Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 07:41:40
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Миниатюра «Божественное объяснение в любви»  (Прочитано 6609 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6920


Просмотр профиля Email
« : 15 Февраль 2017, 23:51:56 »

Лачин. Миниатюра «Божественное объяснение в любви».

Не передать и не вообразить всего, что мы претерпели. Окружая костры из человеческих тел, на площадях наблюдая повешенных и обезглавленных, выли: за что так суров повелитель? Я ж, грешный духом, думал ещё подчас – неужто столь жестокосердно небо? И сомненья в мудрости мироздания в душу закрадывались.

Когда решил повелитель держать речь перед нами, то трепетали мы пуще прежнего – каких ещё напастей ждать? Он же сказал нам:

– Глупцы! Или не догадываетесь сами? Так откроюсь же вам...

Записан
Петр Згонников
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 209

Петр Згонников


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 16 Февраль 2017, 04:56:53 »

"И Великий Гренуй видел, что это хорошо,  весьма, весьма хорошо".
Лачин, цитата  - о форме.

По мысли - миниатюризированная христаинская реинкарнация "Твари", так что ли?  Почему кровь, если любовь?  Я так понял. 
Записан
Юлий
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 853



Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 16 Февраль 2017, 08:24:58 »

Блестящая миниатюра. Только странным диссонансом мне показалось последнее: "Караул!". Дело в том, что ваша притча носит вневременной характер. А само слово "караул" очень русское.

Это чисто субъективное ощущение. Я ни на чем не настаиваю.
Записан
Юлий
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 853



Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 16 Февраль 2017, 09:37:52 »

Что же касается сюжета, то он затрагивает одно из древнейших противоречий. А именно: как совместить постулируемое милосердие божества, и санкционируемой им власти с той явной и беспрецедентной жестокостью, социальной и экзистенциальной, с которой приходится сталкиваться человеку изо дня в день?

Выход различные культуры находили разный.

Легче всего было политеистической системе. В ней присутствует огромное число богов, в том числе, злых. У зла имеется своя компетенция, не менее важная, нежели добро. Более того — у формально добрых богов может быть своя темная сторона. Таким образом, зло исходит от злого начала во Вселенной, добро — от доброго. Злые боги были не менее могущественны, чем добрые. А добрые могли совершенно спокойно совершать злодейства, как Зевс у греков. Но даже античный человек не мог быть на этот счет совершенно спокоен: его смущала иррациональность зла, его непредсказуемость. Именно это смущение породило феномен сказания о царе Эдипе. Так греки поставили на вершину мироздания Ананке, судьбу; и сделали ее слепой, дабы убрать сооблазн, смущение. Даже всемогущие боги были подвласны Ананке.

У монотеистов все куда более кудряво. Сама монотеистическая система по своему генезису тесно связана с дуалистически-монотеистической системой, самым ярким представителем которой является зороастризм. Вселенная расщеплена на две части: темную и светлую. Тьма подчинена Ангро-Манью, свет — Ахура-Мазде.

Изначально монотеизм был довольно-таки своеобразным явлением. Бог Яхве, по сути дела, племенной еврейский бог, и он претендует на первенство среди других богов (элохим). С течением времени, первенство оказалось заменено на исключительность. Разумеется, такой бог должен концентрировать в себе как злые, так и добрые черты. Так и образовалась знаменитая шизофрения монотеистов, которые каждое мгновение своей жизни должны чувствовать, что их любимое божество обладает монопольным правом на насилие, которое может применять вполне свободно, по своему усмотрению. Шизофрению эту несколько смягчило изобретение Дьявола, ибо Сатана евреев был для этого слишком мелок. А Дьявола бояться совсем не зазорно, ибо у Данте Алигьери он вырастает прямо-таки до умопомрачительных размеров.

Но христианство довело абсурд до логического предела. Именно в христианстве, по сравнению с иудаизмом и исламом, тяжкая шизофрения монотеизма достигает невероятного по своему накалу градуса. Для еврея и мусульманина зло и хаос, причиняемое божеством вполне естественны; недаром, одним из эпитетов Аллаха в исламе является "хитрящий". С ним вполне можно вести торговлю, его можно обвешивать, с ним можно бороться (знаменитый библейский сюжет). Его можно даже громогласно обвинять, и вести с ним яростные дискуссии (великолепная притча о Иове). Этот универсальный бог вполне знает "восхитительную ярость изничтожения" (Фридрих Ницше).

Но что делать со вселенской добротой Иисуса Христа, совершенно непонятно! Ибо Иисус Христос определен, как исключительно благой, неспособный на причинение зла, увечий бог; отвергающий коварство и ложь. Опять-таки на помощь пришел проворный Диавол; но все же, все же! Каковы бы не были плутни беса, совершенно невозможно дать объяснение тому злосчастью, которое, словно покрывало, висит над злосчастным человечеством.

Именно тогда и пришла на помощь знаменитая старая теория евреев о том, что божество карает, дабы наставить на путь истинный. Христиане присовокупили к вере надежду и любовь. Получилась шизофрения в самом тяжком варианте, ибо бог благой и всемилосерднейший оказался одновременно изобретателем самого мрачного варианта ада. Даже более мрачного, чем зороастрийский, и тесно связанный с ним исламский, в котором тоже, откровенно говоря, мало радостного.

А земные правители? Что же, любой правитель должен как-то объяснять народу, зачем новые налоги, почему самых красивых девушек забирают в гаремы, отчего народ должен кормить свору жадных паразитов — стражников, судейских, придворную камарилью... Надо обосновать необходимость и святость ужасных расправ над бунтовщиками, дать внятное объяснение, почему еретиков растаптывают слонами, и ведьм сжигают на кострах. Между нами говоря, я очень-очень сильно подозреваю, что не правители созданы по образу и подобию беспощадных в своих капризах божеств. Множество фактов свидетельствует об обратном. Как горько шутил покойный Марк Твен, иудейское божество устроено по образцу какого-нибудь мелкого ближневосточного царька, целый день выслушивающего в своих адрес тошнотворное количество лести.

Вот так. Достаточно сказать народу, что правитель бесчинствует во имя любви, как сердца растают. Кнут во имя Милосердия оправдает все. И божество тоже стегает, охваченное страстной любовью. Исходя из этой страстной любви, люди должны терпеть кровавые удары кнута. И даже более того — получать блаженство. В специальной литературе все эти мистерии давно получили совершенно определенные названия, обязанные своим появлением маркизу Франсуа де Саду, и Леопольду фон Захер-Мазоху...
« Последнее редактирование: 16 Февраль 2017, 10:59:46 от Юлий » Записан
Петр Згонников
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 209

Петр Згонников


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #4 : 16 Февраль 2017, 14:29:26 »

Лачин, и я на этом споткнулся:  "Ликуй же с нами теперь, читатель! Как? что? вы не вполне согласны?! Ка-ра-у-у-ул!!". Обращение к читателю вырывает внимание из поля миниатюры и  ничего не прибавляет к образу растерянной, ищущей мысли.  Без выделенного отрывка  миниатюра  выиграет.  
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6920


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 16 Февраль 2017, 19:33:10 »

      Юлий и Пётр, вынужден признать, что оба ваши замечания весьма дельные. "Вынужден" - ибо они критические.-)

      "Караул" - да, действительно ведь русская специфика. Надеюсь, эта маленькая деталь не сильно попортила всё в целом. К тому же можно полуоправдаться тем, что это русская литература, вот автор и не удержался.-)

      Помилуй, Пётр! Как можно без концовки?! Без ножа режешь.
      Насчёт "читателя" - да, возможно... Просто я не знал, кем его заменить. Минимум полтора десятка лет прошло - но и сейчас не знаю. Тугодум я хренов...-) 
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2017, 20:29:33 от Лачин » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6920


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 16 Февраль 2017, 19:41:21 »

      Юлию.
      "Между нами говоря, я очень-очень сильно подозреваю, что не правители созданы по образу и подобию беспощадных в своих капризах божеств. Множество фактов свидетельствует об обратном".
       Совершенно согласен с вами, Горьким, Марк Твеном и кем-то из древнегреч. философии, солидарным с вами (к стыду своему, не могу вспомнить, кем именно). У меня в "Твари" в НЛ отд. главка об этом.
       
      Если вы заподозрили меня в несогласии с вами, это можно счесть недостатком данного текста - выходит, он может произвести впечатление, что автор не совпал с Юлием во мнениях. А может, это не недостаток - многозначнее получается.-) 

       Но с др. стороны, происходит и обратный процесс! Правители в свою очередь равняются на богов, пусть даже вымышленных. Да и народ ждёт от монарха поведения, соответствующего данному богу.
       Мы создали богов, а теперь они создают нам правителей. Только что об этом подумал. Положительно, ваши посты меня вдохновляют, что, впрочем, уже было мною где-то отмечено.
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2017, 20:27:30 от Лачин » Записан
Юлий
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 853



Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 16 Февраль 2017, 22:25:49 »

      Мы создали богов, а теперь они создают нам правителей. Только что об этом подумал. Положительно, ваши посты меня вдохновляют, что, впрочем, уже было мною где-то отмечено.

Кибернетика. Как зло пошутил однажды некий поляк: "Не представляйтесь слишком злым и порочным, люди могут вам поверить". А раз уверовавши, будут требовать соответствующего поведения. И придется не обмануть их ожидания.
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6920


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 17 Февраль 2017, 18:49:32 »

      Андрею Ларину.
      Спасибо, Андрей, за целых две отлично подобранных фотоиллюстраций!  И обе сами по себе интересны.
      (Особенно вторая. Вроде это действительно облака так сошлись...)
      Пристыжен - я и одну то не мог подобрать... 
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6920


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 20 Февраль 2017, 09:40:24 »

      Синичкину.
      У меня среди миниатюр про серийного убийцу тоже есть. Но решил повременить, а то перебор получится, после вас. К тому же Згонников ещё погружён в Парфюмера...
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6920


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 20 Февраль 2017, 10:03:57 »

      Згонникову.
     
     ""И Великий Гренуй видел, что это хорошо,  весьма, весьма хорошо".
     Лачин, цитата  - о форме".
     Пётр, я всё забываю сказать, что твоя похвала столь же утончённа, как ароматы Гренуя...И вдвойне ценна для поклонника Парфюмера.
     Только не забудь потом подсунуть его Евгению нашему Синичкину. На подоконник там, в рюкзак...
Записан
Петр Згонников
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 209

Петр Згонников


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #11 : 22 Февраль 2017, 06:28:39 »

      Синичкину.
      У меня среди миниатюр про серийного убийцу тоже есть. Но решил повременить, а то перебор получится, после вас. К тому же Згонников ещё погружён в Парфюмера...

Лачин, уже выгружен. Со стойкими, неубиваемыми запахами.  Отчёт куда писать?
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6920


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 22 Февраль 2017, 19:37:15 »

      Да хоть в обсуждении рецензии на Галевина,  http://newlit.ru/forum/index.php?topic=5603.0 там и в названии статьи Зюскинд упомянут.
      Я там удивлялся, почему Синичкин не упомянул Парфюмера в предисловии. Теперь ты можешь понять тогдашнее моё удивление!-)
      Только, Пётр, не раскрывай концовки, ведь Евгений ещё не читал.
« Последнее редактирование: 04 Март 2017, 09:28:09 от Лачин » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!