Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 12:23:01
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Эссе «Познай себя в меру»  (Прочитано 7650 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Ольга Александрова
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 6


Просмотр профиля
« : 04 Март 2011, 11:04:57 »

Капцевич Ольга. Эссе «Познай себя в меру».

...Люди нуждаются в высшей сфере, и, может быть, она действительно есть. Может быть, действительно есть такая грань, за которой психика перестает быть прямым следствием телесных процессов, и начинается нечто, недоступное познанию, нечто, имеющее материю лишь в качестве далекого субстрата, но не прямо из нее следующее? Может, есть в психике нечто принципиально нематериальное, что основывается больше на психических процессах как результате действия материи, а не на самой материи. Я не буду говорить о какой-то разумности мира, природы, о существовании красоты и высшего закона в нем. Я в это не верю, но это – личное дело каждого. Я позволяю себе верить в принципиальное наличие в психике чего-то нематериального, недоступного человеческому пониманию. Психика – источник всего прекрасного, мистического, запредельного, загадочного, всего известного, понятного, – источник всего, что наполняет жизнь человека смыслом, источник и изобретатель самого этого смысла, и именно как нечто нематериальное, «не от мира сего», она имеет силу в глазах человека.

Люди поэтому постоянно нуждаются в идеальном, ибо иначе просто невозможно объяснить, обосновать многое из того, что позволяет жить человеку. Недаром испокон веков люди верили сначала в духов природы, тотемизм, возрождение каждого члена племени в новом поколении и проч., затем – во множество богов, потом – в единого. Не было такого периода в истории более-менее разумного человечества, когда существовало общежитие, и одновременно не было мистической, религиозной и проч. веры во что бы то ни было, ибо эти явления (вера в иной мир и общежитие) взаимосвязаны. Люди не могут, имеючи хоть какие-то уже зачатки разума, вышедши из полностью животного состояния, жить совместно, если у них нет никаких верований, если они уверены, что все исчерпывается материей. Чтобы не убивать друг друга и не посягать на чужую собственность, чтобы соблюдались табу, необходим высший мир.

По мере развития разума необходимость веры в высший мир для общежития не уменьшается. Можно вообразить, конечно, что люди однажды поймут разумом, что им нужно выполнять определенные законы для совместной жизни. Но как развит должен быть разум для такого понимания, чтобы люди себя ограничивали, лишали себя удовольствия для того, чтобы соблюдать какой-то сухой регламент! Нет, сейчас такое невозможно, и неизвестно, возможно ли будет в будущем. Ведь для этого разум человеческий должен постоянно развиваться, а он, скорее, деградирует… Поэтому необходима вера в высшие сферы, поскольку она воздействует как внушение, заставляя человека подчиниться правилам, которым разум не следует...

Записан
Джон Маверик
авторы
Пользователь
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 55


Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 04 Март 2011, 15:15:56 »

А Вы, действительно, уверены, что кроме материи ничего не существует, что человеческое поведение сводится к набору физиологических реакций, а высшие миры - это спасительная иллюзия сознания?
Полное "познание себя" может ведь привести совсем к другим результатам...
Записан
Сметановна
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 74


Просмотр профиля
« Ответ #2 : 06 Март 2011, 10:30:53 »

Не говорите чушь, Маверик. Барышня об ином толкует, а именно, о жалком человеческом положении, о том, что не перенесёт он того, что в зеркале разглядит, если вглядится. Слишком уж мерзкое это зрелище. Так что уж лучше и не знать вовсе.
Записан
Джон Маверик
авторы
Пользователь
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 55


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 06 Март 2011, 14:27:31 »

Г-жа Сметанова, а вы-то почему со мной в таком тоне говорите? Я не вам комментарий написал, а автору эссе. В ваши темы, если таковые объявятся, заглядывать не буду.
Записан
Сметановна
Постоялец
***

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 74


Просмотр профиля
« Ответ #4 : 06 Март 2011, 21:00:22 »

А я вредная. И подлая. И Вас, Маверик, буду кусать и щипать, если найду, за что. И по фамилии называть буду, потому что она у вас звучная. Всё, пошла читать ваши тексты. Щас что-нить накопаю.
Записан
Джон Маверик
авторы
Пользователь
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 55


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 07 Март 2011, 02:40:04 »

А я вредная. И подлая. И Вас, Маверик, буду кусать и щипать, если найду, за что. И по фамилии называть буду, потому что она у вас звучная. Всё, пошла читать ваши тексты. Щас что-нить накопаю.

За что мне такая честь редкостная? Улыбающийся Впрочем, добро пожаловать.Улыбающийся Готов с вами подискутировать.
Записан
Ольга Александрова
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 6


Просмотр профиля
« Ответ #6 : 23 Март 2011, 06:48:21 »

Мои извинения за несвоевременное внимание к обсуждению. Но лучше поздно, как говорится. Спешу разрешить ваши споры.
А Вы, действительно, уверены, что кроме материи ничего не существует, что человеческое поведение сводится к набору физиологических реакций
Вот как раз в этом и не уверена! И меньше всего мне хочется, чтобы однажды именно это выяснилось в процессе познания. Сейчас неизвестно, к чему сводится это самое человеческое поведение: целиком к физиологии или все же к чему-то иному... А поэтому  полная уверенность в любом из этих принципов - в своем роде иллюзия. И поэтому есть свобода из двух иллюзий выбирать. А если бы оказалось, что физиология - единственное и неопровержимое объяснение человека, - не было бы спасительного выбора, и к чему бы это, на мой взгляд, могло привести, - выше изложено.
В общем, мне хочется верить, что человек не объясняется физиологией, но наука не учитывает пожеланий, - примерно это я хотела сказать.

Барышня об ином толкует, а именно, о жалком человеческом положении, о том, что не перенесёт он того, что в зеркале разглядит, если вглядится. Слишком уж мерзкое это зрелище. Так что уж лучше и не знать вовсе.
Можно и так сказать, но все же неизвестно, мерзок ли человек в действительности. Пока не исключено, что и вполне симпатичен, а значит, пока можно оспаривать его омерзительность. Ведь доводы ни на чьей стороне. Так что, действительно, наверное, лучше не знать, ведь реальность может оказаться неприятной.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!