в Тушино (г.Москвва), сотрудники фирмы Комфорт-уют Северного АО г. Москвы, (руководители которого православные не на словах, а на деле), члены фонда «Человек и его дело» при форуме сайта дьякона А.Кураева. Просто знакомые и друзья. Как говориться: Бог своих не оставит! Когда я описала всё это одному знакомому, то он ответил: «Теперь ты просто обязана написать всё, что с тобой произошло! Донести это до людей». Я, Конечно, постараюсь, если будут силы, если хватит умения и благословит Господь… И слава Богу, что эти люди не только лишь с Богом в душе, но и церковные православные люди!

 Шокированный Увы, Олеся, моя статья стала лишь поводом для очередных нападков с Вашей стороны на Церковь и не более. Главного  Вы не поняли, так и не поняли… Или не захотели понять и услышать…

«Только на пути деятельного доброделанья, только делом совершая заповедь Божию о любви к ближнему, мы можем почувствовать и понять как должно, каков наш Господь, какова Его Церковь, и что Он ждёт от нас. Это прямое Евангельское и Апостольское требование – накормить голодного, посетить больного, утешить человека в его скорби и т.д. Эта часть церковной жизни наиболее жестоко была попрана и порушена безбожной властью, Упадок церковного сознания не только в невежестве относительно учения Церкви, но и в не-действовании по духу Церкви.
Ошибочно думать, что это – дело только священников. Нет, это обязанность каждого христианина. Священник может благословить, организовать – но не может разорваться, делая всё сам. Действовать по духу Церкви должен каждый из нас… Вот это сейчас для нас – дело  номер один. Невозможно быть членом Христовой Церкви, только «умствуя» или «изучая» Православие. Быть церковным человеком  - это не только сознавать православную веру, но и жить по Евангелию. И когда мы, каждый из нас, встанет на этот узкий и тесный, но единственный путь христианский – путь правой веры и деятельной любви, - тогда и решатся проблемы, понятые в нашей книге»И когда мы, каждый из нас, встанет на этот узкий и тесный, но единственный путь христианский – путь правой веры и деятельной любви, - тогда и решатся проблемы, понятые в нашей книге» (Из книги «Искушения наших дней», Даниловский благовестник, Москва, 2003 г.)
Я могу только по этим подписаться и повторить: …и когда мы, каждый из нас, встанет на этот узкий и тесный, но единственный путь христианский – путь правой веры и деятельной любви, - тогда и решатся проблемы, понятые в моей статье. И поэтому не перестаю повторять вновь и вновь: очень горько, что моя статья для некоторых лишь повод лишний раз позлобствовать о нашей Церкви, о священниках, о её святынях…

«Если хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя, а не других. Если ты исправишь самого себя, исправиться частичка Церкви. Если бы так поступали всё, то Церковь была приведена бы в полной порядок. Но люди сегодня занимаются чем угодно, кроме самих себя, потому что учить других легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд» (Старец Паисий Святогорец)
------------
Не по теме  моей статьи, но раз Вы затронули этот вопрос, то не могу отмолчаться:

Цитировать
«Потом семью Романовых причисляют к лику святых. Ну ладно; допустим, невинно убиенные дочери, жена и наследник. Но Николай II? »
А что сказано в Писаниях? «Царь помазанник Божий. Не трогайте помазанников моих».
Потом царя прославили как стратотерпца, исходя из последних месяцев его жизни. А это уже несколько иное. Разве не знаете: кто попал в рай первым? Раскаявшийся в последнюю минуту жизни разбойник. Ибо Господь сказал: «В чем застану в том и судить буду». А об апостол Павле разве тоже не читали? Он долгое время был жестоким и искреннем гонителем христиан. Очень многие из них от него тогда пострадали до того времени, как Господь открыл своему избраннику путь истинный.
 
Цитировать
«Прозванный в свое время Николаем Кровавым – и не без оснований?  Тот, при чьем попустительстве свершился самый страшный и роковой поворот в нашей истории? »
Я не сильна в спорах, да и не хочу.  Просто опять очень грустно, что марксиско-ленинские идеи и, мягко говоря, их трактовки истории так прочно сидят в головах людей. Сейчас много открылось подлинных документов и свидетельств очевидцев (можно найти и в Интернете, и а независимых научно-исторических источниках)  - кто хочет, может познакомиться, вникнуть проанализировать.

Цитировать
«Это просто богохульство»
Шокированный Извините, но то, что Вы написали это и есть оно самое. Перефразируя можно сказать: не ведаете, что и говорите. Это  не очень хорошо, конечно, но это  в данном случае был бы лучший вариант, если Вы это всё пишите лишь по неведению….
 Грустный Очень опечалена, что после прочтения моей статьи у Вас возникли такие мысли и ассоциации …

Но все равно спасибо!
Умудри Вас, Господи!
« Последнее редактирование: 08 Октябрь 2007, 23:18:24 от Валентина Морозённая » Записан
Олеся Брютова
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 90


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 09 Октябрь 2007, 06:48:10 »

Да нет, я смысл поняла. Мои ассоциации - это мои ассоциации. Они зародились в моей голове, а статья Ваша - хорошая и правильная.
Я, вобщем-то, как раз хотела это показать, когда говорила, что смотреть надо всвою душу...
А насчет нападок на Церковь...

"Глава церкви Христос, а верующие люди суть тело церковное – члены этого тела. Так что всё зависит от самых обычных людей – от нас с Вами! Это надо четко понимать и осознавать"

Я не против такой Церкви. Это глупо было бы с моей стороны. Действительно, написать, что я против такой Церкви - то же самое, что написать - "я против себя". 
Но на вещи надосмотреть реально. Таково ли сейчас понимание церкви в умах обычных людей? И такова ли она сейчас - на самом деле?
Я сожалею, что мы с вами не поняли друг друга; я сожалею, что написала эту трижды глупую фразу "ничем не могу вам помочь". Сожалею, что выплеснула некоторые эмоции вовсе не по адресу... Самое интересное, когда садилась писать, вообще не думала об этом.
Нужно было мне учитывать, конечно, много вещей, которые я вовсе не учла.
Простите меня, что расстроила вас своими неуместными словами.
Я сама считаю, что надо создавать христианскую общность людей, способных жить по Евангелию.
Записан
Валентина Морозённая
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 7



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #4 : 09 Октябрь 2007, 15:28:13 »

Спасибо, Олеся, за взвешенный ответ и за то, что не обиделись на мои слова!
Это сейчас бывает так редко!
Цитировать
«Но на вещи надо смотреть реально. Таково ли сейчас понимание церкви в умах обычных людей? И такова ли она сейчас - на самом деле?»
Церковь – это богочеловеческий организм и сравнима с лечебницей. Только эта лечебница в первую и главную очередь душ человеческих. Мы же не удивляемся, что в больницах пахнет отнюдь не розами, а лекарствами, гнойными ранами и т.п. Так почему же духовные болезни воцерковляющихся людей нас так шокируют и отпугивают? Господь в первую очередь призывал не праведников, но грешников «ибо не здоровые имеют  нужду во враче, но больные». И, Апостолы, когда Господь их призвал, были отнюдь не святыми и праведными: один мытарь, два других спорили: кому по какую сторону сесть в Царствии Небесном и в тайне от других хотели получить самые лучшие места, ещё один трижды отрёкся от него. И только по пришествие долгого времени учений, страданий, испытаний, стали истинными служителями Божьими, такими, каких мы их почитаем и с каких берём пример. Но почему-то забываем: какой тернистый и долгий путь они прошли к вершинам святости, духа и духовности.
А мы хотим всё как по волшебной палочке: чтобы люди походили с месячишко в храм, выучили «Отче наш» и «Верую..» и были бы уже святыми и ангелами – приветливыми, милостивыми, смиренными. А если мы этого не встречаем и не видим то уже и делаем окончательный вывод: «и церковь, и православие в обычном понимании – и в том виде, как они есть сейчас – вовсе не та церковь, и не то православие, о котором говорил Христос через своих учеников».  А когда Его ученики спорили между собой: кто из них главнее, когда Петр трижды отрёкся от Христа и когда всё ученики при Его аресте в страхе разбежались куда глаза глядят, было то?.. Я уж не говорю про Иуду… Или почитайте Послания Апостолов к церквам: наставления, предупреждения о недопустимости проявлений тех или иных грехов и пороков в общинах, вразумления.  Да нет же! Всё было, всё тоже самое – только с вариациями на тему. «Ничего не ново под луной»…
А у нас было не только 70 лет безбожия, но 19 либеральный век с декабристами, народовольниками и т.п. Даже простуда не проходит сразу и бесследно. Моисей 40 лет водил народ Божий по пустыни, чтобы выветрился дух рабства и мира сего. И помните, как ему было сложно справиться с этим народом и наставить их на путь истинный? Мы идём только лишь лет 15 и, увы, у нас нет своего Моисея…
Цитировать
«Я сама считаю, что надо создавать христианскую общность людей, способных жить по Евангелию»

Насчёт «создавать христианскую общность». Я здесь как-то колеблюсь. Если и создавать, то обязательно внутри Церкви, не отделяясь от нее, не противопоставляя себя ей. А то сейчас уже столько насоздавали так называемые «ревнители православия», что в глазах рябит. У них вся-то энергия и время уходят на эти всякие «организовать», «создать» и уж не до конкретных дел помощи другим – в общем-то получается чисто по-советски. В добавок у некоторых из этих общностей есть угроза скатывания в сектанство.
Я думаю, что лучше присоединиться к здравомыслящим и здоровым силам Церкви, а такие, конечно, же есть! Как сказал Господь: «Создижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее». К тем, кто действительно не говорить, а делает. Сестричества, братства, различные объединения людей уже сейчас реально и бескорыстно  помогающим в больницах, детдамах, престарелым, больным, обездоленным. Эти объединения есть и в православном Интернете (одно из них мне-то и реально помогло в самый трудный период жизни, а с двумя семьями я то сиих пор просто дружу!).
Так что кто действительно хочет помочь другим, тот и находит, и помогает. Да и на «Поле милосердия» и один в поле воин. И я думаю, что Вы согласитесь со мной: глупо да и не к чему создавать какую-то общность, тратит силы и время, если надо просто помочь по хозяйству одинокой старушки-соседки, навестить кого-то в больнице или сделать что-то в этом роде?
Немного перефразируя евагельские слова: страждующих много, делающих мало. Всё больше радеющих за "чистоту рядов".

Как говорил батюшка Серафим: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя»

Ещё раз спасибо за Ваши доброжелательность и понимание!
« Последнее редактирование: 09 Октябрь 2007, 15:40:48 от Валентина Морозённая » Записан
Олеся Брютова
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 90


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 09 Октябрь 2007, 18:52:25 »

Ну что Вы. Какие обиды...
Согласна, противопоставлять себя Церкви нельзя.  Это чревато сектанской ересью даже при изначально благих помыслах.
Но, знаете, мысль, которая сильнее всего Вас возмутила в моих словах, не дает мне покоя... Наверное, я не права, но пока понять этого не могу.  Церковь (в смысле, храм) помогает человека прийти к Богу. Но только очень мудрые батюшки говорят во время проповедей, что Бога надо  искать не на небе, а в себе. В основном функция церкви - посредничество между Богом и человеком. Об это я всегда и спотыкаюсь. Разве между Богом и человеком нужен посредник?
Не исключено, что я просто не до конца что-то понимаю.
Но - не понимаю.
Поэтому у меня с церковью сложные отношения. С одной стороны, я осознаю, что это - один из оплотов нашей культуры; все правильно, церковь должна быть, и наверняка является лечебницей душ человеческих.  Неверующему, но ищущему истину человеку я сама в первую очередь буду советовать прийти в храм.
Но истина - она как-то... больше храма, что ли? Не знаю, как правильно сказать.
Многие ведь относятся к молитвам не как к прочувствованным всей душой словам, обращенным к Господу, а как к заклинаниям каким-то. "Вот прочитаю десять раз "Отче наш", и простятся гехи..." Многие ведь думают именно так.
Наверное, это не вина церкви. Вина людей.
Но что-то в устройстве нашей церкви, - скорее всего именно то, что было верно подмечено Вами в Вашей статье, - отвращает от нее людей. А этого не должно быть.
У нас на Новлите есть автор, Владимир Рубцов. Так вот, он говорит о вере и Боге ужастные вещи; мне страшно за него. Он уже преклонного возраста человек, и ему будет тяжело встретиться с истиной, имея такие укоренившиеся, беспросветные заблуждения.
К этим мыслям он пришел, много лет ревностно служа церкви; а потом разочаровался. Разачаровался потому, что видел в Святых таинствах лишь пустые обряды. Видел-то сам, это понятно... Но, к сожалению, мне кажется, что потихоньку в православии, как когда-то в католицизме, форма начинает медленно, но верно вытеснять содержание.

Это неправильно. Так не должно быть.
Записан
Валентина Морозённая
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 7



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #6 : 15 Октябрь 2007, 16:16:48 »

Нет, у меня возмущения не было.. Только очень грустно от всего это.
Ой, это такая глубокая тема! Здесь лучше бы Вам помог человек глубокой веры и духовной жизни. Я только чувствую правду и верность православия и нашей Церкви душой. Но тоже не сильна в богословских рассуждениях. Что я могу сказать?
Цитировать
Наверное, я не права, но пока понять этого не могу. Церковь (в смысле, храм) помогает человека прийти к Богу. Но только очень мудрые батюшки говорят во время проповедей, что Бога надо искать не на небе, а в себе. В основном функция церкви - посредничество между Богом и человеком. Об это я всегда и спотыкаюсь. Разве между Богом и человеком нужен посредник?
Не исключено, что я просто не до конца что-то понимаю.
Но - не понимаю.
Да,  истина - больше храма! Но…
Строить храмы это же не человек придумал, а Божие повеление. Он (Бог) ничего лишнего не стал бы повелевать - значит так и надо для дела нашего спасения.  Помните  как называл Христос храм:, когда будучи отроком в Иерусалиме родители потеряли Его, а он учил в храме: разве вы не знаете, что мне надлежит быть в доме Отца Моего. Или как Он ревностно выгонял торгующих из храма: это дом Отца Моего., а вы сделали из него  (и Дале по тексту).
Также дела обстоят и со священством, т.е. это тоже нечеловеческая выдумка и прихоть, а Божие устроение в деле нашего спасения.
Господь апостолам сказал о прощении или не прощении грехов людских: что свяжите на земле, то будет связано и на небе, что разрешите на земле, то разрешиться и на небе.
Многие об это спотыкаются: Почему нельзя просто на домашней молитве все свои грехи рассказать непосредственно Богу? Да это можно и нужно это делать (исповедования каждодневных грехов ест в вечернем правиле). Почему же все равно необходимо идти в храм и обязательно исповедоваться священнику? Можно это объяснить по-разному. Но исходя из чисто человеческой психологии, то человеку необходимо это. Я не знаю, как это объяснить, но человек такое существо, что ему надо испытать хоть капельку стыда за свои прегрешения пред таким же человеком как он. В Посланиях сказано: исповедуйте свои грехи друг перед другом, носите тяготы друг друга, молитесь друг за друга. В ранние христианские времена так и было: люди собирались в храмах или в катакомбах (когда были гонения) и прямо перед всеми оглашали в чём грешны. Со временем это  по ряду причин стало невозможно да и для слабых в вере в этом был большой соблазн (в т.ч. соблазн, который ведёт к осуждению других за их грехи). Поэтому и приняли: чтобы грехи говорили только священнику наедине. Хотя это теперь и делается тайно для окружающих, однако установление - исповедуйте свои грехи друг перед другом – не нарушается. И потом это можно рассматривать  и как подготовку к Страшному Суду, когда всё наши грехи станут открытыми перед всеми людьми, жившими от сотворения мира. Если мы сейчас боимся сказать грехи священнику (поставленного Богом на это служение) чего-то стыдимся, находим тысячу причин и «веских» доводов против такой исповеди, то, что же с нами будет при огласке наших поступков на Страшном Суде? И как же мы хотим быть истинными последователями христиан, которые каялись за свои грехи перед всеми верующими? А мы боимся сделать тоже самое перед одним  только священником!..

Апостолы, выполняя повеления Господне, пошли во все концы земли, создавая и обустраивая церкви. И первый делом рукополагали епископов и клир (ибо как отмечено в Писании: без епископа нет и церкви).  В апостольских Посланиях есть и такое наставление: если кто болен, пусть призовет пресвитеров  церкви  и они помолятся о нём, и помажут елеем, и какие были грехи нём и простятся.

Правильно: Бог везде и прежде всего его надо действительно искать в себе, поэтому и сказано в Писании: царствие Божие внутри вас есть. Верно и то, что Дух Святой дышит , где хочет. И вместе с тем, храм (церковь) особое место пребывания Бога, там совершается  главное Таинство христиан – Евхаристия – самая серцевина христианской жизни.  Святые отцы говорили, один поклон в храме (конечно же, если этот поклон неформальный, а с верою и упованием) заменяет десятки таких же поклонов дома. И как тосковала их душа, если они не могли бывать в храме. Например, Серафим  Саровский уже будучи немощным и больным все равно старался из последних сил да прийти в храм на службу.  Во время церковной службы две части Церкви (Небесная и земная) таинственным образом соединяется в  одно цело - едиными устами, единым дыханием славят Господа. И это уже не функция и не посредничество между Богом и человеком, как Вы говорите. Это сама жизнь  - единство в Боге и Бога с людьми – выше этого ничего на земле нет!
Почему Господь повелел всё это именно так, а не иначе? Люди высокой духовной жизни во все времена советовали намудрствовать по этому поводу. Т.к. если это закрыто от человека, то это не так уж и важно для его спасения. Всё, что надо для спасения души Бог уже открыл людям. А мы не можем и не хотим (от своей гордости и гордыни) этим пользоваться, а ищем чего-то ещё такого этакого в потаённых комнатах.
Еще святые люди говорят: в Бога мало верить, Богу надо ещё и доверять (как например, Иов  - многострадальный)! А вот доверия-то к Богу, увы, у многих и нет… Вера без доверия получается пшик. Отсюда не только разногласия, расколы, секты, раздирающие общество и отдельные группы людей, но и неустроения в душе отдельно взятого человека. Господь дал людям для спасения Церковь и поставил в ней Своих служителей, а Вам – да и не только Вам - кажется, что это всё только мешает и не нужно (посредничество). В конечном счёте, это и есть недоверие к Богу. Тем самым человек говорит: Господи, зачем  мне Твоя Церковь, зачем мне Твоё священство(?) давай лучше будем только Ты и я. Получается, что человек лучше Бога знает, что надо и что не надо… Поэтому и с церковью сложные отношения, что нет доверия к Богу, к Его Промыслу о судьбах мира и о каждом человеке в отдельности.
Цитировать
Многие ведь относятся к молитвам не как к прочувствованным всей душой словам, обращенным к Господу, а как к заклинаниям каким-то. "Вот прочитаю десять раз "Отче наш", и простятся грехи..." Многие ведь думают именно так.
Наверное, это не вина церкви. Вина людей
Во-первых, не вина, а, скорее всего, беда – сказываются годы атеистического воспитания, которое наложилось на разгул всякого рода мистицизма в годы перестройки (экстрасенсы, астрологии и прочь) и просто духовная безграмотность и несостоятельность.
Во-вторых… Вот опять Вы о других. Господь на это сказал: что тебе до чужого раба; он стоит и падает перед своим богом. Как можно судить какая молитва в душе человека (даже если он тебе близкий и родной) – это же тайна души, это одному Богу ведомо.
Помните самый конец Евангелия от Иоанна, когда Петр спросил о судьбе Его любимого ученика, Господь вразумил его: что тебе до того? Ты иди за мной. Вот это тоже беда многих людей – не следовать самим за Богом, а подмечать грехи и колебания других. Ладно бы подмечали для пользы человека (допустим, чтобы помочь ему, один на один в чём-то разобраться). Нет же! В подавляющем большинстве для того, чтобы сказать: ах, какая-сикая церковь, ах, какой-сикой. Или для внутреннего оправдания «своих сложных отношений с церковью»: я туда не пойду, потому что там то-то и то-то, а я вот ни такой, я лучше один на один с Богом или найду/создам группу единомышленников и т.п.
Поверьте, это меня не возмущает, а удручает. Бывшие советские люди и в церкви видят некое учреждение или организацию (типа пионерия-комсомолия), просто лишь некую историко-культурную составляющую  - вот этот стереотип мышления так и остаётся в головах и умах со школьной скамьи. И никак не видят (не могут рассмотреть или не хотят) Божественно предназначение церкви, её духовную суть.
Цитировать
Но что-то в устройстве нашей церкви, - скорее всего именно то, что было верно подмечено Вами в Вашей статье, - отвращает от нее людей. А этого не должно быть
Опять это стереотип русского мышления. Наш народ издавна ищет Град Китеж – рай на земле. А рай-то он только на Небе! А где человек, там и грех  (разница лишь в его концентрации и обраться ли с  ним или наоборот насаждают). Миф о золотом веке православия – это только миф. В любую эпоху истинно верующих было не более 10%. Если, например, взять письма (переписку) Иоанна Златоуста, то мы обнаружим, что святитель был озабочен теми же духовно-нравственными проблемами в Церкви, которые беспокоят верующих и сейчас, которые отвращает от Церкви людей и теперь. Недаром же земная Церковь называется воинствующая (против духа мира сего) в отличие от Церкви Небесно называется Торжествующей. Мы же, живя ещё на земле, сразу хотим попасть в Небесную, минуя земную, забывая или даже не думая, что так не бывает. И при этом забывая слова Иисуса Христа: «не бойся малое стадо» и «сожижду церковь мою и волны ада не одолеют её».
Да неустроения в церкви отвращает некоторых людей. Но более всего отвращает людей от Церкви их собственная же гордость (если не сказать гордыня), самомнения и то, о чём было сказано выше – недоверие к Богу, к Божественному промыслу о спасении души человеческой, духовная неграмотность.
А подмеченное мною, если широко и открыто посмотреть на проблему, касается не только православия, но и всего нашего общества в целом. Это актуально везде и в любом сообществе: отношение к более слабым, к больным, к зависимым.
Цитировать
У нас на Новлите есть автор, Владимир Рубцов. Так вот, он говорит о вере и Боге ужастные вещи; мне страшно за него. Он уже преклонного возраста человек, и ему будет тяжело встретиться с истиной, имея такие укоренившиеся, беспросветные заблуждения. К этим мыслям он пришел, много лет ревностно служа церкви; а потом разочаровался.
Да, я знаю. О нём я как-то писала уже в частном письме одному человеку. Например, его эссе было напечатано где-то год назад в «Открытой мысли». Там Владимир в частности рассказывал о своём приходе в православие и своем служении в церкви.  Что мне сразу бросилось в глаза? Абзац, где говорилось, как он неистово молился и читал философские книги, ушел в это буквально с головой и ничего больше не видел и не замечал.  А всё, что через чур, как правило рано или поздно будет отвержено. Попробуйте поесть любимое блюдо или слушать любимую музыку сутками изо дня в день! Да Вы это через несколько недель возненавидите, то, что любили! А в духовной жизни тоже самое. Недаром же святые предостерегали, например, от занятий Иисусовой молитвой без достаточной духовной подготовки и если не имеешь руководства духовника, т.к. без этого многие повреждались умом, теряли веру или  становились воинствующими атеистами. Я думаю, что и с В.Рубцовом произошло нечто подобное. Перемолился, перепостился – вот и результат… Духовная жизнь это же такая тонкая и хрупкая субстанция.  Здесь нельзя напролом, натиском, безоглядно. Есть даже такое выражение: Ревность не по разуму.
Цитировать
Разачаровался потому, что видел в Святых таинствах лишь пустые обряды. Видел-то сам, это понятно...
Это в большинстве зависит лишь от самого человека, от его восприятия. Многие и в поэзии видят пустое, и классическая музыка и кажется пустым местом и только раздражат. Да и своя собственная страна с её историей  тоже пустое…
Когда Святые Таинства для человека лишь обряд, то, помилуйте, возникает вопрос: понимает ли человек их смысл и значения? А если человек раньше и понимал, а теперь они для него стали лишь обременительным и не нужным обрядом, то это и есть потеря веры, потеря Бога и утрата любви и доверия к Создателю. Что может быть страшнее!!!
Цитировать
Но, к сожалению, мне кажется, что потихоньку в православии, как когда-то в католицизме, форма начинает медленно, но верно вытеснять содержание. Это неправильно. Так не должно быть
Опять же это во много зависит от самого человека и от его восприятия, от его собственного отношения к молитве, к церковной службе, к окружающим людям. Даже если будет службу справлять сам святитель Николай-чудотворец, но если в самом человеке не будет духовного содержания, то и тогда он увидит лишь форму.
А потом никто в православии ни к чему и ни к кому не привязывает человека. Как-то не уютно в одном храме, пойдите в другой; чем-то не устраивает один священник - подойдите к другому. Найдите свой храм (приход), своего священника (духовники). Ничего в этом страшного и предосудительного нет: «Ищите и обрящите»!
Записан
Олеся Брютова
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 90


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 15 Октябрь 2007, 18:56:23 »

Спасибо вам за искренние, прочувствованные слова. В них много мудрости и правды.
Единственное, я не хотела бы, чтоб вы меня считали человеком, который в своей гордыне ищет оправданий собственным слабостям.  Потому что, хоть и есть многое в моих словах, дающее повод к такому подозрению - поверьте, это не так. Немножко пооправдываюсь; так как ваше мнение для меня небезразлично.
Я, уже будучи взрослым человеком, сознательно приняла крещение - именно в православную веру. Потому что это есть единственная из всех многообразных конфессий вера Спасения. До этого (и сейчас) я была достаточно подробно знакома с буддизмом и исламом... Это интересные философские концепции. Но - не более того.
Я намеренно говорила о других, а не о себе.
Борьбе со своей гордыней и своими слабостями я посвящаю каждое мгновение собственной жизни. Хожу в храм, соблюдаю посты (не просто как обряд, а как наполненное глубокого духовного смысла действо отказа от суетных удовольствий); читаю духовную литературу. Не скажу, что достигла при этом больших успехов... Но определенные достижения есть.  Свойство человеческого ума - подвергать сомнению все, что он видит.  Зато истина, которая выносится из этих сомнений после победы над своими слабостями - самая что ни на есть истинная.
Однако какой смысл - говорить об этом?
Лучше сказать о сомнениях; высказать их сразу, как только они появились. Это и будет что-то вроде исповеди ближнему.
Мне не трудно признавать свои ошибки. Но человеку бывает тяжелее их найти, чем признать.
Ваши слова напомнили мне о некоторых вещах, о которых я - к сожалению! - начала забывать. Спасибо вам за это. Ваши слова очень мне помогли.
« Последнее редактирование: 15 Октябрь 2007, 19:28:05 от Олеся Брютова » Записан
Валентина Морозённая
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 7



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #8 : 16 Октябрь 2007, 00:49:12 »

Цитировать
Единственное, я не хотела бы, чтоб вы меня считали человеком, который в своей гордыне ищет оправданий собственным слабостям. Мне это не очень приятно; потому что, хоть и есть многое в моих словах, дающее повод к такому подозрению - поверьте, это не так.
Я намеренно говорила о других, а не о себе
Отнюдь. Как раз уж в ком-ком, а в Вас я вижу человека, искренне ищущего путь истины и спасения. Просто я хотела обратить Ваше внимания, что как раз виденье более грехов и каких-то неправильных поступков других, прежде всего, и отвращает людей от церкви. Да и это касается нее только церкви, но и любого коллектива или группы людей. Знаю это хорошо по себе, т.к. 12 лет училась в интернате, много бывала в санаториях и больницах. Как только начнёшь разбирать, как говориться, «по косточкам» кого-то или чего-то (параллельный класс, соседей палате и т.п.), то в тебе же самой поднимается немирный дух, то и общаться с ними не хочется, думается: подальше бы от них и т.д. – в общем, одна безнадёга. А если начинаешь на себя смотреть со стороны да в других подмечать, прежде всего, «плюсы», а не «минусы» и искать для их поступков оправдательные мотивы, то и самой становиться легче и проще. Люди, их поступки вдруг открываются с какой-то другой стороны, находишь какие-то закономерности, о которых не подозревала или не имела вообще понятий. Очень часто судишь да рядишь, не зная истории или каких-то важных обстоятельств и мотивов (а когда узнаешь, порой так бывает за себя стыдно!..).
Точно так же и то, о чём мы с Вами говорим – о пути к Богу, о пути в Церковь (воцерковлении). Только здесь не надо забывать ещё об одном очень важном духовном аспекте – о влиянии князя мира сего, которому вовсе не на руку выпускать душу человеческую из своих объятий. Если мы какое-то незначительно замечание или обидное для нас слово где-нибудь в автобусе или на работе пропустим мимо ушей или парируем безобидной шуткой, то на то же самое, происшедшее в храме отреагируем бурно или с надолго затаённой обидой и предубеждением. Так лукавый сеет в нас зерна сомнения, недоверия, неприятия, отторжения. А мы даже этого не замечаем и вместо того, чтобы их выдрать с корнем из души  (с помощью самоиронии, смиренномудрия, исповеди, наконец), оберегаем их, лелеем, взращиваем. А это самый прямой путь к отторжению Церкви и всего, что в ней. Что и требовалось лукавому…
Поэтому я и хотела, прежде всего, обратить Вас к самой себе и абстрагировать от других. Извините, ради Бога, если это вышло как-то неумело, неуклюже и оставило неприятный осадок.
Цитировать
Лучше сказать о сомнениях; высказать их сразу, как только они появились. Это и будет что-то вроде исповеди ближнему.
С этим я с Вами согласна полностью! Сомнения по возможности надо разрешать (в ту или иную сторону) быстрее. Пока они не превратились в уверенность и полностью не завладели душой, умом и сердцем. Единственное: не каждому ближнему скажешь, не каждому и нужно говорить. Могут и не понять, и увести (вольно или невольно) своими суждениями, теми же обидами на церковь и "помощью" в совсем другую сторону. Так что с этим поосторожней.
Цитировать
Мне не трудно признавать свои ошибки. Но человеку бывает тяжелее их найти, чем признать.
Бывает по-разному: кому-то так, кому-то иначе (легче найти, чем признать). Главное, чтобы были силы и решимость их исправить. С Божией помощью, конечно! Но без  нашей доброй воли ничего  не получиться. А исправлять самого себя, менять свои взгляды, искоренять пристрастья, ох, как трудно – знаю по себе…
Записан
Олеся Брютова
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 90


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 16 Октябрь 2007, 05:02:37 »

Все абсолютно верно. Согласна полностью.
Еще раз спасибо!
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!