HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Авторы

Е. С.

…Они молча, упершись друг в друга взглядами, разрывались на части от полоумящих мыслей. Дыхание Сарапулова потяжелело. Наденьку пробивала нарастающая дрожь. Внезапно Сарапулов обхватил Наденьку за пояс. Он был похож на животное, которое еще секунду назад не знало, что из-за куста выскочит добыча. Считанные секунды она удерживала усиливающийся натиск обхвата и вдруг как-то внезапно тихо, страшно зарыдав, сама прильнула к Сарапулову с магнитящей силой. Она заревела так, что ему стало не по себе. И сквозь слезы ее он расслышал:

– Мне так плохо! Мне его так ужасно жалко!..

Сарапулов разжал обхват и нежно обнял ее. Почувствовал вжавшийся в плечо острый девичий подбородок, дрожащее Наденькино дыхание. И закрыл глаза. Сначала ему захотелось до слез зажалеть этого ребенка, а потом убить, чтобы убиралась к Ваське. А потом жутко захотелось, чтоб никто не умирал. Чтоб вернулся Васька. Чтобы он вот также прижал ее к себе, эту девочку, такую тонкую, плачущую и сладкую от такого родного горя. Чтобы поцеловал ее в шею. Отодвинув волосы, прошелся губами за ухом. Поцеловал уголочки губ… Губы… Чтобы пробрался ладонью по спинке с бугорками позвоночника, спустился рукою к ягодицам и между… Чтобы внежился лицом в грудь – эти два горячих лимона на ее худом и податливом теле…

Чтобы все было так…так…так, как должно было быть…должно было быть…должно было…. Быть.…Быть.…Быть!..


Евгений Алексеев (Джед)

...Все получалось в точности так, как и рассчитывал Шнобель. Они выйдут на первую седловину и силы покинут Джона окончательно.

Так и вышло. И аргумент у него был прогнозируемый: если идти на больных ногах – можно свалиться в трещину, коих на пути было предостаточно: коварных, злых, занесенных плотным снегом, спекшимся под лучами солнца в некрепкий наст.

А ночевать-то надо было на вершине. А до нее еще было – ой-ёй сколько!

И он дал ему макарон. Он рассказал ему анекдот про чукчу, который Джон совсем не понял, но смеялся вместе со Шнобелем, так будто родился на этой самой Чукотке.

Он порадовал американца припрятанными в своем рюкзаке чистыми портянками и дал напиться из фляги, опекая его как малое дитя. Он все сделал, чтобы американец снова, через полноценный русский мат встал и пошел, открыв в себе доселе неведомое ему – второе дыхание.

Как и предполагал Шнобель, путь на второе седло оказался самым опасным участком.

Куда бы они ни шли – всюду перед ними возвышались крутые подъемы, широкие трещины, в которые ледоруб проваливался весь сразу или нагромождения льда...


«На леднике»

Сергей Евин

...«Мёртвой почтой» почтовые работники страны называли между собой попадавшиеся изредка среди прочей корреспонденции письма с непонятными адресами, например, в несуществующие в СССР города, или же письма, адресованные давно умершим людям, или, более того, письма не значившимся в паспортных столах людям, а то и вообще – никогда не жившим. Работники крематориев в крупных городах тоже добавили свою толику писем: они неоднократно видели, как некоторые родственники сжигаемого тела вкладывали напоследок в гроб, чуть ли не в руки мертвеца, какие-то почтовые отправления. После оперативного сигнала в органы оттуда поступило указание изымать из рук сжигаемых мертвецов корреспонденцию. Органы подозревали, что в этих письмах – хула и жалобы Богу на власть.

Все долгие глухие годы железнодорожных скитаний по подводным путям начальник «почтового-особого» относился к своему бумажному грузу ответственно. Тогда так – о т в е т с т в е н н о – ко всему в стране относились: от алфавита и правил хождения людей по тротуарам до поведения в бою. Но когда умер Отец, всё переменилось в худшую сторону. Напрочь исчезла ответственность. Это он видел, прежде всего, на примере своего груза: если раньше «мёртвую почту» у него принимали с каменным лицом, под роспись, то сейчас приёмщик раскрывал загодя в улыбке гнилозубый хохотальник и громко, наплевав на секретность, кричал: «Привет, Проноза! Смотрите, помощник смерти пришёл! Ну, сколько «мёртвых» мешков привёз?!». А получив в руки мешок с бутылками, внутри которых были разные неизвестного содержания записки – поднял его и засмеялся: «Ты ещё и посуду приволок! Вот это кипяток! Чичи-гага! Тащим всё, что не прибито!»

А в последний раз приёмщик просто схватил его за руку и…


«Мёртвая почта»

Андрей Евпланов

Кто бы мог подумать, что Марат втюрится в эту Алину, как какой-нибудь Ленский, с первого захода. Марат – такой рафинированный, любитель джаза и сухого мартини, и она – в общем, ни кожи ни рожи. Но он перелистнул страницу с её недостатками, как нетерпеливый читатель перелистывает редакционное предисловие, и сразу перешёл к прологу. Хотя и достоинств он так, сходу, не мог заметить. Она, например, за вечер могла связать носки или варежки, сыграть что-нибудь из Шопена, выпить стакан водки на спор и занюхать солёным огурцом. Но не за это же любить. Есть, правда, подозрение, что Хельга, которая привела Алину в компанию, заранее предупредила его, что её отчим большая шишка в аппарате Совета министров. Но Марат утверждает, что в тот вечер, когда Алина появилась в его доме, он ничего о ней не знал, не знал даже, что она быстро вяжет на спицах и играет Шопена, потому что в тот вечер она не захватила с собой вязания, а инструмента у Марата не было...


«Стерва»

Александр Евстратов

...Вымыв посуду и войдя в комнату, Таня видит мужа у зеркала. На нём чёрный, ещё свадебный, костюм, белая рубашка, только без галстука.

– Куда это ты снарядился? – спрашивает удивлённо.

– Да просили здесь, всё хоть, может, десятку на хлеб дадут, – ответил муж, старательно зачёсывая назад волосы.

– А зачем парад этот? – не возьмёт в толк Таня.

Семён работал на заводе сварщиком. Теперь его на шабашки давно никто никуда не звал, а раньше, когда ходил, то не наряжался так, и брал с собой жжёную-пережжёную брезентовую робу. И потому-то сейчас, глядя на мужа, всё ей было непонятно странным.

– В порядочный дом иду, неприлично кое-как, – поясняет Семён.

– И что там делать будешь?

– Розетку починить просят.

– И с каких то пор ты электриком заделался? – предчувствуя что-то недоброе, спрашивает Таня.

Не отвечая ей, Семён одевает старый, но немного ношенный полушубок, и, не беря ничего с собой, молча уходит.

– Другую нашёл. Что теперь ему я? – вслух произносит Таня и плачет. В сердце почему-то нет ревности, одна пустота какая-то непонятная...


«Горе горькое»

Виктор Егоров

…Затем мы боролись на асфальте, и я помню, что мне удавалась не выпустить его и перехватить за шею. Когда я обхватил его голову, помню, что навалился на него всем телом и сжимал, сжимал. У меня слабели руки, я боялся, что их сведет судорогой, и он вырвется. Я боялся этого, да, это был страх, который меня и спас. Как тогда, когда я в детстве переплывал реку. Только страх не дал связкам и мышцам стянуться в узел и ударить в мозг дикой болью.Судорога свела руки гораздо позже, когда все кончилось.

Я начал различать звуки, когда рядом с моим носом появились чьи-то ботинки, и кто-то потащил меня вверх за мою голову. Вокруг все орали, но что орали, не помню. В ухо мне кто-то кричал: отпусти его! Я разжал руки, их тут же свело судорогой. Мне было так больно, что я повалился на спину и застонал, вытягивая руки вперед. Кто-то схватил их и потянул – меня подняли с асфальта. Я начал соображать, что соперник лежит, не шевелясь. Я – стою, он – лежит.

Вокруг него собрались парни, кто-то уже вызывал скорую, милиционер встал около меня и тоже куда-то звонил. Зачем вызывают скорую? Я вновь посмотрел на соперника и теперь понял, что он не шевелится, потому что без сознания. Господи! – ужаснулся я. Сквозь усталость и ломоту во всем теле пробилась страшная мысль: я его задушил…


«Мужской процесс»

Юрий Егоров

Случилось это в Японии вскоре после окончания Второй мировой войны. Япония войну проиграла. Её общество пребывало в глубокой депрессии. Страна разрушена. Экономика в кризисе.

И в это самое время на своих предприятиях японский предприниматель Киичиро Тойода начинает проводить экономическую реформу. Он не ждёт чуда от своего правительства, а самостоятельно пытается решить свои производственные проблемы, приглашает из США ведущих специалистов в области менеджмента и реорганизует управление своими предприятиями. Большое значение в развитии «Тойоты» сыграли идеи Эдварда Деминга, известного американского специалиста в области управления качеством. В результате мало кому известное преимущественно текстильное производство преобразовалось в крупный и передовой автомобильный концерн. Киичиро Тойода не только создал высокоэффективное управление своим производством, благодаря чему весь мир теперь знает автомобили этой марки, но и совершил революцию в области управления качеством, а также способствовал созданию нового направления в науке – экономической логистики[1].

Это мы воспринимаем Японию как маленькие острова. Однако в недалёком прошлом эта страна была великой империей, в которую входили значительная часть Китая, Корея, многие территории Юго-Восточной Азии и Океании. Япония выиграла войну с Россией в начале ХХ века, захватила значительные районы континентальной Азии, а во Вторую мировую первой начала войну с США, что не могла позволить себе даже покорившая всю Европу национал-социалистическая Германия. В японской империи была особенная, по-своему высокоразвитая культура, на которую опирались мифы великого государства. Вместе с тем, имперское величие, жертвенная самурайская культура и агрессивная политика не сделали японское общество счастливым. Поэтому после войны общество повернулось спиной к своей имперской истории и начало строить новое государство. Внешне менее великое, но зато более рациональное. Во главе его стали не политики со своими очередными прожектами, тоской о великом прошлом и о верных служаках, способных ради своих хозяев на харакири, а мыслящие передовыми экономическими категориями амбициозные предприниматели, такие как Тойода. Которые стали создавать современное производство, творить производственные чудеса, а не выпрашивать преференции у государства и не прислуживать политике. Сегодня весь мир знает Тойоду, но мало кто вспомнит имя тогдашнего премьер-министра Японии.

Но почему экономическое чудо произошло в раздавленной войной Японии и не случилось в России в период распада советской империи?..


«Почему в экономике нет российского чуда?»

Надежда Егорова

Жизнь понеслась в безумном темпоритме:
Вокзалы, поезда и снов обрывки.
Сдать: рукопись, экзамен, кровь из вены,
Ковер персидский в чистку непременно.
Снять: стружку, сливки, деньги, напряженье.
Принять сто грамм от головокруженья.
Прочесть: статью, нотацию, молитву.
Купить: тампоны, спички, ножик, бритву.
Узнать: кому, чем мне сегодня хуже.
Сменить: белье, жилье, работу, мужа.
Найти психолога и с ним все обсудить.
Взять выходной, прийти, увидеть, победить!
«Полет в небытие»

Андрей Елагин


Алексей Еленин

Забываешься во сне.
Жизнь замкнулась на себя,
и внутри клубка тепло.
В том краю, где люди спят
не темно и не светло.

То ль живой горячий бог,
то ли тёплый колобок
здесь завёрнуты в тела.

Мир совсем не так уж плох,
потому и родила
мать меня. Начало дней
затеряется во сне,
не воротится ко мне,
не таит в себе ни зла,
ни добра, ни громких правд –
и не будешь очень рад,
если с буйной головой
доберёшься до него.

Жизни тянутся во сне
по забавной кривизне.

Сон чудовищ породит
или мысленный полёт.
То, что ищешь – впереди
и ещё произойдёт.
«Избранное»

Дмитрий Ермаков

...А чего стоило ему – Илье Вострикову – себя переломить, просить, хоть и исповеди. Совсем уж его тогда припёрло. Что припёрло-то?.. Тоска. Вот это: когда всё есть (он работал прорабом на стройке, мужиком был хватким, зарабатывал прилично, да ещё и приворовывал) – а зачем?..

…И было воскресное утро. И голос колокола-великана разливался на десять вёрст по округе, а над озером – и на все двадцать, и счастливый Иванушка-дурачок прижимался, обхватив руками, к колокольной груди и слушал, как долго ещё затихает, гудит медный динамик…

Служба была, исповеди… И дребезжащие голоса поющих на клиросе бабушек были не менее молитвенно-прекрасны, чем голоса выпускниц "музпеда", поющих в городском храме. И как же хотелось ему, отцу Илье, чтобы никогда уж не согрешила исповедавшая грехи свои Галина – совсем же ещё девчонка; чтобы успокоилась мятущаяся душа Геннадия Пахолкова; чтобы не только в эти минуты, но и навсегда уже скинули с себя скорлупу показной наглости братья Куликовы… А как светится всегда скорбное лицо дьякона!.. Вон и Окатышев стоит, острым глазком на всё поглядывает. Но, настанет день, отец Илья верит в это, когда и этот Окатышев, смирив гордыню, истосковавшись душой, на исповедь подойдёт… Последним на исповедь подошёл Ванька.

– Батюшка… – только и сказал, и вдруг слёзы из глаз его голубых потекли.

– Ну, что ты, что ты… – И священник поскорее накрыл его голову епитрахилью…

И было причастие…

И люди, входившие в храм толпой, выходили – народом.

И отец Илья вновь дивился этому чуду обновления. Пройдёт минута, день, месяц, и снова короста греха покроет эти чистые души, а сейчас-то – какая радость, какое единение!

И ведь эти же люди ещё несколько лет назад в алтаре рыбу коптили… Да и он-то сам, отец Илья, ещё семь лет назад…


«Ванька»

Катерина Ермолаева (Вольная)

...Он вышел через вторую дверь. На тесном крыльце никого не было. Схватившись за грудь, он прильнул спиной к холодной стене дома.

«Вот оно, вывернулось, – дрожали мелкой дрожью его мысли. – Думал, что книжки в детстве одному послужат, а они на другое, видать, направили. Чего-то я не доглядел… Проворонил я малость…»

Егору вспомнился его тост, теперь он жалел в сердцах слетевших с языка слов. Рот связала горечь, к горлу подошла тошнота.

Отдышавшись, он постарался выпрямиться. В узором заплётшихся ветвях яблони жемчужными бусами горели звёзды. Было в их свете что-то зловещее, жестокое. Только месяц, обречённый на вечное одиночество, бледным тоскливым рожком примкнул к высокой крыше соседского дома.

Мерклый его свет молочными сгустками стлался внизу по земле, мертвенно голубым выкрашивал и без того бледное лицо Егора.

Память снова отломила из своей серёдки щедрый ломоть, заставила Егора задуматься.

Егору было тогда уже двадцать три, он только что вернулся из Афганистана. После его возвращения домой первое, о чём ему поведал брат – это о том, что в глубокой яме за деревней, вырытой не известно из каких целей, вот уже несколько дней сидела сброшенная кем-то чужая собака. Ночами она жутко скулила, но вылезти сама не могла, и маленький Мишка каждый день спускал к ней на верёвке чашку с водой и бросал куски хлеба. Однажды сгнившая верёвка оборвалась и чашка осталась в яме. Мишка жаловался, что мать сильно обругала его за эту чашку – оказывается, добротной была чашка, ценной. Ещё плакался Мишка: собаку было ему жалко. Никому она не была нужна, хулиганы над ней зверски пошутили, а Мишке взрослые не верили, что собака в яме, отмахивались только. Успокоив брата, Егор в первый же день пошёл с ним на окраину, и, спрыгнув в яму, вытащил и собаку, и чашку. Но Мишкино милосердие, неравнодушие к чужому горю, пусть даже не человеческому, запало в душу Егору, он часто об этом вспоминал.

«Нет, не я тому виной, – утешал он себя, ёжись от ночного холода. – Это что-то… Какое-то обстоятельство, чёрт какой-то его изменил! Или деньги, ёшь, разве теперь разберёшь!»...


«Старший брат»

Николай Ермохин

Просыпаюсь с весной в постели
и не знаю, что делать с ней.
Так же быстро горят недели,
оставляя всё меньше дней. 
 
Возрази мне, скажи, что рано
ставить крестики в календарях.
Расскажи, что придёт нирвана,
но успею пожить не зря.  

Расскажи, что ещё не скоро
мне придётся сдавать отчёт
за ошибок ненужных свору
и найдётся за что ещё…  

Тишина…тишина в квадрате.
Потерялся в стене ответ.
Никого в одиночной палате.
Только наглый весенний свет…
«Тишина… Тишина в квадрате…»

Владимир Ерошин

 

 *   *   *

 

денег нет

водки нет

женщин нет

интернет

 

 

 


«Страна Портфельетон. Циклы танкеток»

Андрей Есаулов

…Машина вывернула на дорогу, вспугнув стайку голубей, и поехала дальше. Елисеев и пассажир молчали, думая каждый о своём. Светофор показал красный свет. Елисеев мягко притормозил, затем достал пачку сигарет и предложил пассажиру закурить. Пассажир, немного поколебавшись, взял у него сигарету и достал зажигалку. Они оба прикурили, и по салону распространился приятный запах хорошего табака. Елисеев задумчиво посмотрел на красный сигнал сфетофора и неожиданно для себя запел:

– А почему, почему, почему, был светофор зелёный…

Пассажир, вдруг с чувством, громко подхватил:

– А потому, потому, потому, что был он в жизнь влюблённый!..


«Светофор зеленый»

Ана Ефимкина

...Её квартира похожа на музей. Здесь она жила всю мою петербургскую молодость. Вазы, картины и цветы… самые редкие, которые невозможно достать зимой. И конечно, «Елисейские поля» от Guerlain. Её самый родной аромат.

Мы расположились на её кухне, в мягких виридиановых креслах, с чашечками травяного чая в руках.

– Когда мы последний раз навещали бабушку, – начала Мариша, – она уже совсем плохо видела. Поэтому, как она сама часто говорила, распознавала нас по запахам.

– По запахам? – почему-то удивлённо спросила я.

– Да, запахи работают как незримые посылки состояний… Они связаны с телом, воспоминаниями, а самое главное – интуицией.

Я мечтала научиться рассказывать истории так же загадочно, как она.

– Мозаика чувств?

– Верно!

– Так вот, – она положила свою мягкую ладонь на моё колено и посмотрела мне в глаза. – Бабушка уже была готова к смерти, и мы хорошо знали, зачем она собрала нас.

Я сделала медленный вдох и постаралась выдыхать без звука. В моей голове появился образ «нас»: семь женщин, которые окружали бабушку до самой смерти...


«Незримые посылки»

Элеонора Ещина

...Представьте. Вот, яблоко срывается с древа,
Которое дико выросло на крыше.
Падает на дымную улицу, разбиваясь на части…
Вдруг затихают все уличные страсти…
Все останавливаются, становится тише –
Яблочный аромат уничтожает дым, и свежесть врывается смело…

 

…Нет знамения обязательного в том или ином поступке –
Есть смысл, но приходящий и уходящий…
Он (?) был прав в одном: слишком часто мы говорим: «Кому-то»,
Неопределённо. Потому что сторонимся собственных чувств, что глупо,
Но этот страх не всех дурманящий!
Потому: к чёрту всё! И давайте не будем бояться совершать исправимые проступки.
«"Печальная прелесть обыденного" (Вабисаби)»
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!