Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 13:34:27
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Эссе «Чудеса от Лопе де Веги»  (Прочитано 4169 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6922


Просмотр профиля Email
« : 21 Май 2017, 19:03:31 »

Лачин. Эссе «Чудеса от Лопе де Веги».

...«Что мог дать жизни от жизни Лопе де Вега», риторически спрашивает в книге «Алхимия слова» Парандовский, если им столько написано? Вспомним, что дал жизни «Феникс талантов» (подобных званий у него было много).

Согласно средневековой эстетике, три темы достойны писателя: бог, война и любовь. Вега жил в другую эпоху, однако разработал эти темы весьма подробно, и не только в творчестве, но и в жизни.

Дважды участвовал в военно-морских операциях – на Азорские острова в 1583 г. и в походе на Англию «Непобедимой армады» в 1588 г. (где на борту галеона им написана поэма «Красота Анжелики»). Дважды был женат и имел пятнадцать детей (считая и внебрачных). Долгих любовных романов с актрисами также было два (число кратких интрижек точно не определено): боролся под одеялом со звездой театра Еленой Осорьо в 1583-1588 гг. (пока его не сменил более богатый борец), скакал и на другой звезде, Микаэле де Лухан, в 1595-1613 гг. Третий роман пятидесятичетырёхлетний Вега завёл с юной Мартой де Неварес Сантойо, добился её развода и имел её лет шестнадцать подряд – вот она уже ослепла, а он всё имел, потом сошла с ума, но наш неумолимый дон всё наяривал, заодно пиша по пятьдесят-шестьдесят пьес в год и другие сочинения (по её просьбе он и написал сборник небольших повестей), не смущаясь тем обстоятельством, что к моменту их знакомства два года как уже был… священником (вот мы плавно к богу и перешли). Действительно, Вега был «приближённым» (familiar) святейшей инквизиции, состоял членом двух религиозных братств и полумонашеской организации «терциариев»; наконец, стал священником (к тому же очень темпераментным, как мы уже видели). Был и доктором теологии – за упоминавшийся «Трагический венец». Как видно, Вега следовал афоризму Боккаччо: если священник снимет сутану, он такой же мужик, как и все. Да ещё какой, добавим мы.

Для полноты картины скажем, что долгие годы он служил секретарём у двух маркизов и двух герцогов, в юности – пажом епископа. (Дворянская сволочь не столько была интеллигенцией, как говорят жулики и думают невежды, сколько помыкала ею (как и народом). А «чудо природы» было сыном ремесленника, с трудом приобретшего патент на дворянское звание).

Также он состоял членом поэтической Академии парнасцев, а затем литобщества Лесная академия. Читал не меньше, чем писал и осеменял, на четырёх-пяти языках, доказательством чего служит поэма «Лавр Аполлона», где даётся обзор современной литературной жизни и характеристики трёхсот сорока писателей – двухсот восьмидесяти испанцев и португальцев, тридцати шести представителей других стран и двадцати четырёх античных авторов. Заботился о новом поколении, взять Монтальвана, коего он опекал, как позднее Флобер Мопассана (жаль, что оба ученика сошли с ума и рано умерли).

Вот что, господин Парандовский, дал «жизни от жизни» неугомонный наш дон, написав попутно пятьдесят-шестьдесят миллионов слов (не удивляйтесь этой цифре: я имею в виду только художественные произведения, без эпистолярного наследия)...

Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6922


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 21 Май 2017, 21:45:03 »

      "Мне такие массивы и не снятся".
      Мне тоже, Евгений... Кстати, вы пишете несколько быстрее моего, так что мне они снятся даже менее, чем вам.

      Литературные негры больше с 19 века практикуются. Вообще испанские драматурги 16-17 в., французские прозаики и драматурги 17-18 вв. и и австро-немецкие композиторы 17-19 вв. дают такие примеры плодовитости, что что стыдно за себя становится.
     
       Бритва Оккама священна для всех атеистов, так что я вас хорошо понимаю. Но - вспомним Георга Телемана, например, или Пикассо. Почему бы нам, писателям, не иметь такое же чудо? (Впрочем, и среди писателей, окромя Лопе нашего де Веги, можно вспомнить римлянина Теренция, импровизировавшего сотни строк любым стих. размером, стоя на одной ноге).
     
      Знаете, где-то за неделю до кончины Яна Кандова мне сказала в связи с Лопе: "А знаешь, ведь это вдохновляет... Если мог он, то почему бы не суметь и нам?"
      "Её слова обращены не только к вам, но и ко мне, ядрить вашу мать!", воскликнете вы. Согласен...
« Последнее редактирование: 22 Май 2017, 04:11:20 от Лачин » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6922


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 21 Май 2017, 22:03:20 »

        Евгений, вспомните этого дундука Владимира Соколова! Он писал, не помню в какой из своих статей, что у Лопе то ли триста, то ли четыреста пьес. Я от злости и предложил главреду эту мою статью опубликовать... Писана то она довольно давно.
« Последнее редактирование: 21 Май 2017, 22:07:17 от Лачин » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6922


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 22 Май 2017, 00:38:59 »

      "Для меня, например, важнее написать одну книгу, которой я буду горд, не обращая внимания на гневные возгласы других, чем обрести славу автора, скажем, трех сотен романов, двести пятьдесят из которых в самом тебе не пробуждают никаких чувств. Мне приходилось (да и любому, пожалуй) встречать людей, оценивающих мастерство писателя по количеству книг. Боже, у Толстого - сотня томов, восклицали они, вот же титан, махина, гений, а что там твой Гаршин вшивый, а? Работаю сейчас над романом; стоит какому-нибудь фрагменту оказаться хоть малость не таким, кусачим, с заусенцами, ноющим, хоть одному слову провиснуть, у меня перед глазами мрак, точно весь мир рухнул; какие страхи мучают, что я где-то написал слабо, вполсилы, что в каком-то кусочке возможно было что-то убрать, потому что совсем уж лишнее, или добавить штрих, детальку, слово, суффикс или приставку, а я не заметил, пропустил, забыл, синоним выбрал неудачный, повторился где... или что-либо, не знаю. При мысли создать множество произведений с подобными недостатками и шероховатостями, залакуненных произведений, мне делается дурно".
     
      Я вспомнил случай из жизни Тулуза-Лотрека. Он ведь был лилипутом (или почти таковым), и при этом одним из самых знатных дворян в мире. Однажды он сидел в ресторане, а за соседним столиком две дамы. Одна показывает другой свою собачонку, говоря о её породистости. Собеседница удивляется: как так, она же такая неказистая. Нет, возражает хозяйка собачки, внешность ни о чём не говорит! И, повернувшись к Тулуз-Лотреку, спрашивает: "Не правда ли, мсье, внешность ничего не говорит о родовитости?"
     "Мадам, кому вы это говорите!", воскликнул классик...
     Мне остаётся переменить лишь одно слово из его ответа: "Мсье, кому вы это говорите!"
     
      Просто я думаю, что пишущий медленно может гордиться этим, если только он пишет очень хорошо. Я, кстати, уже писал, что вы флоберист, а потеть над формой - один из его признаков. Но одно время я постоянно сталкивался с посредственными пишущими, гордящимися, что они мало пишут. И в очередном приступе злости выдул эту статью.
      Да, я тоже не поменялся бы местами с Вегой. Впрочем, я об этом и в статье написал: "...не отдал бы я своих сочинений за без малого шесть тысяч опусов Веги..." Но факт, что в своём роде он уникален в истории литературы. Яна Кандова называла его "машиной по производству пьес". И не их одних, добавлю я.

     "Боже, у Толстого - сотня томов, восклицали они, вот же титан, махина, гений, а что там твой Гаршин вшивый, а?"
     Согласен, они болваны. Правда, у Льва Толстого даже не сотня томов, а 120-125, но примерно 80% из них - дневник, кот. он вёл всю жизнь. Если мы с вами проживём 82 года и будет описывать каждый день всё пережитое и продуманное, у нас выйдет не меньше.

     "Погодите, и Соколов не добавил, что "если бы не обстоятельства, злой рок, великие катастрофы мира, за которые у меня душа болит, то создал бы я, надежда и опора русской словесности, в сотни раз больше, чем этот жалкий испанишка, которого у нас, кстати, никто не сумел перевести достойно, а вот я бы его пьесы..."?"
     Думаю, он случайно забыл это сделать.-) Так же, как и забыл сделать лучшие переводы Веги.
« Последнее редактирование: 22 Май 2017, 04:49:23 от Лачин » Записан
Юлий
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 853



Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 27 Май 2017, 10:30:44 »

Увы, ничего кроме экранизации "Собаки на сене" из Лопе де Веги не знаю.
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6922


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 02 Июнь 2017, 05:59:04 »

     Юлию.
     Юлий, непостижимым образом я только сейчас узрел ваш пост! Чему и рад. Не тому, что только сейчас заметил, а тому, что наконец узрел.
     Мы с Петром Згонниковым уже собирались писать вам по причине вашего исчезновения.
     
   
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2018, 21:09:45 от Лачин » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!