Форум журнала "Новая Литература"

28 Март 2024, 20:41:59
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Рассказ «Музей»  (Прочитано 4404 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владислав Шамрай
Модератор
Пользователь
*****

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 27


Просмотр профиля Email
« : 22 Октябрь 2018, 23:56:02 »

Шамрай Владислав. Рассказ «Музей».

Старик просыпался очень рано. Только-только взошло солнце. В первых лучах окрестные дома напоминали ему огромных допотопных черепах, чьи движения были внезапно остановлены смертельным течением времени. Их панцири отливали цементной серостью и, если долго смотреть, можно увидеть их ползущие шаги. По метру в каждое солнцестояние. Потратив миллионы километров киноплёнки, в убыстренном воспроизведении можно доказать это передвижение. Но так ли это важно? Воздух потихоньку нагревался, теряя свою прозрачность. Со всех сторон начали сливаться звуки. Сначала робкий лай собак, потом колокольчики трамваев. Каблуки по брусчатке. Газетные зазывалы. Люди каждое утро растекаются по венам города, заставляя его дышать и жить.


Он перевернулся на кровати, опять ощутив ноющую боль в ноге. Вернее, в том месте, которое было ногой много лет назад. Культя с синими полосами шрамов. Он с трудом натянул аккуратно сложенные на тумбочке у кровати брюки и, опираясь на костыль, умылся, зачесал назад остатки седых волос, подошёл к окну. Утреннее небо давало ощущение бесконечности жизни. Синева меняла оттенки, и в этом водовороте, на самом краю течения, преодолевая гравитацию, двигалась едва различимая тень маленького биплана. Он летал каждое утро, чертя иероглифы в бумажном воздухе. Старик вздохнул. Ему хотелось сесть в этот маленький самолёт, выжать до скрипа все педали и рычаги, и лететь вертикально вверх до тех пор, пока притяжение Земли не сравняется с рвущейся в зенит силой ротативного мотора. Именно тогда, в ту секунду, когда биплан замрёт, неспособный лететь дальше, но и не падающий, дрожащий от перенапряжения всеми своими фанерными лопастями – именно тогда можно ощутить настоящее желание жить. Желание, которого ему так не хватало...

Записан
Андрей Усков
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 260


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 23 Октябрь 2018, 17:31:47 »

М-да… старость – это музей, где роль экспоната приходится играть самому. Вас где-то ценят, где-то фотографируют, где-то восхищаются, говорят: не-не, ты глянь, смотри, какая хреновина, но тут же проходят и забывают. Внутри вас, что там скрывать, –  песок, ворох воспоминаний – не кантовать, осторожно стекло, руками не трогать. Снаружи – молодость, красота, девайсы, гаджеты, девочки с персями, фигурки в обтяжку – не прислоняться, снимать строго запрещено, секретная информация. И всё-таки, не смотря ни на что, вся эта композиция как-то сопряжена загадочной ворожбой электронов. Не будь их известного дикого колдовства – не было б, вообще, ничего, всё развалилось, разлетелось бы на куски, за кулисы, а там, глядишь, и в закоулочки бы подалось, снегом бы заворошилось. И вы это как-то лелеете, в отличие от тех, кто смотрит на вас и всё не может понять: что же, чёрт её, его, задери, в нём, в ней, такого, что он, она до сих пор здесь стоит, сидит, измывается?! Да, да всё так и есть. Есть и критики, и скептики, и зануды. Изредка, впрочем, попадаются люди, которым не надо ничего объяснять, они видят насквозь, изнутри, и допускают, что вы оказались здесь, потому что вам невыносимо больно, потому что вам, во что бы то ни стало, хотелось побыть среди людей, послушать как они говорят глупости, ведь вы-то никогда не говорите глупости, посмотреть как они лицемерят, ведь вы-то никогда себе этого не позволяете. Может, рассказать и свою историю, чтобы заглушить эту боль, этот страх. Но потом, когда всё пройдёт, и сей экспонат уберут с экспозиции, вам отчего-то станет невыносимо стыдно: то ли от того, что вы были там, то ли от того, что думали о людях так скверно. Бог весть.
Во всяком случае, нужно поблагодарить редакцию, что опубликовали, и пожелать автору – исцеления.   
Записан
Борода
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 701


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 23 Октябрь 2018, 18:59:38 »

Параллельно в обязаловку читал один пространный опус о чувствах. Они меня, эти самые «чуйства», да ещё написанные языком усердного отличника по литературе, так утомили, что я решил сбежать сюда. Здесь, правда, тоже особо не расслабишься, но ведь это и есть высший пилотаж, пролёт под дугой Триумфальной арки. КЛАСС! И реплика Ускова понравилась - видать лабает новый сборник миниатюр. В добрый путь! Надо, обязательно надо писать о том, что стыдно быть человеком. И одновременно - доказывать, что придёт ещё время, когда можно будет испытать гордость за род человеческий. Иначе зачем жить? Шаг назад, два шага вперёд... Только так, други.

ЗЫ: На Прозе.РУ есть ещё рассказы Владислава https://www.proza.ru/avtor/montevideo Однако «Музею» они уступают, значит Новая Литература получила золотую медаль.
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 670


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 19 Ноябрь 2018, 15:12:03 »

Вл. Шамрай: «Не надейтесь что вымрет. Эго-это точно. Я летом путешествовал по закоулкам и заброшенным городам Турции. И был в римском городке Фазелис, заросший лесом и почти спрятанный морем. Как и у всех городов такого типа в центре есть аллея героев, типа сынов города, когда либо отличившихся. И там первые две стелы, наряду с прокураторами- борцов. Ну и надпись по латыни-такой-то и такой сын города, всегда побеждал на соревнованиях, и никто на смог его положить на лопатки. Город мол и люди гордятся им. А вы говорите звериная составляющая и скоро отомрет..»

Отомрёт, не сомневайтесь. В пользу этой мысли говорит интуиция художника, диалектика развития нашей цивилизации, наука история, прогнозы футурологов. Можете мне не верить, ибо да, здесь вопрос веры. В рай же и бога подавляющая часть простаков верит. Пусть их. Обсуждать «Чёрное золото» уже не климатит. Оно того не стоит. Однако, «главный редактор» эту жижу рекомендует, как и мужичизмы Соколова, как беспомощную Езерску, а «Музей» - нет... Не обижайтесь, в этой колонке только «Молох» заслуживает моральной премии, «Свадебные песни» и «Окно открыто в листопад». Ну да неисповедимы пути... Далее, о гуманизме и зверином. Как вы свой «Музей» понимаете - не знаю. А по мне так именно это и есть борьба со звериным, за человека в человеке. За что вам респект и ув. Это шедевр, без сомнения. Отсюда и вопрос: если не секрет, как вам в голову пришла идея рассказа и сколь длинным было воплощение? Допускаю, что ваш ответ поможет многим пишущим поднять планку...
Записан
Владислав Шамрай
Модератор
Пользователь
*****

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 27


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 19 Ноябрь 2018, 17:43:47 »

Вы знаете, видя в Вас человека несомненно глубокого и прекрасно разбирающегося в литературе, я скажу следующее. Вы совершенно правильно улавливаете смысл, я даже полагаю ни один литературный обманщик не сможет обвести Вас вокруг пальца. Наряду борьбы со звериным мне хотелось показать, что любой человек не сиюминутное создание, стоящее в плаще перед вами. Он растянут не только в пространстве, с 50 сантиметров до иногда двух метров, но и во времени. Он одновременно и взрослый мужчина с проблемами на работе и юноша, обманувший своего друга и ребенок, любящий конфеты и бегущий к рукам бабушки. Человек и есть все это время. Как он пьет чай, плывет на студенческих соревнованиях, бьет кого-то в драке. Человек-это совокупность времени. Еще мне хотелось показать что в конфликте все не правы. Понятно что Гитлер мерзавец. Его очень испортил еврейский вопрос. Но когда в 1943 году англичане бомбили Германию, мирные города( да и война по настоящему началась когда Англия объявила ее Германии в 1939)они бомбили не военные объекты а мирные кварталы для "запугивания населения". Даже термин ввели "ковровые бомбардировки". Да и программы умерщвления сначала спонсировались в Германии фондом Рокфеллера. Я к тому что в конфликтах так или иначе все стороны становятся зверьми. И нет им оправдания. Но в итоге человек конечно преодолеет себя, не важно сколько уйдет времени, день или миллион лет. Только в изменении заключается жизнь. Как для меня. И я хочу Вас поблагодарить за хорошие отзывы но для меня совсем не важно будет ли меня рекомендовать главный редактор. Побуду я здесь, ну напечатают " Музей" в "Эдите" в Гельзенкирхене. Это не имеет значения. Поверьте мне. Ведь литература так или иначе меняет этот мир. Кто-то прочтет и спустя время бессознательно поступит так , как не поступил бы без этого. Мы не узнаем, но мир точно изменится. По миллиметру, но он станет другим. Я пишу об этом. Кто-то напишет лучше о природе, кто-то о философии. Но все мы на своем месте. Нет лучших и худших. Ведь неизвестно как все будет дальше. И потому лучше писать и творить во всех проявлениях, пусть лучше, пусть хуже. Но это все здраво.
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 670


Просмотр профиля
« Ответ #5 : 19 Ноябрь 2018, 18:18:15 »

Увы, я так и не понял - как родилась идея рассказа, так сказать материал, как долго шлифовался текст, были ли варианты, или случилась Болдинская осень, и «слова излились на бумагу» по наитию... А про Германию эпохи Г. я почти всё знаю.
Записан
Владислав Шамрай
Модератор
Пользователь
*****

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 27


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 19 Ноябрь 2018, 18:29:23 »

Да нет. Идея родилась сразу такой, как в рассказе. Не знаю. У меня сюжеты никогда не трансформируются.  Чуть задерживало развитие, пока не нашел историю Кнауэров. Все воплощение заняло не больше недели. По паре часов в день. Приходилось по пять раз менять некоторые слова.
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 670


Просмотр профиля
« Ответ #7 : 19 Ноябрь 2018, 18:46:19 »

Значит, по наитию. Это ещё называют вдохновением, если выходит классическая вещь. У меня в некоторых текстах количество редакций доходило до четырёхсот. Так что ваши пятижды изменённые слова - это семечки и умение жить со вкусом без перфекционизма. Впрочем, среднее кол-во редакций в тридцати - скажем - страничных текстах стремилось к двумстам. Тут запятая, тут интонация, прилагательное, тут благозвучие или ещё какая заморочка. Новых вам вершин. Обидно не суметь ещё раз залезть на чёртов Эльбрус.
Записан
Владислав Шамрай
Модератор
Пользователь
*****

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 27


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 19 Ноябрь 2018, 19:04:36 »

Да мне все равно...Эльбрусы...не Эльбрусы… Я живу самодостаточной жизнью. Я спас много людей, я люблю тех, кто любит меня. Я горд за своих детей. У меня есть все, необходимое для жизни.  А все остальное не имеет значения. Удачи и Вам.
Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 670


Просмотр профиля
« Ответ #9 : 20 Ноябрь 2018, 18:07:08 »

Дайтобох, дайтобох... Учитывая, что литература - это безусловно отмирающий вид жизнедеятельности человеков, мотаем на ус: исключительный текст рождается на основе исключительного материала. Как в «Музее». Если баловаться, пачкать перо, то добро пожаловать в небытие. Если есть чего сказать дельного, то получаешь шанс хотя бы на стороннее внимание. Однако шанс ещё не есть факт. Словом, игрушки со словом - в сторону. В фотографии, в ранешние, доцифровые времена был такой нехитрый тест на незряшность, экономящий плёнку. В пейзаже, к примеру. Щуришься, смыкаешь ресницы и смотришь скрозь них на мир. Если картинка существенно не теряет в цене - нажимаешь на кнопку затвора. Нет - колбасишься дальше, до внятного результата...
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!