Зайцева Елена.
Критический обзор «Одна вторая».
Не так давно мы опубликовали «Наше лето» Дарьи Кожемяки и «Может быть» Виктории Сушко, и это, конечно, приветы из загона «Жо».
Дарья Кожемяка «вновь и вновь мысленно уплывает в тот отпуск, в летнее чудо» – туда, где ОН, – и заплывы эти оказываются ненапрасными («Ну что, примешь гостя?» – слышу я сквозь вату, которой кто-то сдуру набил мне уши. Твои глаза снова ждут и надеются, как тогда, много-много лет назад»). К героине рассказа Виктории Сушко ОН не возвращается («Сижу на скамейке в городском парке. Устала. Появись, что ли, а то я сама уже постепенно исчезаю. Появись, я скажу тебе «здравствуй». Я скажу тебе самое главное. Может быть»).
Оба случая – страшно культурные, и есть в этом что-то неприятно-оправдывающееся: не подумайте, это не безмозглое томление крестьянки по пролетарию, это цивилизованное, даже высокохудожественное чувство. «Мне нравятся дымчатые фигурки Ренуара, пёстрые орнаменты Климта и романтическое одиночество Фридриха. Поэт (ОН – Е.З.) заворожен «Заклинательницей змей» примитивиста Анри Руссо…» (Сушко); «– Да, я влюбилась, – твержу сама себе, – но я ведь творческая в определенном смысле личность…» (Кожемяка). Сейчас весна, и хорошо видно, что и без Ренуара всё у всех получается. И не надобится быть ни творческой, ни личностью…