Бабичева Анастасия.
Критический обзор «Несколько слов о…».
...Третье слово об Иване Азарове. Рассказ «Двигаясь наощупь. Игры в ассоциации»
Название мне не понравилось сразу. Может, какие-то личные ассоциации? Нет, думаю, причина в другом: деепричастие уж слишком напоминает англоязычную традицию, а двучастность уж слишком утяжеляют заголовок. Но все же захотелось прочесть – поманили «игры в ассоциации».
Расхожее утверждение скептиков – мол, ничего нового уже не напишешь – эта работа подтверждает. Ведь, например, ассоциации с гласными звуками в мраморе художественной литературы уже увековечил символизм. Да и сама идея рассказа знакома, думаю, многим – в повседневной жизни, да и в муках творчества. Что до меня, помню, года четыре назад, неспешно пробегая очередной круг стадиона самой ранней осенью, я рассказывала подруге о неотступности этих самопроизвольных, свободолюбивых ассоциаций. Почему, дескать, не пойму, но дорожу бесконечно… то запах, то песня, то картинка...
Однако сказать об «Играх в ассоциации» все же захотелось. Во-первых, потому что приятно прочесть что-то знакомое и близкое – но словами другого. Во-вторых, потому что сама играю в ассоциации, разве что читателю не рассказываю, что именно стоит за очередным фрагментом, появившимся, казалось бы, ниоткуда; сама наслаждаюсь вкусом, запахом, фактурой тех самых гласных звуков… И, в главных, потому что уж очень приятна речь Ивана Азарова – пусть не всегда идеальная, но такая тягучая, текучая, вот уж верно – «медоточивая». Послушайте! Именно послушайте, а не почитайте:
«…возможность внезапного преображения [пауза] и служит в некотором смысле критерием [пауза] подлинного величия чувств…»
…в-з-ж-в-з-ж… с-р-с-р… д-л-в-л-ч-в-ч…
Или вот это:
«…решительный шаг прочь, вырвавшись из цепких лап призраков прошлого …»
…р-ш-ш-р-в-р-в-ш-п-п-р-р-п-р….
Или совсем уж такое:
«…рокот грома за портьерами грозных туч…»
По-моему, здесь есть всё, что нужно для игры в ассоциации...