Форум журнала "Новая Литература"

28 Март 2024, 20:20:16
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Цикл статей «66 сонет Шекспира и пять статей, написанных о нём главным образом в новогодние ночи»  (Прочитано 8141 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« : 06 Октябрь 2016, 17:42:16 »

Лачин. Цикл статей «66 сонет Шекспира и пять статей, написанных о нём главным образом в новогодние ночи».

...Вот уже полтора века Шекспир является самым знаменитым драматургом мира, и не менее ста лет – самым известным писателем вообще. Начнём с главных причин этого. Кстати, менее всего известных большинству.

Грубо говоря, Шекспир столь известен благодаря деньгам и оружию США. Культура сверхдержавы всегда уважаемее иных культур – её литература, искусство, язык, имена, обычаи. Посмертная слава писателя (художника, композитора) во многом зависит от результатов последующих войн и «конкуренций». Шекспиру повезло особо – вот уже два века как на посту сверхдержавы, правящей почти всем миром, находились и находятся англоязычные страны, для коих Шекспир «свой классик» – Британская империя и США. Сказанное не умаляет мастерства Шекспира, но следует понимать, что Гамлет и Лир были бы куда менее известны без британского флота и сменивших его американских ВВС. Кто интересуется культурой маленьких и бедных стран?

Добро бы только маленьких. Возьмём русскую интеллигенцию – мало кто из нас читал хоть одну пьесу (или смотрел спектакль по ней или экранизацию) Кальдерона. У него их, между прочим, сохранилось сто двадцать, не считая восемьдесят ауто. А ведь испаноязычный регион огромен. Мало кто из нас даже слышал о Тирсо де Молине, Клейсте, Вонделе, Бхасе и Калидасе. Это ещё только драматурги, и именно самые известные (Молина и Клейст – одни из самых) в своих языковых регионах. А кому на Западе хорошо знакомы драматические сочинения Пушкина, Лермонтова, Анненского и Цветаевой? (Трагедии двух последних мы и сами толком не знаем). Неудивительно, что нас восторгают именно шекспировские пьесы. А что, мы читали остальные? Да мы и по именам мало кого знаем. Американские бомбардировщики и авианосцы летают и плавают во славу Отелло и Макбета, а не принца Гомбургского и Бориса Годунова...

Записан
Борода
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 701


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 07 Октябрь 2016, 18:08:23 »

В целом сборник недурён. Мне, человеку по природе далёкому от крючкотворства, литературоведения, точных наук, он в обобщённой форме даже кое-что дал. Надо – не надо, но дал. Значит можно как-то жить без ненависти к ближнему, быть терпимым к низкому в целом культурному уровню актуального нам современника? Можно. Но недолго. Клыки пламенного автора, карбонария нет-нет, да и сверкнут! освещая неудобоваримый винегрет в тарелке его нутряной идеологии, основанной на иррациональном сопротивлении даже явно разумному, ради самого факта драчки, сопротивления, борьбы нанайских мальчиков. Что это, переходный возраст? Чёрт его знает… Однако вдруг пооботрется – да скучным станет?! Поэтому пока так, без особых научных и интеллигентских вывертов, с бокалом кипящих синих чернил вместо бьющей в нос привычной шампаньолы в Новогоднюю, праздничную для всех прочих мещан и обывателей, ночь:

«Поразительна та тупость, с которой миллионы людей считали, что он обязан был в неё влюбиться…

Поразительна тупость, с которой писались статьи и читались лекции о раскаянии и муках совести Раскольникова…

Для постсоветии сонет злободневен вдвойне. Остаётся надеяться, что когда-нибудь он вновь умерит свою актуальность, как то было в СССР…

Следует понимать, что Гамлет и Лир были бы куда менее известны без британского флота и сменивших его американских ВВС. Кто интересуется культурой маленьких и бедных стран?

Американские бомбардировщики и авианосцы летают и плавают во славу Отелло и Макбета, а не принца Гомбургского и Бориса Годунова…

Шекспир, повторим, был идеальным председателем литколхоза…

Конечно, не будь США, Шекспира знали бы в мире не больше, чем, скажем, знают Блока, Белого или Цветаеву…»

Пожелаем же, братцы, нашему талантливому острописцу в наступающем 2017 году быть попроще на бытовом уровне, художественнее в слове, а остроту «чуйств» притупить естественной любовью к дальнему ближнему... Ну и ночь, ту самую, провести как-то естественно, по-людски… Наливай! 
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 07 Октябрь 2016, 21:57:17 »

     А молодец Борода: пересилил себя, написал без всегдашней своей ненависти...
     Ну так слава Шекспиру, подстегнувшему Бороду... 
« Последнее редактирование: 09 Октябрь 2016, 18:25:10 от Лачин » Записан
Александр Дубровский
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 359


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 07 Октябрь 2016, 23:31:21 »

<a href="/~lachin/">Лачин[/url]. <a href="/~lachin/5713.html">Цикл статей «66 сонет Шекспира и пять статей, написанных о нём главным образом в новогодние ночи»[/url].

<p>...Вот уже полтора века Шекспир является самым знаменитым драматургом мира, и не менее ста лет – самым известным писателем вообще. Начнём с главных причин этого. Кстати, менее всего известных большинству.</p> <p>Грубо говоря, Шекспир столь известен благодаря деньгам и оружию США. Культура сверхдержавы всегда уважаемее иных культур – её литература, искусство, язык, имена, обычаи. Посмертная слава писателя (художника, композитора) во многом зависит от результатов последующих войн и «конкуренций». Шекспиру повезло особо – вот уже два века как на посту сверхдержавы, правящей почти всем миром, находились и находятся англоязычные страны, для коих Шекспир «свой классик» – Британская империя и США. Сказанное не умаляет мастерства Шекспира, но следует понимать, что Гамлет и Лир были бы куда менее известны без британского флота и сменивших его американских ВВС. Кто интересуется культурой маленьких и бедных стран?
Поскольку не являюсь и никогда не являлся поклонником Шекспира, а также не очень ощущал навязывание его культа в окружающей действительности, наполненной деньгами и оружием США, позволю себе выразить некоторое сомнение в изложенной интерпретации. Думаю, что дело не в оружии и даже не в деньгах. Списков и рейтингов самых читаемых в мире авторов множество и многие вызывают недоумение. Способов выявления величайших авторов всех времён тоже существует множество (от опросов не пойми кого, до экспертов не пойми чего) и результаты зачастую не пересекаются ни разу. Тем не менее, критерий денег и оружия в этих списках отсутствует явно и безоговорочно. Однако, есть и попытки объективного выявления путём сложного алгоритма, как, например, полученный результат сравнительно недавно, в 2012 году, в США и Англии (http://mixednews.ru/archives/14249) где в ТОП-10 вошли четыре русских писателя и один француз (даже несмотря на место эксперимента):
1. Лев Толстой
2. Уильям Шекспир
3. Джеймс Джойс
4. Владимир Набоков
5. Федор Достоевский
6. Уильям Фолкнер
7. Чарльз Диккенс
8. Антон Чехов
9. Гюстав Флобер
10. Джейн Остин
И даже здесь Шекспир, как видите, не на первом месте.
Если принять точку зрения автора цикла, то уже в 2012 году либо Россия задавила англо-саксов деньгами и оружием, либо уже тогда всемогущий Путин напрямую влиял на всё, что, конечно же, было бы большой натяжкой даже сегодня. Скорее я бы предположил, что чем сильнее, богаче и влиятельнее будет Россия (а это уже неизбежно), тем больше шансов выпасть её представителям из всех возможных рейтингов и списков, какими бы объективными и сложными не были алгоритмы.
Резюме: зависимость от денег и оружия популярность Шекспира вряд ли имеет.
В остальном, прочитал с удовольствием от хорошего и оригинального стиля и нестандартного вывода. Встречается не часто.
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 08 Октябрь 2016, 11:23:35 »

     Есть много разных рейтингов. Подозреваю, что Шекспир встречается в них особенно часто.
     Впрочем, если зайти по ссылке Дубровского, то и там всё неоднозначно, например, там вышло:

     Десять авторов  по количеству произведений, попавших в «топы»

1. Уильям Шекспир — 11
2. Уильям Фолкнер — 6
3. Генри Джеймс — 6
4. Джейн Остин — 5
5. Чарльз Диккенс — 5
6. Фёдор Достоевский — 5
7. Эрнест Хемингуэй — 5
8. Франц Кафка — 5
9. Джеймс Джойс, Томас Манн, Владимир Набоков, Марк Твен, Вирджиния Вульф — 4

    Хотя в конечном счёте Толстой его обогнал, да.

     Вообще обратим внимание - когда Запад заинтересовался русской культурой? Когда Россия окрепла. Когда французская культура считалась в Европе образцовой? В 17 веке, когда Франция была сверхдержавой. Потом Англия стала её обгонять, соответственно и Шекспир стал обгонять Корнеля, Мольера и Расина. А когда Запад заинтересовался японской литературой? Когда японцы перестали считаться "цветными". Ну и много ещё таких примеров.
      Люди, к сожалению, уважают только силу... Не все, конечно, но большинство.
Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 10 Октябрь 2016, 19:45:02 »

     "...идеологии, основанной на иррациональном сопротивлении даже явно разумному, ради самого факта драчки, сопротивления, борьбы нанайских мальчиков. Что это, переходный возраст? Чёрт его знает… "
     Вы лжёте, Борода, я не люблю "сам факт драчки". И не давал повода для вашей клеветы. Зачем солгали?
     И что вы называете "явно разумным"?-) 
     
     Кроме того, полит. взгляды, а также радикализм в любой его форме, не связаны с какой-либо возрастной категорией. Учите историю.
« Последнее редактирование: 10 Октябрь 2016, 19:51:36 от Лачин » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 22 Май 2017, 23:36:59 »

     В НЛ есть подстрочный перевод 66 сонета, http://newlit.ru/forum/index.php?topic=1338.msg1869#msg1869 :

Tired with all these, for restful death I cry,
As to behold desert a beggar born,
And needy Nothing trimm'd in jollity,
And purest faith unhappily forsworn,
And gilded honour shamefully misplaced,
And maiden virtue rudely strumpeted,
And right perfection wrongfully disgraced,
And strength by limping sway disabled,
And art made tongue-tied by authority,
And Folly (Doctor-like) controlling skill,
And simple Truth miscall'd Simplicity,
And captive good attending Captain ill:
Tired with all these, from these would I be gone,
Save that to die, I leave my love alone.

Измученный всем этим, я зову несущую отдохновение смерть,
Чтобы смотреть на заслугу прирожденного попрошайки,
И бедствующую Опасность украшенную насмешками,
И самую чистую веру, от которой, сожалению, отказываются,
И цеховую честь, позорно доставшуюся недостойному,
И девственное достоинство, нагло проституируемое,
И действительное совершенство, несправедливо дискредитируемое,
И силу, хромым колебанием умаляемую,
И искусство, сделанное косноязычным через авторитет,
И Причуду (подобно несимпатичному лицу) руководящую мастерством,
И простую Истину, обзываемую Простаком,
И плененное добро, под внимательным присмотром Главаря зла.
Измученный всем этим, от этого хотел бы быть умершим,
Спасает от того, чтобы умереть, — Я оставлю мою любовь в одиночестве.

В подстрочнике 94 слова. Тоже больше, чем в моём переводе, и намного. Чему и рад.
« Последнее редактирование: 22 Май 2017, 23:42:30 от Лачин » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!